Картотека дидактических игр по речевому развитию для детей ТМНР
картотека по логопедии
Счастье - это когда тебя понимают. Но как понять ребенка, который не может говорить? Как общаться с детьми, у которых имеются нарушения в развитии?
Общение — это не просто беседа, а обмен информацией. Это возможность донести другому свои мысли, желания, выразить просьбу. В нашем привычном представлении обмен информацией происходит при помощи слов. Например, в детстве мы просим понравившуюся игрушку или говорим маме, что очень хотим послушать любимую сказку. А что делать, если способность выражать свои чувства и желания при помощи слов недоступна? Если ваш ребёнок не совсем обычный, если он имеет особенности в развитии, как помочь ему сказать всё, что ему так хочется выразить? Коммуникативные игры – так называют игры для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях. В коммуникативные игры можно играть и дома, и во дворе, в детском центре, на празднике или семейной вечеринке, на тренинге или использовать как минутки отдыха после занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 65.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр по речевому развитию для детей ТМНР
«Кто как разговаривает?»
Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.
Ход: Педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных.
Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос:
∙ Корова -мычит.
∙ Тигр-рычит.
∙ Змея- шипит.
∙ Комар- пищит.
∙ Собака -лает.
∙ Волк -воет.
∙ Утка- крякает.
∙ Свинья -хрюкает.
Вариант 2.
Логопед бросает мяч и спрашивает:
∙ «Кто рычит?»,
∙ «А кто мычит?»,
∙ «Кто лает?»,
∙ «Кто кукует?» и т.д.
«Кто где живёт?»
Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».
Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.
Вариант 1. Педагог: – Дети:
Кто живёт в дупле?-Белка.
∙ Кто живёт в скворечнике? -Скворцы.
∙ Кто живёт в гнезде?-Птицы.
∙ Кто живёт в будке?-Собака.
∙ Кто живёт в улье?-Пчёлы
∙ Кто живёт в норе?-Лиса.
∙ Кто живёт в логове?-Волк.
∙ Кто живёт в берлоге?-Медведь.
Вариант 2. Педагог:-Дети:
∙ Где живёт медведь?-В берлоге.
∙ Где живёт волк?-В логове.
Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге» и т.д.
«Подскажи словечко»
Цель: развитие мышления, быстроты реакции.
Ход: Педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает: – Ворона каркает, а сорока? Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить: – Сорока стрекочет.
Примеры вопросов:
∙ – Сова летает, а кролик? –
∙ Корова ест сено, а лиса? –
∙ Крот роет норки, а сорока? –
∙ Петух кукарекает, а курица? –
∙ Лягушка квакает, а лошадь? –
∙ У коровы телёнок, а у овцы? –
∙ У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
«Кто как передвигается?»
Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости.
Ход: Педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.
Педагог: -Дети:
∙ Собака-стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка…)
«Горячий – холодный»
Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
Ход: Педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч , называет другое – с противоположным значением. Педагог:-
∙ Дети: Горячий-холодный;
∙ Хороший-плохой;
∙ Умный-глупый;
∙ Весёлый-грустный;
∙ Острый-тупой;
∙ Гладкий-шероховатый
«Что происходит в природе?»
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
Ход: Педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна»
Педагог: -Дети:
∙ Солнце – что делает? - Светит, греет. Ручьи – что делают? -Бегут, журчат.
∙ Снег – что делает? - Темнеет, тает.
∙ Птицы – что делают? - Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.
∙ Капель – что делает? -Звенит, капает.
∙ Медведь – что делает-Просыпается, вылезает из берлоги.
«Кто может совершать эти действия?»
Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход: Педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу. Педагог:- Дети:
∙ Идёт-человек, животное, поезд, пароход, дождь…
∙ Бежит-ручей, время, животное, человек, дорога…
∙ Летит-птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…
∙ Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…
«Из чего сделано?»
Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Ход: Педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».
Педагог: -Дети:
∙ Рукавички из меха-меховые.
∙ Таз из меди-медный.
∙ Ваза из хрусталя-хрустальная.
∙ Рукавички из шерсти-шерстяные
«Разложи по полочкам»
Цель: ориентировка в пространстве.
Ход: персонаж Федора просит ребят помочь ей: кастрюли и сковороды поставить на нижнюю полку, тарелки, ложки, ножи вилки – на полку повыше, а блюдца и кувшины на самую верхнюю полку.
«Кто кем был?»
Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.
Ход: Педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:
∙ Цыплёнок – яйцом.
∙ Хлеб – мукой.
∙ Лошадь – жеребёнком.
∙ Шкаф – доской.
∙ Корова – телёнком.
∙ Велосипед – железом.
∙ Дуб – жёлудем.
∙ Рубашка – тканью.
∙ Рыба – икринкой.
∙ Ботинки – кожей.
∙ Яблоня – семечкой.
∙ Дом – кирпичём.
∙ Лягушка – головастиком.
∙ Сильный – слабым.
∙ Бабочка – гусеницей.
∙ Взрослый – ребёнком
«Какой овощ?»
Цель: развитие тактильного, зрительного и обонятельного анализаторов.
Ход: Педагог нарезает овощи, дети их нюхают и пробуют на вкус. Педагог даёт образец: «Помидор сладкий, а чеснок острый»
«Что звучит?»
Цель: развитие слухового внимания и наблюдательности.
Ход: Педагог за ширмой играет на различных музыкальных инструментах (бубен, колокольчик, деревянные ложки). Дети должны отгадать что звучит.
«Что бывает осенью?»
Цель: учить временам года, их последовательности и основным признакам.
Ход: на столе лежат вперемешку картинки с изображением различных сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами и т.д.). Ребёнок выбирает картинки, где изображены только осенние явления и называет их.
«Чего не стало?»
Цель: развитие внимания и наблюдательности.
Ход: Педагог на столе выкладывает 4 овоща: «Дети, посмотрите внимательно, что лежит на столе. Это лук, огурец, помидор, перец. Посмотрите внимательно и запомните. А теперь закройте глаза». Дети закрывают глаза, а педагог убирает один овощ. «Чего не стало?» Дети вспоминают и называют овощ.
«Лови да бросай – цвета называй»
Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.
Ход: Педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. Педагог:-Дети:
∙ Красный -мак, огонь, флаг
∙ Оранжевый -апельсин, морковь, заря
∙ Жёлтый -цыплёнок, солнце, репа
∙ Зелёный-огурец, трава, лес
∙ Голубой -небо, лёд, незабудки
∙ Синий- колокольчик, море, небо
∙ Фиолетовый -слива, сирень, сумерки
«Чья голова?»
Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных. Ход: Педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья». Например:
∙ У рыси голова – рысья.
∙ У рыбы – рыбья
∙ У кошки – кошачья
∙ У сороки – сорочья
∙ У лошади – лошадиная
∙ У орла – орлиная
∙ У верблюда – верблюжья
«Четвёртый лишний»
Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.
Ход: Педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее.
Например: голубой, красный, зелёный, спелый.
Кабачок, огурец, тыква, лимон.
Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.
«Один – много»
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.
Ход: Педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Например:
∙ Стол – столы
∙ Стул – стулья
∙ Гора – горы
∙ Лист – листья
∙ Дом – дома
∙ Носок – носки
∙ Глаз – глаза
∙ Кусок – куски
∙ День – дни
∙ Прыжок – прыжки
∙ Сон – сны
∙ Гусёнок – гусята
∙ Лоб – лбы
∙ Тигрёнок – тигрята
«Подбери признаки»
Цель: активизация глагольного словаря.
Ход: Педагог задаёт вопрос «Что умеют делать белки?» Дети отвечают на вопрос и находят картинку к заданному вопросу.
Примерные ответы:
∙ Белки умеют прыгать с сучка на сучок.
∙ Белки умеют делать тёплые гнёзда.
«Животные и их детёныши»
Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
Ход: бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.
Группа 1.
∙ У тигра – тигрёнок,
∙ у льва – львёнок,
∙ у слона – слонёнок,
∙ у оленя – оленёнок,
∙ у лося – лосёнок,
∙ у лисы – лисёнок.
Группа 2.
∙ У медведя – медвежонок,
∙ у верблюда – верблюжонок,
∙ у зайца – зайчонок,
∙ у кролика – крольчонок,
∙ у белки – бельчонок.
Группа 3.
∙ У коровы – телёнок,
∙ у лошади – жеребёнок,
∙ у свиньи – поросёнок,
∙ у овцы – ягнёнок,
∙ у курицы – цыплёнок,
∙ у собаки – щенок.
«Что бывает круглым?»
Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход: Педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч.
∙ Что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…) _Что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)
∙ Что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)
∙ Что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)
«Подбери словечко»
Цель: развитие навыков словообразования, подбор родственных слов. Например:
∙ пчела – пчёлка, пчёлочка, пчелиный, пчеловод, пчёлы и т.д.
«Обобщающие понятия»
Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Вариант 1.
Ход: Педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы. Педагог:
-Дети:
∙ Овощи – картофель, капуста, помидор, огурец, редиска
Вариант 2.
Педагог называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова. педагог:
Дети:
∙ Огурец, помидор- Овощи.
«Хорошо – плохо»
Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения.
Ход: Педагог задаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях. Педагог: Дождь. Дети:
∙ Дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев полезен для земли и будущего урожая,
∙ но плохо – намочит нас, бывает холодным.
Педагог: Город. Дети:
∙ Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов,
∙ плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.
«Близко-далеко»
Цель: развитие слухового внимания, остроты слуха.
Ход: Педагог за ширмой производит звучание большой или маленькой игрушкой. Дети по силе звучания определяют размер игрушки (большая или маленькая)
«Назови ласково»
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
Ход: Педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар), а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний.
∙ Стол-столик,
∙ Ключ-ключик.
∙ Шапка-шапочка,
∙ Белка-белочка.
∙ Книга-книжечка,
∙ Ложка-ложечка.
∙ Голова-головка,
∙ Картина-картинка.
∙ Мыло-мыльце,
∙ зеркало-зеркальце.
∙ Кукла-куколка,
∙ Свёкла-свёколка.
∙ Коса-косичка,
∙ Вода-водичка.
∙ Жук-жучок,
∙ Дуб-дубок.
∙ Вишня-вишенка,
∙ башня-башенка.
∙ Платье-платьице,
∙ Кресло-креслице.
«Весёлый счет»
Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.
Ход: Педагог бросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь».
Пример:
∙ Один стол – пять столов
∙ Один слон – пять слонов
∙ Один журавль – пять журавлей
∙ Один лебедь – пять лебедей
∙ Одна гайка – пять гаек
∙ Одна шишка – пять шишек
∙ Один гусёнок – пять гусят
∙ Один цыплёнок – пять цыплят
∙ Один заяц – пять зайцев
∙ Одна шапка – пять шапок
∙ Одна банка – пять банок.
«Угадай, кто позвал?»
Цель: различение по тембру максимально сокращённых звуко-комплексов.
Ход: водящий поворачивается спиной к детям и по звуко-комплексу «пи-пи» определяет, кто его позвал. Зовёт водящего тот ребёнок, на которого указывает педагог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/25/picture-838867-1585132730.jpg)
Картотека дидактических игр по речевому развитию для детей подготовительной группы
Дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию учебных навыков и умений, изучению нового материала или повторению и закреплению пройденного, т.е. решают определенные дидактические зада...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/08/picture-914473-1491662884.jpg)
Картотека дидактических игр по речевому развитию для детей 5-6 лет
Картотека дидактических игр по программе "От рождения до школы" охватывает образовательную область "Речевое развитие" и предназначена для детей 5-6 лет (старшая группа)....
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/11/picture-631792-1431334743.jpg)
Картотека дидактических игр по речевому развитию для детей дошкольного возраста
Картотека дидактических игр по речевому развитию для детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/13/picture-1114935-1581627225.jpg)
Картотека дидактических игр по речевому развитию для детей раннего возраста
Дидактические игры по речевому развитию для детей раннего возраста , систематизированные в единую картотеку...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/01/picture-1294562-1606806616.jpg)
Картотека дидактических игр по речевому развитию для детей 5-6 лет
Дидактические игры языкового содержания - важнейшее средство стимулирования языковых игр детей, их поисковой активности в сфере лексики и грамматики....
Картотека дидактических игр по речевому развитию для детей 4 – 5 лет
Картотека дидактических игр по речевому развитию для детей 4-5 лет...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/17/picture-1106525-1555502670.jpg)
Картотека дидактических игр по речевому развитию для детей 3 лет
Очень важно вовремя исправлять недостатки речи, так как труднее это сделать впоследствии, когда они укрепятся. Ведь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи и, в частности, овлад...