Аденоидит и речевые нарушения у детей.
консультация по логопедии

Александра Александровна Юркова

Острый вопрос речевых нарушений у детей дошкольного возраста зачастую сопряжен с патологиями развития детского организма. Одной из которых является разрастание, увеличение аденоидов. Данный материал носит информационный характер и расчитан на родителей дошкольников и младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adenoidit_i_narusheniya_rechi_u_detey.docx46.47 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\админ\Desktop\adenoidy-i-adenoidit_s.jpg

Аденоиды - так или иначе, но каждый знаком с эти понятием. Увеличение  аденоидов распространено среди детей дошкольного возраста. По своей сути — это защитная реакция лимфоидной ткани на агрессию окружающей среды.   Когда  ребёнок  вдыхает  воздух  с  микробами,  

последние не попадают сразу в бронхи, а оседают на складках - миндалинах и аденоидах. Эти образования богаты лимфоцитами и другими стражами порядка, которые распознают микробов и стараются их уничтожить. А потому — собираются с силами и увеличиваются в размерах. Чем больше контактов с микробами — тем больше размеры миндалин. Эта патология наиболее часто встречается среди патологий  уха, горла и носа и ведет к тяжелым нарушениям речи.  Избыточное разрастание носоглоточной миндалины, которое ведет к затрудненному носовому дыханию или к полной невозможности дышать носом, влечет целый ряд физиологических изменений в организме ребенка. Лицо ребенка приобретает характерные особенности, так называемое аденоидное лицо: вытянутое, амимичное лицо, нос становится больше, твердое небо выше, приоткрытый рот, часто  повышенная саливация, сглаженность носогубных складок, вялость губ, формирование неправильного прикуса. Окончательно аденоиды сходят на нет в период полового созревания, а вот изменения черепа остаются на всю жизнь. 

Увеличенные аденоиды служат источником часто повторяющихся острых и хронических заболеваний носоглотки.  Не исключено, что они могут закрывать вход в среднее ухо это может привести к стойкому снижению физиологического слуха, а то и к глухоте. Постоянное кислородное голодание мозга (гипоксия) провоцирует головные боли, ухудшение сна, снижение процессов запоминания, быструю утомляемость,  потерю концентрации внимания, ребенок часто отстает в развитии от сверстников. 

Все выше описанные факторы неизбежно влекут за собой тяжелые нарушения речи.

Нарушение дыхания, а значит нарушение речевого дыхания: речевой выдох становится коротким, речевое высказывание необоснованно прерывается – ребенку необходимо сделать дополнительный вдох. В результате нарушаются темпо- ритмические, просодические характеристики речи. На письме это приводит к трудностям определения границ предложения, слова, слога.   

Неизбежно нарушение голоса, из-за того, что аденоиды препятствуют прохождению звуковой резонансной волны, у детей часто развивается гнусавость. Звуки «м» и «н» произносятся как «б» и «д» или «п», «т». Таким образом, происходит изменение тембра голоса, оглушение или озвончение (все индивидуально).

Речь лишается своей выразительности, модулированности, интонированности.

         Из- за недостаточной активности губ, при произнесении гласных звуков, происходит замена одних гласных другими или исключение их из слова и следовательно к трудностям выделения этих гласных на фоне слова, к нарушению фонематического анализа. В школьном возрасте - специфическим ошибкам на письме. Например, артикуляторно- акустическая дисграфия (замены и пропуски на письме, соответствуют заменам и пропускам звуков в устной речи).

         Из-за сильного носового оттенка голоса,  происходит нарушение произносительной дифференциации ( муха- нуха, молоко- нко, мебель-небель и т.д.) Нарушение произносительной дифференциации из-за глухости голоса звонких и глухих согласных звуков: б-п, г-к, д-т, ж-ш, з-с, в-ф и их мягких вариантов. Понятно, что без умения четко различать на слух фонемы родного языка нельзя овладеть навыками звукового анализа и синтеза, а это опять делает невозможным полноценное усвоение навыков письма и чтения.

При ротовом дыхании положение языка изменяется, он опускается вниз, чтоб обеспечить свободный доступ воздуха, такое положение свойственно языку при инфантильном типе глотания.  В этом случае язык упирается в разомкнутые зубы и выталкивается из полости рта, вызывая фонетические дефекты в большинстве случаев – межзубный сигматизм (шепелявость).  

О проблеме патологического разрастания аденоидов и влияния их на качество речи написано множество статей.  Все они говорят о том, что нельзя терять время, Важно, все патологические процессы  убрать в раннем возрасте, чтобы не наступили необратимые изменения мешающие в дальнейшем полноценной жизни человека!!!

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аденоиды и речевые нарушения у детей

Одной из наиболее частых патологий уха, горла, носа, ведущей к тяжёлым нарушениям речи у детей, являются аденоиды....

Аденоиды и речевые нарушения у детей

Информация для родителей...

Аденоиды и речевые нарушения у детей

Одной из наиболее частых патологий уха, горла, носа, ведущей к тяжёлым нарушениям речи у детей, являются аденоиды....

Аденоиды и речевые нарушения у детей

Аденоиды – избыточное разрастание носоглоточной миндалины, которое ведёт к затруднённому носовому дыханию или к полной невозможности дышать носом. Тогда воздух поступает в полость глотки через рот нео...

Аденоиды и речевые нарушения у детей.

Как влияют аденоиды на развитие речи детей....

Аденоиды и речевые нарушения у детей.

Как влияют аденоиды на развм\итие речи у детей....

Консультация для родителей на тему" Аденоиды и речевые нарушения у детей"

Аденоиды - одна из наиболее частых патологий уха, горла, носа, ведущая к тяжёлым нарушениям речи у детей....