Рекомендации родителям по формированию слоговой структуры слова.
консультация по логопедии (старшая группа)

Бадагова Кристина Александровна

Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит, слоговая структура слова воспроизводится неверно.

В норме, дети уже в 3 года обнаруживают способность воспроизводить структуру слова по законам благозвучия, а языковая «чувствительность» к благозвучным канонам заложена в ребенке изначально, с рождения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям по формированию слоговой структуры слова.

Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит, слоговая структура слова воспроизводится неверно.

В норме, дети уже в 3 года обнаруживают способность воспроизводить структуру слова по законам благозвучия, а языковая «чувствительность» к благозвучным канонам заложена в ребенке изначально, с рождения.

В возрасте 4-5 лет указанные явления являются сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется помощь логопеда. Самостоятельно такие нарушения не проходят.

Искажение слоговой структуры слова у дошкольника старше 5 лет свидетельствует о нарушении фонематического слуха и нарушении ритмической стороны речи. Поэтому, развивая эту сторону речи ребенка, мы будем развивать как фонематический слух, так и чувство ритма.

Начните играть с ребёнком в неречевые игры:

Упражнение 1. Предложите ребёнку хлопнуть столько раз, сколько выставлено игрушек или сколько показано пальцев.

Упражнение 2. Предложите ребёнку повторить ритмический рисунок (сначала простой, затем более сложный) за взрослым. Ритм может отстукиваться или отхлопываться. При воспроизведении ритма можно использовать музыкальные инструменты.

Упражнение 3. Маршировка, бег, выполнение простых движений под музыку различного темпа.

Учите ребёнка на слух различать длинные и короткие слова:

Упражнение 1. Назовите два слова (дыня, малина) и предложите ребёнку определить, какое из этих слов длиннее (звучит дольше), а какое короче (звучит меньше).

Упражнение 2. Предложите ребёнку сравнить слова «карандаш» и «карандашик». Определить какое из этих слов короче и почему.

Упражнение 3. Предложите ребёнку показать длинную полоску, когда он услышит большое слово (машина, учительница, библиотекарь) и короткую полоску, когда маленькое слово (кит, дыня, ком).

Развивайте у ребёнка чувство ритма – это в дальнейшем благоприятно отразится на способности правильно делить слова на слоги:

Упражнение 1. Предложите ребёнку прохлопать ритмический рисунок слова (хлопок на каждый слог слова). Сначала предлагаются односложные слова (кот, дом), затем двух- и трёхсложные (стена, мышка, улица, рубашка).

     Упражнение 2. Предложите ребёнку произнести слово «от лица робота». Слово произносится по слогам (си-нич-ка), и на каждый слог выполняется резкий поворот или наклон, имитирующий движение робота. Движения должны совпадать с моментом произнесения очередного слога.

Обучайте ребёнка правильному произношению и делению слов на слоги сначала двусложных, потом трёхсложных, четырёхсложных и многосложных слов (необходимо проговаривать многосложные слова типа милиционер, автомобилист по слогам).

Предложите ребёнку отражённо, а затем и самостоятельно назвать слоги, слова различной слоговой структуры (используйте красочный дидактический материал).

Развивайте умение ребёнка производить звуковой анализ и синтез в играх «Выдели первый звук в слове», «Назови последний звук в слове», «Эхо», «Угадай начало слова», учите ребёнка подбирать слова с заданным количеством слогов.

Расширяйте словарный запас ребёнка:

Упражнение 1. Обогащайте словарь ребёнка по лексическим темам: «Овощи», «Одежда», «Транспорт», «Профессии» и др.

Упражнение 2. Поиграйте с ребёнком в игру «Скажи наоборот». Взрослый называет слово (например, злой), а ребёнок подбирает слово противоположное по значению (добрый).

Упражнение 3. Объясняйте ребёнку значение новых, непонятных для него слов и выражений. Отождествляйте незнакомые понятия с какими-либо уже знакомыми ребёнку словами или явлениями.

Работа над слоговой структурой должна идти параллельно с развитием фонематического слуха и постановкой звуков у логопеда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование слоговой структуры слова" (рекомендации для родителей)

Материал содержит игры и упражнения по формированию слоговой структуры слова....

Рекомендации по формированию слоговой структуры слова.

Приветсвую Вас, уважаемые коллеги и родители! В данной публикации Вы можете ознакомиться с упражнениями по формированию слоговой структуре слова. Желаю Вам успехов!...

«Рекомендации родителям по формированию слоговой структуры слова»

Рекомендации родителям по формированию слоговой структуры слова:Играйте с ребёнком в неречевые игры:Упражнение 1. Предложите ребёнку хлопнуть столько раз, сколько выставлено игрушек или сколько показа...

Консультации для родителей по формированию слоговой структуры слова у детей

В материале раскрыто понятия слоговой структуры слова, видов нарушений слоговой структуры слова. Приведены игры и упражнения по формированию слоговой структуры слова у детей с нарушениями речи....

Актуальность проблемы. Онтогенез формирования слоговой структуры слов. Причины нарушений слоговой структуры слов.

Актуальность проблемы заключается в том, что с каждым годом растёт количество детей страдающих общим недоразвитием речи.Если в 1970–1980-е годы речевые дефекты были у каждог...

Формирование слоговой структуры слова. 1 тип слоговой структуры

Формирование слоговой структуры слова - одна из сложных и важных задач. Если ребенок пропускает буквы, меняет слоги местами, то ему будет сложно выражать свои мысли, общаться с другими детьми, а так ж...