Особенности развития детей с ТНР
консультация по логопедии

Павличенко Мария Владимировна

Особенности развития детей с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Особенности развития детей с ТНР32.57 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов на по теме:

«Особенности развития  детей с ТНР».

Подготовила: учитель-логопед Павличенко М.В.

     Дети с ТНР это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых первично не нарушен интеллект, сохранен слух, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики.

Дефекты могут затрагивать различные компоненты речи, например снижение внятности речи, другие – затрагивают фонематическую сторону языка и выражаются в дефектах звукопроизношения, недостаточном овладении звуковым составом слова, который влечет за собой нарушение чтения и письма. Другие дефекты представляют коммуникативные нарушения, которые сказываются на обучении ребенка в массовой школе. Сложные речевые нарушения охватывают все стороны речи и приводят к общему недоразвитию.

Обычно выделяются группы со следующими наущениями: 1) фонетико-фонематические нарушения (ФФН, дети с преимущественными недостатками звукопроизношения и нарушенями фонематического слуха.

2) общее недоразвитие речи (ОНР, дети с преимущественными недостатками лексико-грамматической стороны речи, с разными уровнями речевого недоразвития: 

 3) недостатки мелодико-интонационной (ринофонией, дисфонией, афонией) и темпо-ритмической стороны речи (с заиканием, итерацией, тахилалией, брадилалией).

Психологические особенности детей с ТНР
Особенности речевой  деятельности отражаются на формировании у детей  сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер.

Тяжёлые нарушения речи по - разному, но обязательно находят своё отражение в психической деятельности человека, что проявляется в нарушении познавательной, эмоционально - волевой сферы личности, межличностных отношений.

Особенности  развития восприятия:

Слухового-нарушения фонематического слуха, низкая активность припоминания.

Зрительного-бедность и недеференцированность зрительных представлений. Нарушение операции синтеза при складывании картинки из частей.

Пространственного-нарушения ориентировки в пространстве, трудности в дифференциации понятий «слева», «справа», «между», «над», «под».

Нарушение восприятия отмечается у всех детей с ТНР. Особенности развития памяти:

 Отмечается снижение продуктивности запоминания

-Характерно долгое запоминание и быстрое забывание

-Объём зрительной памяти практически не отличается от нормы

-Объем слуховой памяти значительно снижен  (трудности при запоминании стихов)

-Относительно сохранны возможности смыслового, логического запоминания

Особенности внимания детей с ТНР:

-неустойчивость

-трудности переключения и распределения

-трудности в планировании и контроле своих действий

-трудности сосредоточения на вербальном материале

Особенности развития мышления:

-с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

-вербальные задания логической направленности вызывают стойкие трудности.

-Характерен недостаточный объём сведений об окружающем мире, свойствах предметов.

Вследствие двигательных и сенсорных нарушений недостаточно развивается наглядно - действенное и наглядно - образное мышление. Задержано формирование словесно - логического мышления, что проявляется в трудностях установления сходства и различия между предметами, несформированности многих обобщающих понятий, в трудностях классификации предметов по существенным признакам.

Особенности эмоционально –волевой сферы:

Эмоциональная незрелость

-Трудности произвольного поведения

-Зависимость от окружающих, склонность с спонтанному поведению

-Нарушение коммуникативной функции, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм)

-Заниженная самооценка

-Повышенная обидчивость, ранимость

-Тревожность

-Агрессивное поведение разной степени выраженности

ТНР отрицательно сказываются на формировании личности, вызывают специфические особенности эмоционально - волевой сферы. Одни склонны к раздражительности, двигательно беспокойны, часто проявляют грубость, непослушание, другие заторможены, пугливы, избегают трудностей, плохо приспосабливаются к изменению обстановки. Большинство детей характеризуются малой инициативностью, зависимостью от окружающих, у

некоторых недостаточно развито чувство дистанции.

Основными задачами коррекционного часа являются:

 развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;

 совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики, отработка

артикуляционных упражнений, развивающих подвижность артикуляционного

аппарата;

 закрепление и автоматизация произношения поставленных логопедом звуков;

автоматизация навыков дифференциации звуков;

 работа по закреплению правильной слоговой структуры слова и его

звуконаполняемости;

 закрепление, уточнение и активизация лексического материала по изучаемой

лексической теме;

 закрепление сформированных логопедом грамматических категорий;

 формирование диалогической и монологической форм связной речи;

 закрепление навыка звуко-слогового анализа и синтеза;

 подготовка детей к письму, формирование графических навыков;

 развитие памяти, внимания, мышления.

Очень важно проводить логопедический час систематически, не заменяя его другими

видами деятельности.

Логочас проводится ежедневно во второй половине дня, после

полдника.

Единой структуры проведения логочаса не существует!

Воспитатель вправе выбирать сам структуру, последовательность приемов, исходя из

задач конкретного логочаса и особенностей детей.

Примерная структура логочаса:

1. Организация (психогимнастика, подвижная игра, пальчиковая игра и т. д.)

2. Фронтальная работа (артикуляционная гимнастика, игра на развитие

фонематического слуха, навыка звукового анализа и синтеза; игра на развитие

лексико-грамматического строя или связной речи, психических процессов).

На коррекционный час можно не брать фронтальную артикуляционную

гимнастику, если воспитателю удалось в течение дня провести ее от 3 до 5 раз, в

комплексе с пальчиковой.

3. Индивидуальная работа (10-15 минут)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...

Особенности развития детей с задержкой психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) – это такое нарушение нормального развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. П...

Конспект родительского собрания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»

Конспект родительского собрания  в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»...

Родительское собрание «Особенности развития детей 2-3 лет.Адаптация детей».

Цель собрания: установление доверительных отношений между воспитателями и родителями; изучение семьи воспитанников, с целью создания наиболее благоприятных условий для адаптации ребёнка к детскому сад...

Характеристики особенностей развития детей. Возрастные особенности детей (4-5 лет)

Дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей...

Консультация для родителей: «Возрастные особенности развития детей 2-3 лет»«Возрастные особенности развития детей 2-3 лет»

Возрастной период от 2 до 3 лет – это наиболее тревожное для родителей время, так как три года знаменуются кризисом, переломным моментом в жизни каждого ребенка. Для того чтобы быть более уверен...

Возрастные особенности психофизического развития детей Характеристики особенностей развития детей от 4 до 5 лет

К пяти годам складывается «психологический портрет» личности, в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (это возраст «почемучек»), а такж...