Ребенок не говорит. Что делать?
статья по логопедии (младшая группа)

Усольцева Ольга Александровна

В статье рассматриваются вопросы:
- нормы развития речи
- какие возможные действия родителей, если ребенок не говорит
- какие результаты этих действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rebenok_ne_govorit._chto_delat.docx22.05 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Ребенок не говорит. Что делать?»

Автор: Усольцева Ольга Александровна

Должность: воспитатель.

Учреждение: детский сад номер 47 «Ладушки»

Город Заволжье

Добрая половина родителей, как правило, спешит в поликлинику по врачам, кто-то читает советы бывалых мам и таких же слушателей, а кое-кто уже собирает информацию об анализах и обследованиях. Что делать в данной ситуации?

Начнем рассуждать: заболел зуб – идем к стоматологу, заболело ухо – к лору, ребенок не говорит – к логопеду. Логично?

Да! Но…всегда ли есть в окружении логопеды ранней помощи (это те, кто помогает детям от рождения до 4 лет).

Итак, сначала надо упомянуть нормы речевого развития:

К 1,5 годам в лексиконе имеются слова «дай», «на», «иди».

К 2,5 годам начинает строить фразы из 2-3 слов.

К 3 годам вовсю использует фразы, словарный запас до 1000 слов.

Теперь о действиях, которые обычно предпринимают при нарушениях речи:

1. Логопед, который умеет диагностировать малышей и далее окажет адекватную помощь, при условии, что у ребенка речевое нарушение. В других случаях, расскажет к каким специалистам обратиться (это могут быть врачи, либо смежные с логопедией направления). Отсутствие речи у ребенка – это симптом (любимое многими ЗРР). А вот симптом чего? В этом и предстоит разобраться логопеду. И чем точнее, тем качественнее будет дальнейшая помощь и тем быстрее мы услышим заветные слова.

В каких случаях ребенок не использует речь?

Существует 3 основные причины:

▪️речевое нарушение,

▪️сенсорная дисфункция,

▪️психиатрия.

Во всех трёх «случаях» ребенок не говорит, но логопед будет первым специалистом только в единственном варианте – это речевом.

Вв двух других нужны врачи, специалист по сенсорной интеграции, АВА терапевт, психолог, возможно, психотерапевт. И система помощи будет абсолютно иная.

Поэтому очень важно определить первичное нарушение у ребенка. Для достижения динамики, важно понять причину молчания (если ребенок старше 2 лет).

Каждое заключение имеет название, а не перечисление симптомов (зрр, зпр, зпрр). Детям до двух лет, ставят темповую задержку речи. При этом логопеду важно увидеть психическое состояние ребенка и при необходимости рекомендовать консультацию психиатра.

Если вдруг отсутствие речи у ребенка связано с психическим нарушением, ни один логопед не в состоянии помочь. И пытаться искать именно этого специалиста - пустая трата времени. В этом случае нарушен совсем иной механизм и это не область логопедии, хотя, визуально просто обычный неговорящий ребенок.

2. Врач невролог, как правило, опережает логопеда по количеству неговорящих детей на приеме. Однако, это происходит потому, что большинство родителей либо верят в «волшебную таблетку для речи», либо не знают, что есть логопеды, оказывающие раннюю помощь.

Что можно ожидать в этом случае?

Первый вариант развития событий (благополучный): когда невролог «в теме» (в лучших смыслах этого слова). Он не будет писать (ЗРР, ЗПРР, ОНР, сенсомоторная алалия, моторная алалия и другие термины из области логопедии) в строке «диагноз».

Сначала назначит нужные обследования ребенку (если они нужны). И только по их результатам, обозначит неврологический диагноз. Потом обсудит с родителями вопрос медикаментозной поддержки (если таковая нужна) или иные пути помощи (другие врачи и исследования).

Если с ребенком всё ОК (это была просто тревожная мама), ПРАВИЛЬНЫЙ невролог порекомендует специалистов: логопеда (этот невролог знает, что есть такие логопеды, которые работают с детьми до 4 лет), сенсорного терапевта, если это повышенная тревожность, то конечно семейную психотерапию.

И, самое главное, невролог не ставит аутизм! Он направляет на консультацию к врачу психиатру, если появилось такое предположение.

Второй вариант развития событий (неблагополучный и самый распространенный): в строке диагноз – что-либо из перечисленных выше букв (ЗРР и т.д), плюс могут добавится «аутистические черты, РАС». Назначат таблетки, уколы, если коммерческая клиника, то обязательно аппараты (томатис, микрополяризация, бак и т.д) и никто разбираться не будет в речевом заключении.

Томатис, например, используется только при единственном речевом заключении (хотя гарантий положительного результата никто не дает, нужна диагностика логопеда). Чаще в этом варианте работает: «а давайте попробуем». Не помог один курс, надо второй, не помог второй, надо третий...что с аппарата спросишь...

3. Специалист, который оказался рядом, чаще просто бесплатный (назначили при городском центре помощи).

Необязательно логопед. Это может быть педагог по раннему развитию, психолог, нейропсихолог, просто воспитатель, дефектолог (такой тоже встречается в ваших письмах), АВА терапевт. В последнее время даже остеопаты взялись запускать речь (причем онлайн).

4. Мама-«доктор». Тщательно изучив все доступные чаты с этим вопросом, берет всё в свои руки и вперед на обследования. Анализы, ээг, мрт, остеопат, массаж общий, массаж логопедический, сурдолог и т.д. А будет ли результат?

Речь просто так не появится, нужно найти МЕХАНИЗМ нарушения и причину (КС, травмы, сложная беременность, гипоксия).

При любых нарушениях речи сначала обращаемся к логопеду, выбираем его согласно возрасту ребенка. Не доверяйте универсалам!

Список использованной литературы

1 Елена Янушко: Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1-3 лет – «Эксмодетство», 2015 г

2. Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит - Айрис-Пресс, 2004 г.

3. Гаркуша Ю.Ф. Как говорить с малышом? Конспекты для родителей – М. ПАРАДИГМА 2013

4. Смирнова Л.Н. Развитие речи у детей 2-3 лет. Пособие для воспитателей и родителей - Мозаика-Синтез, 2007 г.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1.  https://mag.103.by/topic/107343-kak-pomochy-rebenku-zagovority-prakticheskije-sovety-roditelyam/
2.  
https://www.maam.ru/detskijsad/pochemu-rebenok-ne-govorit.html

3. https://logopedprofiportal.ru/blog/923015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Если ребенок не говорит

Ваш ребенок не говорит. Что делать? Конечно, для решения этой проблемы необходима длительная программа комплексного воздействия - медицинского, логопедического, психолого-педагогического. Ст...

Что делать, если ребенок не говорит или плохо говорит?

Практически у большинства детей к 4-5 годам речь достигает нужной языковой нормы. Однако, в силу индивидуальных, социальных или патологических особенностей развития у некоторых детей дефекты про...

Консультация для родителей на тему: «Речь ребенка третьего года жизни. Что делать если ребенок не говорит?»

Слово является первичным инструментом нашего мышления, и чтобы совершать сложные умственные действия, детям не­обходима развернутая фразовая речь. Для некоторых детей оказывается достаточно о...

Что делать, если ребенок не говорит или плохо говорит

Что делать, если ребенок не говорит или плохо говорит...

РЕБЕНОК НЕ ГОВОРИТ, НОРМА ИЛИ ОТКЛОНЕНИЕ? ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ В СЛУЧАЕ ЗАДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У РЕБЕНКА? ЧЕМ МОЖЕТ ПОМОЧЬ СПЕЦИАЛИСТ?

РЕБЕНОК НЕ ГОВОРИТ, НОРМА ИЛИ ОТКЛОНЕНИЕ? ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ В СЛУЧАЕ ЗАДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У РЕБЕНКА? ЧЕМ МОЖЕТ ПОМОЧЬ СПЕЦИАЛИСТ?...