Методика использования информационных и коммуникационных технологий и компьютерных игровых средств в дошкольном образовании
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Екатерина Владимировна Севостьянова

Современный этап развития общества массовой глобальной коммуникации характеризуется активным использованием средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) во многих областях деятельности человека, в том числе и педагогической.

При этом одним из основных направлений информатизации образования является использование ИКТ в целях совершенствования методических подходов к обучению, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого в условиях информатизации общества, осуществления информационной деятельности и информационного взаимодействия образовательного назначения, а также осуществления профессиональной деятельности кадров информатизации образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dlya_kruzhka.docx27.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад №3»

390039.г. Рязань. ул. Бирюзова д. 6а                                                                                   тел 33-76-17

Методика использования информационных и коммуникационных технологий и компьютерных игровых средств в дошкольном образовании

                                                                Составила : учитель-логопед

                                              Севостьянова Е.В.


Пояснительная записка

Современный этап развития общества массовой глобальной коммуникации характеризуется активным использованием средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) во многих областях деятельности человека, в том числе и педагогической.

При этом одним из основных направлений информатизации образования является использование ИКТ в целях совершенствования методических подходов к обучению, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого в условиях информатизации общества, осуществления информационной деятельности и информационного взаимодействия образовательного назначения, а также осуществления профессиональной деятельности кадров информатизации образования.

Многие исследователи доказывают, что знакомство с компьютером дошкольника целесообразно осуществлять в форме компьютерной игры. Так, Венгер Л. А. в работах, посвященных развитию и обучению детей дошкольного возраста, научно обосновывает и доказывает необходимость применения компьютера для интеллектуального развития ребенка. Психологи-исследователи (Горвиц Ю. М., Марцинковская Т. Д., Новоселова С. Л. и др.) говорят об эффективности использования в работе с детьми старшего дошкольного возраста таких компьютерных игровых программ, строение которых соотносится с интеллектуальной структурой игровой деятельности ребенка. О возможности развития памяти, моторной координации, способности восприятия пространства, внимания с помощью компьютерных игр у ребенка свидетельствуют работы Дастмана С., Гольдштейна Б. И. и других исследователей.

В этой связи, под компьютерными игровыми средствами (КИС) будем понимать компьютерные программные средства, обеспечивающие в игровой форме условия для осуществления различного рода развивающих воздействий на дошкольника. Использование КИС, ориентированного на умственное, речевое, эмоциональное развитие дошкольника, в качестве средства деятельности (игровой, продуктивной, художественной) способствует снятию эмоциональной напряженности, развитию интеллектуальной сферы дошкольника, служит средством подготовки к школе.

В соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ, Приказ № 655 от 23.11.09г.), «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С., рекомендованной Министерством образования РФ, программой Каше Г.А. Филичевой Т.Б. "Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада", нами была создана программа дополнительного образования «Подготовка детей с старшего дошкольного возраста к обучению грамоте».

На основании личного педагогического опыта работы с детьми дошкольного возраста, имеющими различные нарушения психоречевого развития, количество которых с каждым годом увеличивается, мы пришли к необходимости создания программы дополнительного образования, в которой бы использовались законы развития речи, психолингвистики и логопедии.

Данная рабочая программа по обучению грамоте разработана для детей 5 - 6 лет посещающих детский сад, не имеющий логопедической группы.

В нашей программе основное место занимает работа по обучению детей сознательному послоговому чтению, выработке навыков печатания в едином орфографическом режиме, графическому анализу, развитию фонематического слуха, а также профилактическая работа по предупреждению нарушения чтения (дислексии) и письма (дисграфии) при последующем обучении детей в начальной школе.

Программа по подготовке детей к обучению грамоте предусматривает развитие у детей внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, а также способов умственной деятельности (умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи) в процессе различных видов деятельности. Данная программа стимулирует развитие любознательности. Она служит развитию неречевых процессов, развитию словарного запаса, практическому усвоению грамматических форм языка. Большую роль в нашей программе играет использование ИКТ и КИС в работе с дошкольниками.

Серьёзное внимание в программе в контексте решения задач умственного воспитания и общего развития ребёнка уделяется развитию устной речи.

Для полноценной подготовки к школе необходимо решить ряд задач:

1. Выработать у детей навык продуктивной деятельности.

2. Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определённым звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.

3. Формировать навыки звукового анализа, а затем послогового чтения.

4. Развивать связную речь дошкольника.

5. Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка - профилактика нарушений письменной речи.

6. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчётливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией.

Устная речь - это автоматизированный процесс, навык, рефлекс, а чтение и письмо -это анализ и синтез сознательный. Чтение и письмо как рефлекс появиться не могут,нужно обучение. Данная программа позволяет систематизировать обучающий процесс с детьми.

Методика использования информационных и коммуникационных технологий и компьютерных игровых средств в дошкольном образовании

В качестве основной формы обучения дошкольников нами выбраны занятия с использованием ИКТ и КИС (фронтальные, групповые, индивидуальные), осуществляемые в игровой форме, так как игра – ведущий вид деятельности дошкольников. Обоснуем выбор организации фронтальной формы обучения.

Занятия с использованием ИКТ и КИС, применимые к фронтальному обучению дошкольников, проводятся в группе, оборудованной одним компьютером с СD-ROM устройством, аудиосистемой (колонки) и дополнительно медиапроектором с настенным экраном или телевизором с большим экраном, подключенным к компьютеру. Дополнительно компьютер может быть подключен к локальной сети ДОУ и иметь выход в Интернет. При этом один компьютер в группе может быть использован как электронная доска, т. е. в режиме вызова к нему воспитанников для выполнения команд, предусмотренных программой. Для этого желательно подключение компьютера к проектору или к телевизору.

КИС, применяемые на фронтальных, групповых, индивидуальных занятиях предполагают обучение дошкольников, направленное на развитие у них речи, внимания, памяти, моторики, повторение и закрепление ранее пройденного.

Для эффективного усвоения предложенного материала нами используются интерактивные игры, анимационные мультфильмы, видеофильмы. В учебно-методической базе содержится большое количество образцов записей данных сказок, мультфильмов, КИС и т. п. Например, КИС «Викторина скоро в школу», «Готовимся к школе», «Мои первые животные» и др. Компьютерные ситуации позволяют повторить их столько раз, сколько нужно дошкольнику. Так, с помощью КИС можно научить дошкольника адекватно реагировать на ситуации, которые ребенок может встретить в быту, в школе, во время спортивного отдыха и т. п.

Организация занятий с дошкольниками с использованием ИКТ и КИС предполагает реализацию этапов:

1. Предварительная подготовка к занятию. Она включает в себя обогащение познавательной сферы дошкольника.

2. Перед освоением КИС дошкольнику необходимо объяснить правила пользования клавиатурой, их функциональное назначение.

3. Раскрытие примерного содержания игровой программы и определение способов решения поставленной в игре задачи.

4.Закрепление знаний в продуктивных видах деятельности (конструктивная, изобразительная), в игровой деятельности дошкольников.

По мнению Новоселовой С. Л., игровая мотивация помогает ребенку усвоить те знания, которые несут в себе КИС. Их ценность заключается именно в том, что дети постепенно начинают интересоваться их содержанием, а не только новой и необычной формой. Так игровая мотивация естественным образом переходит в учебную, в интерес к содержанию задания. Таким образом, тот интерес, который вызывают занятия с КИС, лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание.

Для обучения на базе КИС  педагог предварительно организует разные виды игр: сюжетно-ролевые, режиссерские, игры-фантазирования, предметно-игровое манипулирование; театрализованные игры и игры-драматизации, игры с правилами, спортивные, настольно-печатные, игры экспериментирования и дидактические естественно-научного содержания, логико-математические, речевые, музыкальные. Дети овладевают двумя важнейшими навыками, без которых невозможна игра на компьютере: во-первых, они учатся достигать цели, во-вторых, в традиционных играх обеспечивается плавный переход от результативных действий к действиям в воображаемой ситуации, к действиям замещения с опорой на предмет-игрушку, предмет-заместитель и другие более обобщенные знаки: жест, слово. Работа дошкольника с КИС не была бы успешна без применения разных видов игр и без способности замещать реальные вещи и действия игровыми.

Методы обучения дошкольников, которые можно разделить по источнику знаний и по характеру познавательной деятельности.

В качестве методов обучения дошкольников по источнику знаний мы используем метод демонстраций, метод иллюстраций, упражнения.

Метод демонстраций следует использовать для визуализации изучаемых объектов, явлений, процессов с целью их изучения дошкольниками. Метод иллюстраций предполагает показ предметов, процессов, явлений в их символическом изображении (фотографии, рисунки)

Практические методы направлены на формирование умений и навыков, к ним можно отнести упражнения. Упражнения способствуют развитию речи, внимания, памяти, познавательных способностей, личностных качеств и выработке навыков их применения.

По характеру познавательной деятельности можно использовать следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, предполагающий словесные объяснения с привлечением наглядности; метод проблемного изложения, частично-поисковый метод, метод компьютерных дидактических игр.

При использовании проблемного изложения детям предлагается найти способы разрешения проблем. Частично-поисковый метод предполагает решение поставленной задачи педагогом вместе с дошкольниками.

Метод дидактических компьютерных игр предполагает практические действия дошкольника на компьютере (компьютер служит игровым и техническим средством обучения), помогает детям овладеть предметно-продуктивной, игровой, музыкальной, конструктивной, изобразительной и другими видами деятельности, которые являются базовыми.

Также мы используем метод проектов, направленный на решение поставленной задачи совместными усилиями педагога, родителей. Тематика проектов может быть разнообразной, например, «Мои любимые игрушки», «Подарок маме», оформленный альбом, компьютерная газета и др.

Выбор методов обучения определяется с учетом возможностей дошкольников, их возрастных и психофизиологических особенностей.

В обучении дошкольников нами используются мультимедийные программные средства, детские электронные презентации, дидактические игры, электронные энциклопедии, содержащие базу данных с мультимедийной информацией, компьютерными играми.

Цель рабочей программы:

- Сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте, научить детей элементарным навыкам письма и чтения.

Задачи по подготовке к обучению грамоте:

1. Познакомить детей с понятиями: «звук», «слово», «предложение».

2. Формировать фонематические процессы - ориентировку в звуковой системе языка.

3. Обучать детей сознательному правильному плавному послоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами и небольшими

предложениями.

4. Обучать звукобуквенному анализу и синтезу слов и предложений.

5. Овладевать объяснительной и доказательной формами речи.

6. Развивать способность у детей к морфологическим и синтаксическим обобщениям.

7. Формировать языковые операции, в процессе которых происходит грамматическое конструирование предложений.

В рамках новой гуманистической концепции дошкольного воспитания программа по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте предусматривает максимальное содействие становления ребёнка, как личности, развитию активности детей в процессе организации их учебной деятельности.

Развивающие игры-занятия в программе связаны со всеми образовательными

областями и видами деятельности.

Программа рассчитана на два года обучения:

1 год обучения – дошкольники 5-6 лет;

2 год обучения -  дошкольники 6-7 лет.

Количество часов в неделю - 2.

Продолжительность занятий 30-35 минут.

Занятия подгрупповые, охватывают 8-10 человек.

Во время развивающих игр-занятий, требующих большой умственной нагрузки,

следует проводить физминутки протяжённостью в 1-3 минуты.

Организуя развивающие игры-занятия с детьми, нами реализуются следующие функции:

1. Эмпатическое принятие ребёнка.

2. Создание психологической атмосферы и психологической безопасности.

3. Эмоциональная поддержка ребёнка.

4. Тематическое структурирование задачи.

5. Постановка креативной задачи и обеспечение её принятия ребёнком.

6. Помощь в поиске формы выражения темы.

В результате изучения программы дошкольники должны знать и уметь:

1. По неречевым процессам: внимание, кратковременная слуховая и зрительная память, слуховое и зрительное восприятие, мышление, графомоторные функции:

- соотнесение целой буквы и ее части;

- узнавание зашумлённых букв;

- обводка по контуру и по точкам;

- раскрашивание букв;

- составление букв из пазлов.

4. Подготовка к обучению грамоте:

- понятие о предложении (три правила написания);

- распространение предложений.

- понятия о звуках и буквах, гласных и согласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных;

- дифференцирование звуков речи близких по акустическим или артикуляционным признакам;

- определение места звука в слове;

- отбор картинок на заданный звук;

- чтение слоговых таблиц, слов и предложений, послоговое сознательное чтение;

- выполнение графического анализа слов и предложений.

Система мониторинга достижения у детей планируемых результатов должна

обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых результатов освоения программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей. В процессе мониторинга знания, умения и навыки детей исследуются путём наблюдения за ребёнком, экспертных оценок, тестов. Эти методы обеспечивают объективность и точность получаемых данных в оптимальные сроки, и не приводят к переутомлению детей. Мониторинг проводится два раза в год - в сентябре и мае, чтобы обеспечить возможность оценки динамики достижений детей.


Содержание изучаемого курса.

Уровень речевого развития ребёнка можно назвать одним из показателей

психологической готовности к обучению в школе, поскольку речь служит не только средством общения в социуме, но и влияет на качество школьного обучения. «Программа подготовки детей старшего дошкольного возраста обучению грамоте» предполагает работупо разделам:

Звуковой анализ слов

Членение слов на слоги, составление слоговой схемы.

Звуко-слоговой анализ слов различной сложности.

Умение составить схему слова из полосок и фишек.

Звуки гласные и согласные, твердые и мягкие. Качественная характеристика звуков.

Усвоение слогообразующей роли гласных (в каждом слоге один гласный звук).

Воспитание умения находить в слове ударный гласный.

Умение подбирать слова к данным схемам.

Умение подбирать слова к данной модели (первый звук твердый согласный, второй —

гласный, третий — мягкий согласный, четвертый — гласный и т.п.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование информационных и коммуникационных технологий в управлении, воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения»

Данный Проект представляетсобой новый взгляд на особенности организации работы по созданию единого образовательного информационного пространства   на современном этапе развития дошколь...

Проект «Использование информационных и коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»

Данный Проект представляет собой новый взгляд на особенности организации работы по созданию единого образовательного информационного пространства на современном этапе развития дошкольного образования....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

Образовательный проект «Мой дом, мой город, мой Урал» Проект составлен в соавторстве с учителем-логопедом, отражает идею патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей «Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), и технических средств в ДОУ»

Требования к использованию технических средств в организации обучения дошкольников ....

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога для повышения качества образования и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО.

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога  для повышения качества образования  и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО....

Использование информационных и коммуникативных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека, также это затрагивает и воспитат...

Методические рекомендации для педагогов по использованию информационных и коммуникационных технологий в эстетическом воспитании старших дошкольников

Использование ИКТ в эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ ДС №7 «Жар-птица» способствуют:1) формированию знаковой функции мышления;2) процесс «врастания...