Логопедический проект "Очень важные слова"
проект по логопедии (старшая группа)

Краткосрочный проект учителя- логопеда работающего на логопункте с детьми 5-6 лет с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_predlogi_22-23_uch.g.docx25.28 КБ

Предварительный просмотр:

«Структурное подразделение «Детский сад  комбинированного вида «Аленький цветочек» МБДОУ «Детский сад  «Планета детства » комбинированного вида»


Составила: учитель-логопед

Паунькина С.В.

2022-2023 уч.год

Паспорт проекта

Тип проекта: краткосрочный, творческий.

 Срок реализации:   1 месяц

Цель: определить коррекционные пути эффективности формирования предложно-падежных конструкций у детей с нарушением речи, средствами совместного творчества.

Участники проекта: дети 5-7 лет, учитель – логопед, родители.

Задачи: 
• Развитие грамматического строя речи 
• Формирование у детей представления о предлогах как отдельных самостоятельных словах; 
• Развитие у детей интереса к родному языку 
• Повышение интереса родителей к коррекционному процессу 
• Повышение компетенции воспитателей в данной области 

Содержание работы: 
Работа с детьми

  •  Знакомство детей с предлогами на фронтальных и индивидуальных занятиях  в специально организованных играх 
  • Работа над предлогами при автоматизации звуков РЛ
  • Использование моделей предлогов
  • Составление предложений с заданным предлогом
  •  Наблюдение за предлогами в русском языке
  • Участие в создании страничек копилки «Очень важные словечки»
  • Работа с раскраской и обводилками

 
Работа с семьей 

  • Консультация для родителей чате по теме: «Формирование употребления предложно-падежных конструкций детьми с нарушениями речи».
  • Папки- передвижки


Работа с педагогами 

•Использование дидактических игр направленные на формирование навыков правильного употребления  предлогов в образовательной деятельности.

 • Пополнение работами совместно с детьми альбома «Очень важные словечки» на каждый отрабатываемый учителем-логопедом на специальных занятиях предлог. 

Практический результат проекта 

  • Создание  альбома «Очень важные словечки» 
  • Изготовление дидактических игр для работы над предлогами

Предполагаемый результат:

Предполагается, что в результате проведенной работы улучшатся показатели по использованию предложно-падежных конструкций:

- Дети на практике усвоят использование предлогов;

- Будут правильно подбирать предлоги к более широкому кругу слов;

- Смогут самостоятельно использовать предложно-падежные конструкции в свободной деятельности;

- Расширится активный словарь.

Актуальность:

Современный ребёнок к  4,5-5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развёрнутые сложные предложения, правильно произносить все звуки, легко воспроизводить многосложные слова.

    Иная картина наблюдается при общем недоразвитии  речи: у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказывается несформированными все компоненты языковой системы: фонетика, лексика, грамматика. Указанные нарушения во всех компонентах языковой системы отражаются на связной речи. Рассказы детей недостаточно полны, содержат грамматические ошибки. Особенно распространены ошибки в употреблении предлогов (согласовании различных частей речи). Дети не слышат предлоги, не понимают их значение.

    Практика  работы (с детьми с общим недоразвитием речи) показывает, что дети с ОНР  испытывают трудности в освоении предложно-падежных конструкций.

Дети с ОНР, в особенности, если дефект включает дизартрический компонент, испытывают трудности, связанные с ориентацией в окружающем пространстве. Отсюда несформированность пространственных понятий и трудности формирования навыков правильного употребления предлогов. Отмечается следующая последовательность появления частей речи в развивающейся детской речи : существительные, глаголы, прилагательные, местоимения, наречия, числительные, служебные слова.

Предлог – служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании или предложении. Предлоги бывают простые и составные, производные и не производные.

Предлоги появляются позже всех знаменательных частей речи. По мере развития речи значения предлогов всё больше и больше детализируются и обогащаются.

По А.Н. Гвоздеву отмечается следующая последовательность усвоения предлогов в онтогенезе: в, на, под, над, из, около, за, у, с, из, перед, между, по, к, до и др. В 6 летнем возрасте при нормальном развитии в речи ребенка – 21 предлог.

        Нарушение предложно-падежных конструкций проявляется в виде следующих ошибок: а) пропуск или замена предлогов; б) замена одной предложно-падежной конструкции другой; в) неправильное употребление падежного окончания существительного; г) неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания

       У большинства детей с речевыми нарушениями отмечаются отклонения в понимании падежей и предлогов и неправильное их употребление. В дальнейшем школьном обучении это создаст трудности усвоения предметов гуманитарного цикла: русского языка, чтения, географии и т. д. В результате чего, эти учащиеся попадают в разряд неуспевающих. Следовательно, проблему овладения предлогами необходимо решать в дошкольном возрасте.                                        

 Участие детей в проекте «Очень важные словечки» позволит сформировать навыки и умения по преодолению нарушений грамматического строя при общем недоразвитии речи, творческие способности и самоконтроль детей.

Основные направления реализации проекта:

  • Консультация для родителей  по теме: «Формирование употребления предложно-падежных конструкций детьми с нарушениями речи».
  • Изготовление дидактических игр для автоматизации звуков  Л, Р направленные на формирование навыков правильного употребления предлогов.

  • Коллективное оформление альбома.
  • «Игротека» - картотека игр и упражнений направленных на формирование навыков правильного употребления предлогов.

Осознанное употребление предложных конструкций помогает выработать у детей языковое чутье и явление переноса, уточнить пространственные представления, понимать сложные грамматические конструкции предложений, а значит, подготовить ребенка к обучению в школе. Именно это является основной целью всего комплекса коррекционных мер в системе работы учителя-логопеда в ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Страна важных слов"

У каждого человека есть самые дорогие и важные слова, это: семья, страна, Родина, любимый город. Патриотическое воспитание является одной из основных задач дошкольного воспитания. Мы, педагоги, должны...

Познавательно-творческий проект "Это важное слово - семья"

Проект поможет детям понять значимость семьи для каждого человека, расширит представления детей о жизни их предков и семьи, о родословной семьи....

Конспект НОД в старшей группе "Очень важные слова"

Занятие помогает научить детей пересказывать текст по опорной схеме...

Консультация «Спасибо - важное слово! Роль благодарственных слов в воспитании дошкольников.

Слово спасибо было внедрено в обиход в начале 20 века и означает «спаси бог». Как часто мы произносим слово спасибо и почти никогда не задумываемся, над его истинным значени...

Консультация для родителей га тему: «Спасибо - важное слово! Роль благодарственных слов в воспитании дошкольников».

Консультация для родителей га тему:  «Спасибо - важное слово! Роль благодарственных слов в воспитании дошкольников»....

Консультация «Спасибо  важное слово! Роль благодарственных слов в воспитании дошкольников.

Слово спасибо было внедрено в обиход в начале 20 века и означает «спаси бог». Как часто мы произносим слово спасибо и почти никогда не задумываемся, над его истинным значени...