«Развитие диалогической речи детей с речевыми нарушениями».
учебно-методический материал по развитию речи

Кожевникова Анна Сргеевна

Что такое диалог, диалогическая речь? Часто, наблюдая за игровой деятельностью детей с речевыми нарушениями, можно отметить, что они овладевают лишь самыми простыми формами диалога со сверстниками. У детей нет навыков рассуждения и аргументации. У них наблюдается лишь интерес к сверстникам и многочисленные попытки привлечь к себе их внимание, но диалог не получается, так как каждый ребёнок говорит о своём, не слышит партнёра, и не отвечает на его высказывания.  Поэтому  участие в диалоге требует  от  детей  сложных диалогических  умений…    Одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детейдетей друг с другом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_da_net.docx489.45 КБ

Предварительный просмотр:

- Доброе  утро,  уважаемые  коллеги! Сегодня  мы  хотим  немного пообщаться с вами. Для  этого  просим  вас  на  время  включить  свои микрофоны! Спасибо!

(Слайд №1)

- Хотим мы с вами поиграть:

  Сейчас начнем стихи читать,

  Хором  дайте  нам  ответ

  Или   ДА,  или   НЕТ!

- Рано утром я проснусь и сделаю зарядку. (Да!)

- А затем в кровать пойду и усну там сладко. (Нет!)

- А! Я завтракать пойду, даже не умоюсь. (Нет!)

- Сначала в ванную пойду себя в порядок приведу. (Да!)

- А на завтрак у меня вкусные конфеты. (Нет!)

- Ну, тогда  сейчас  я съем все жирные котлеты. (Нет!)

- Тогда кашку я сварила, вкусный чай я заварила. (Да!)

- Я всё съем и убегу, за собой не приберу. (Нет!)

- На работу я приду, заниматься там начну. (Да)!

- Дети  все  мне  надоели,  занимаюсь  еле-еле! (Нет!)

- Но  тогда  мы ставим  звуки,  методично, по  науке! (Да!)

- А  потом  их  вводим  в  речь, чтобы пользу в том извлечь! (Да!)

- Вечером домой бегом, -40 за окном. (Да!)

- Ужин мужа похвалю и добавки попрошу. (Да!)

- Потом в компьютер я войду, целый вечер просижу. (Да!)

- Потом постельку постелю и сладко-сладко я усну! (Да!)

-Вот и славно поиграли.

 Вы все верно отвечали.

 Знаете правильный ответ,

 Когда ДА, а когда НЕТ.!

- Было  очень  приятно  вести с вами диалог, а теперь, пожалуйста,  отключите микрофоны!

(Слайд №2)

 Тема  нашего  сообщения  сегодня: Развитие диалогической речи у детей с речевыми нарушениями»

 (Слайд №3)

Что такое диалог, диалогическая речь?

 (Слайд №4)

   Часто, наблюдая за игровой деятельностью детей с речевыми нарушениями, можно отметить, что они овладевают лишь самыми простыми формами диалога со сверстниками. У детей нет навыков рассуждения и аргументации. У них наблюдается лишь интерес к сверстникам и многочисленные попытки привлечь к себе их внимание, но диалог не получается, так как каждый ребёнок говорит о своём, не слышит партнёра, и не отвечает на его высказывания.

    Поэтому  участие в диалоге требует  от  детей  сложных диалогических  умений…

(Слайд №5)

    Одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детейдетей друг с другом. Именно поэтому беседы и разговоры педагога с детьми рассматриваются как традиционные способы постоянного, каждодневного речевого взаимодействия.

    Большое значение имеет чтение литературных произведений.

    К игровым упражнениям в диалоге можно отнести:- любую игру (подвижную, сюжетно-ролевую, словесную дидактическую, театрализованные игры). Народная педагогика создала множество потешек, песенок, игр, построенных именно в форме диалогов.

    Подвижные игры с текстом зачастую содержат диалоги. Правила игры способствуют приучению детей к соблюдению очерёдности реплик, к внимательному выслушиванию реплик своих партнёров. 

    Сюжетно-ролевая игра, способствуют формированию и закреплению диалогических умений детей. Чем выше уровень игрового творчества детей в игре, тем богаче и разнообразнее их диалог.

    Дидактические, словесные игры  или игры с правилами, могут оказать большое положительное влияние на развитие диалогического общения детей со сверстниками в том случае, если при организации игр внимание обращается не только на усвоение познавательного содержания, но и на формы взаимодействия детей друг с другом

(Слайд №6) Из опыта работы.

Игры с готовыми текстами – диалогами  (с прищепками) «Ёжик»

Ёжик (игры на прищепках)

Ёжик, ёжик как дела?
Я тебя давно ждала.
Ёжик, ёжик где живёшь?
Где колючками оброс?
Из какого леса к нам
Прибежал колючий шар?
Я живу в лесу дремучем,
Дом мой — под сосной пахучей,
Дружно в доме мы живём,Сосчитай скорей нас в нём.C:\Users\nutka\Desktop\Картинки-ежика-для-детей-прикольные-красивые-интересные-16.jpgКартинки по запросу "девочка на прозрачном фоне"

«Белка и зайка»Картинки по запросу "заяц картинка"

Белку спрашивает зайка:
— Чем займёшься ты, хозяйка?
— Запасу орешки впрок, 
Буду щёлкать «цок-цок-цок!»Картинки по запросу "белка картинка"

                                       Пальчиковая гимнастика «Ласточка»

Ласточка,  ласточка, За  морем  бывала,

Милая  касаточка!        Весну  добывала!

Где  ты  была,        Несу – несу

С  чем  ты  пришла?         Весну – Красну!

Картинки по запросу "детская картинка ласточка"C:\Users\Эви\Desktop\мальчик-смотрит-в-небо-детская-карикатура-векторная-иллюстрация-161262360.jpg

                            Стихотворение – диалог «Ну, весна, как дела?»

:                     Картинки по запросу "детская картинка дети"                         Картинки по запросу "детская картинка весна"

 - Ну,  весна,  как  дела!               ?                                   - У  меня  уборка!

- Для  чего  тебе  метла?           http://happia.ru/media/product/df/metla-vedmy-e9.jpg                                  - Снег  мести  с  пригорка!

- Для  чего  тебе  ручьи?            Похожее изображение                                  - Мусор  смыть с дорожек!

 - Для  чего  тебе  лучи!             http://chaborra.ru/wp-content/uploads/2011/05/sun01.jpg                                  - Для  уборки  тоже!

Всё  промою,  просушу!  Вас  на  праздник  приглашу!!!http://ekaterinburg.top-artist.ru/images/clients/d3c4f13233074c02042e1c082d137f03.png

       Составить диалог- знакомство между медвежатами  по плану:

Картинки по запросу "детская картинка медвежонок бурый и белый"Картинки по запросу "детская картинка медвежонок бурый и белый"Картинки по запросу "детская схема домик"Картинки по запросу "детская картинка привет рукой!"

  •    Привет!
  •    Я бурый медвежонок!  А ты?Картинки по запросу "детская схема тарелка"
  •    Я живу в лесу!  А ты?
  •    Я  ем  малину! А ты?
  •    Я люблю лазать по деревьям! А ты?
  •    Зимой я сплю в берлоге! А ты?C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\CAGCAT10\j0230876.wmf

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\CAGCAT10\j0299587.wmf

(Слайд №10)

     Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования  речи  ребёнка, интеллектуального и  художественно-эстетического воспитания. Через игры-драматизации –закрепляются и формируются диалогические умения у детей. Ролевые диалоги и выразительные движения организуют структуру детских высказываний, делают речь ребёнка более динамичной.

    Видеоролик «Ёжик и белочки»

    Мультфильм «Мешок знаний»

Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребёнка дошкольника и потому занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду.         Несформированность диалогической речи отрицательно влияет на способность детей к обучению, а также полноценной социальной адаптации. Таким образом, включение игр, способствующих повышению коммуникативных возможностей детей с речевыми нарушениями, в логопедическую и воспитательную работу создает достаточный уровень готовности к школьному обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие диалогической речи дошкольников с речевыми нарушениями

В предлагаемой  консультации кратко рассказывается о важности развития диалогической речи  ребёнка старшего возраста. А также предлагается ряд игр, способствующих развитию и формированию это...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Нетрадиционные методы формирования и развития связной речи детей с речевыми нарушениями"

Семинар-практикум разрабатывался и проводился на заседании районного методического объединения логопедов...

Статья «Развитее связной речи детей с речевыми нарушениями в процессе экспериментальной деятельности»

На современном этапе возникла  потребность в использовании более эффективных технологий работы с дошкольниками для их всестороннего развития. Данная статья адресована педагогам интересующихся...

Выступление и презентация по теме "Развитие диалогической речи детей с речевыми нарушениями. Дидактические игры и приемы".

Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важн...

Развитие диалогической речи детей с нарушением речи.

Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе р...

Презентация на тему "«Развитие диалогической речи детей с речевыми нарушениями».

Игры и упражнения для развития диалогической речи у дошкольников....