Мониторинг речевого развития детей
методическая разработка по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Система получения точных данных о состоянии деятельности учителя-логопеда ДОУ может быть обеспечена посредством мониторинга, представляющего собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации. Данная информация анализируется учителем-логопедом, и на еѐ основе оценивается состояние качества логопедической работы, выявляются проблемы и разрабатываются своевременные пути их решения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring.docx32.93 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ ПОЛОВИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №1

МОНИТОРИНГ

Система получения точных данных о состоянии деятельности учителя-логопеда ДОУ может быть обеспечена посредством мониторинга, представляющего собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации. Данная информация анализируется учителем-логопедом, и на еѐ основе оценивается состояние качества логопедической работы, выявляются проблемы и разрабатываются своевременные пути их решения. Мониторинг проводится в целях:

  • выявления степени соответствия результатов деятельности учителя-логопеда на логопункте ДОУ Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) к структуре образовательных программ дошкольного образования и условиям реализации;

  • определения уровня удовлетворения потребностей и ожиданий субъектов коррекционно-образовательного процесса;

  • качественной оценки условий, созданных учителем-логопедом для осуществления полноценной коррекции недостатков речи у детей в условиях логопункта;

  • развития логопедической помощи, своевременного предотвращения неблагоприятных и критических ситуаций.

Мониторинг деятельности учителя-логопеда в условиях логопункта ДОУ реализуется по следующим направлениям:

I направление - работа со всеми воспитанниками в рамках службы сопровождения ДОУ.

II направление - работа с детьми логопункта.

  1. направление:

Обследование по заявкам. Обследуются дети по мере возникновения потребности или по запросу участников педагогического процесса (воспитатели, родители, и т.д.)

  1. направление:

  • целью выявления динамики речевого развития обследуются дети посещающие логопункт. По результатам обследования составляется отчет о логопедической

работе и речевом развитии дошкольников занимающихся на логопункте. Мониторинг речевого развития детей, зачисленных на логопункт, проводится учителем-логопедом с 1 по 15 сентября и с 16 по 31 мая.

Цель обследования:

  1. Выявить детей, имеющих нарушения речи.

  1. Зачислить детей на логопункт, с учетом выявленных нарушений.

  1. Качественный анализ особенностей развития речи и коммуникативной деятельности.

В ходе обследования изучаются следующие составляющие речевую систему компоненты:

  1. Фонематическое восприятие

  1. Артикуляционная моторика

  1. Звукопроизношение

  1. Сформированность звуко-слоговой структуры

  1. Навыки языкового анализа

  1. Грамматический строй речи

  1. Навыки словообразования

  1. Понимание логико-грамматических конструкций

  1. Связная речь

Используемая методика: элементы методик логопедического обследования Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.А. Фотековой, Серебряковой Н.В., Соломаха Л.С.

Для качественного анализа особенностей развития речи и коммуникативной деятельности детей логопункта заполняются речевые карты воспитанников и применяется следующая система мониторинга:

Приѐмы диагностического изучения:

  • Сбор анамнестических данных

  • Беседы с родителями

  • Наблюдение за детьми во время занятий, режимных моментах, в игре

  • Беседа с детьми

  • Беседа с воспитателями

Результаты логопедического мониторинга заносятся в диагностическую карту:

Диагностическая карта речевого развития дошкольников,

 занимающихся на логопункте МКДОУ

Фамилия,

Возраст

имя ребѐнка

на 01.09.

1

2

3

4

Итого


Артикуляционная

моторика

Фонематическое

восприятие

Звукопроизношение

Сформированностьз

вуко-слоговой

структуры

Навыки   языкового

анализа

Грамматический

строй речи

Навыки

словообразования

Состояние словаря

Связная речь


Всего     Уровень баллов      

1 балл – показатель не сформирован

2 балла – показатель не сформирован

3 балла – показатель в стадии формирования

4 балла – показатель в стадии формирования

5 балла – показатель сформирован

Уровень речевого развития определяется суммой баллов:

Уровень развития   показатель

Количество баллов

Высокий                   сформирован

41 – 45

баллов

Выше среднего        в стадии формир.

32 – 40

баллов

Средний                    в стадии формир.

23 – 31

балл

Низкий                      не сформирован

14 – 22

балла

Низший                     не сформирован

9 – 13 баллов

  • графе «итого» подсчитывается коэффициент выполнения: коэффициент = сумма баллов / количество детей.

Методика изучения уровня речевого развития и система его оценки

  1. Артикуляционная моторика:

  • 5 баллов – правильное выполнение движения 3-5 сек, 4-5 раз;

  • 4 балла – замедленное выполнение; все движения доступны, объем полный, тонус нормальный, темп выполнения и переключаемость несколько замедленны;

  • 3 балла – замедленное и напряженное  выполнение;

  • 2 балла – выполнение с ошибками; длительный поиск позы, неполный объем движения в конфигурации, наличие синкинезий, гиперкинезов, тремор, посинение органов речи или носо-губного треугольника;

  • 1 балл – невыполнение движения.

  1. Фонематическое восприятие:

  • 5 баллов – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления; все задания выполнены верно

  • 4 балла – точное воспроизведение в медленном темпе предъявления; допускаются 1-2 ошибки, но исправляются самостоятельно;

  • 3 балла – первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется

первому (ба – па – ба – па); ошибки допускаются, исправляются после повторного воспроизведения;

  • 2 балла – неточное воспроизведение обоих членов пара с перестановкой слогов, их заменой и пропусками; часть заданий недоступна, при выполнении требуется повторноевоспроизведение;

  • 1 балл – отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.

  1. Звукопроизношение:

  • 5 баллов – норма; безукоризненное произношение всех звуков в любых речевых ситуациях;

  • 4 балла – верно изолировано; 1-2 звука правильно произносятся изолированно и отраженно, но иногда подвергаются искажениям или заменам (недостаточно автоматизированы);

  • 3 балла – верно изолированно и в начале слова; нарушено произношение 3-5 звуков;

  • 2 балла – верно 1 звук из группы; в любой позиции искажаются или заменяются 6-9 звуков;

  • 1 балл – все неверно; искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются 10 и более звуков.

  1. Сформированность звуко-слоговой структуры:

  • 5 баллов – правильное выполнение задания; правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления;

  • 4 балла – замедленное послоговое воспроизведение; воспроизведение точное, темп несколько замедлен, могут быть запинки;

  • 3 балла – содружественное проговаривание; замедленное, послоговое воспроизведение, с запинками, одно-два слова с искажением слоговой структуры;

  • 2 балла – искажение звуко-слоговой структуры слова;

  • 1 балл – невыполнение задания.

  1. Навыки языкового анализа:

  • 5 баллов – правильный ответ с первой попытки;

  • 4 балла – правильный ответ со второй попытки; допускаются 1-2 ошибки; но исправляются самостоятельно;

  • 3 балл – правильный ответ с третьей попытки; задания выполняются с ошибками; 1-2 задания недоступно;

  • 2 баллов – неверный ответ с третьей попытки; большая часть заданий недоступна;

  • 1 балл – не понимание инструкции; неверные ответы, отказ от выполнения.

  1. Грамматический строй речи:

  • 5 баллов – правильный ответ; самостоятельное выполнение всех заданий;

  • 4 балла – самокоррекция; единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса;

  • 3 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи; большинство заданий выполняется с помощью (стимулирующая, расширение инструкции, уточнение вопроса, подсказка);

        2        балла                неверно        образованная        форма;        большинство        заданий        не

выполняются;

  • 1 балл – невыполнение.

  1. Навыки словообразования:

  • 5 баллов – правильный ответ; самостоятельное выполнение;

  • 4 балла – самокоррекция; единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса;

  • 3 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи; большинство заданий выполняется с помощью (стимулирующая, расширение инструкции, уточнение вопроса, подсказка);

        2        балла                неверно        образованная        форма;        большинство        заданий        не

выполняются;

  • 1 балл – невыполнение.

  1. Состояние словоря:

  • 5 баллов – объем соответствует возрасту; правильное, самостоятельное выполнение всех заданий;

  • 4 балла – самокоррекция; единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса;

  • 3 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи; большинство заданий выполняется с помощью (стимулирующая, расширение инструкции, уточнение вопроса, подсказка);

  • 2 балла – недостаточный объем; большинство заданий не выполняются;

  • 1 балл – невыполнение.

  1. Связная речь:

  • 5 баллов – развита;

  • 4 балла – самокоррекция;

  • 3 балла – развита недостаточно;

  • 2 балла – развита слабо;

  • 1 балл – невыполнение.

Пересказ:

5 - Составлен самостоятельно без нарушения лексико-грамматических норм; полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения; употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения.

4 - Составлен с незначительной помощью (побуждение, стимулирующие вопросы); в основном соблюдаются грамматические нормы; отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, единичные случаи поиска слов, отсутствие художественно – стилистических элементов, недостаточная развернутость высказывания.

  1. - Составлен с помощью (акцентирование внимания на элементах сюжета, подсказки, наводящие вопросы); отмечается пропуск частей текста без искажения смысла, бедность и однообразие употребляемых языковых средств, нарушения структуры предложения.

  1. - Составлен по наводящим вопросам; связность изложения нарушена; отмечаются значительные сокращения текста или искажения смысла, повторы, аграмматизмы, неадекватное использование слов.

  1. - Пересказ даже по вопросам не доступен.

Рассказ по серии картин:

5 - Самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ: имеет все смысловые звенья, определены временные и причинно-следственные связи между событиями, оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств.

4 - Картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно без аграмматизмов; допускаются нерезко выраженные нарушения связности и плавности рассказа, недостаточная развернутость, единичные случаи поиска слов.

3 - Раскладывание картинок и составление рассказа со стимулирующей помощью, встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, выпадение смысловых звеньев, искажение смысла; связность рассказа нарушена.

  1. - Раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам, подсказкам, наблюдаются неадекватное использование лексических средств, существенное искажение смысла или рассказ не завершен, или представляет собой перечисление предметов, действий.

  1. - Рассказ недоступен.

Условные обозначения диагностических параметров:

N  норма / нарушений нет / ребенок выполняет задания правильно, самостоятельно (5 баллов);

f - незначительные отклонения от нормы / негрубое нарушение / ребенок выполняет задание с помощью взрослого (4-3 балла);

  • - значительные отклонения от нормы / грубое нарушение / ребенок не может выполнить задание (2-1 балл).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие «Сөйләм үсеше гомуми җитлекмәүнең III дәрәҗәсе булган балаларның сөйләм үсеше мониторингы» («Количественный мониторинг речевого развития детей с ОНР»)

В методическом пособии систематизирован практический материал по мониторингу речевого развития детей-билингвов с ОНР и дидактические карты для количественного анализа оцениваемых показателей развития,...

Мониторинг речевого развития детей логопедической группы

Мониторинг речевого развития заполняется учителем логопедом после логопедического обследования детей в сентябре, в ноябре и в мае месяце...

Мониторинг. Речевое развитие детей 4-5 лет.

Материал для проведения мониторинга. Экспресс-обследование детей 4-5 лет (средняя группа). Материал взят по "Методике определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста" О.А. Безруковой, ...

Мониторинг речевого развития детей

Предлагаю бланк мониторинга речевого развития детей для старшей и подготовительной к школе логопедических групп....

Диагностика и сводные таблицы мониторинга "Речевого развития " детей старшей, подготовительной, младших и средней группы.

Мониторинг выполнения и усвоения основной общеобразовательной программы воспитанниками  «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы.Образовательная область «Речевое развитие» по уровням «Норма» ...

Диагностика и сводные таблицы мониторинга "Речевого развития " детей старшей, подготовительной, младших и средней группы.

Мониторинг выполнения и усвоения основной общеобразовательной программы воспитанниками  «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы.Образовательная область «Речевое развитие&ra...