Консультация для родителей "Почему ребенок не говорит?"
консультация по логопедии

Платонова Надежда Мадестовна

Речевое общение со взрослыми играет немаловажную роль – это условие для того, чтобы ребенок заговорил. Но нужно учесть и еще какие-то условия. Какие же? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemu_rebenok_ne_govorit.docx17.24 КБ

Предварительный просмотр:

Почему ребенок не говорит?

Довольно часто наблюдается задержка в развития речи  детей. Хотя они абсолютно здоровы, нет нарушений слуха или поражений центральной нервной системы. Малыш окружен большой заботой, с ним занимаются. Иногда ребенок произносит на втором году жизни всего 4-5 слов, хотя понимают гораздо больше. Заботливые родители обращаются к специалистам: «В чем причина задержка речи?»

Считается, что главное, от чего зависит развитие речи – это общение ребенка с окружающими взрослыми людьми: слушая чужую речь, ребенок получает возможность звукоподражания, а в процессе звукоподражания он начинает артикулировать слоги.  Но ребенок все продолжает объясняться отдельными звуками и жестами. Малыш понимает довольно много обращенных к нему фраз. Родители подолгу разговаривают, но идут недели, месяцы, а его речь не развивается.

1.Речевое общение со взрослыми играет немаловажную роль – это условие для того, чтобы ребенок заговорил. Но нужно учесть и еще какие-то условия. Какие же? Над этим работали многие ученые.

2.В поисках того, что может помочь в развитии речи ребенка, прежде всего возникала мысль об использовании мышечных ощущений с речевого аппарата. И.П.Павлов говорил, что речь – это прежде всего мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга.

Но как вызвать их вызвать эти мышечные ощущения?  У маленьких детей звукоподражание возникает только в том случае, если ребенок видит мимику взрослого и воспроизводит её.

И к семимесячному возрасту имитация мимики ослабевает. У годовалых и более старших детей, запущенных в педагогическом отношении, получить нервные импульсы с органов артикуляции очень трудно.

3.В головном мозге двигательная речевая область расположена совсем рядом с двигательной областью, она является её частью. Может быть, развитие моторной речи зависит от развития общей моторики ребенка в целом? Возможность  свободного передвижения действительно несколько облегчает возникновение звукоподражания.

4. Исследователи развития речи детей обратили внимание на то, около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именно величина проекции кисти и её близость к моторной речевой зоне навели на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большее влияние на развитие активной речи ребенка. Для изучения этого вопроса большую работу провела Л.В.Фомина. Были взяты 3 группы детей от 10 месяцев до 1 года трех месяцев с ежедневными занятиями по развитию речи: 1 группа – без дополнительных занятий, 2 группа – со свободным передвижением, 3 группа – с тренировкой пальцев рук.  Ежедневно по 20 минут тренировали пальцы рук в играх: складывание пирамид, нанизывание пуговиц, пальчиковые игры и т.д.

Такое исследование показало, что при тренировке тонких движений пальцев рук звукоподражание удалось получить  в 7 раз быстрее, чем в первой группе.

Далее Л.В.Фомина обследовала более 500 детей и обнаружила, что уровень развития речи детей всегда находился в  прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук (с уровнем же развития общей моторики он совпадал не всегда).

Итак, если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает – отстает и развитие речи, хотя общая моторика может быть в пределах нормы.  

Для определения уровня развития речи с детьми первых лет жизни проводят такой опыт: просят ребенка показать один пальчик, два пальчика и три (показать, как это надо делать). Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети; если же пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только все вместе или вялые и не дают изолированных движений, то это неговорящие дети. Таким образом, не услышав от ребенка ни одного слова, можно определить,

как у него развита речь.  До тех пор пока движения пальцев  рук не станут свободными, развития речи добиться не удается.

Говоря о периоде подготовки ребенка  к активной речи, нужно иметь в виду не только тренировку артикуляционного аппарата, но и движений пальцев рук.                                                                      

Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук, (требовалось усилие рук).

С  2 месяцев  - массаж кисти рук(легкое поглаживание) и пассивные сгибания и разгибания пальчиков рук.

Работу по тренировке пальцев рук  можно начинать с детьми в возрасте 6-7 месяцев.

1.Массаж кистей рук.   С 6-7 месяцев  2-3 минуты ежедневно.

– поглаживать их, слегка надавливая, в направлении от кончиков пальцев к запястью,

- затем проделывать движения пальцами ребенка – взрослый берет каждый пальчик ребенка в свои пальцы и сгибает и разгибает его.

Особое значение имеет период, когда начинается противопоставление большого пальца другим – с этого времени и движения остальных пальцев становятся более свободными.

2.Активная тренировка пальцев рук  с 10 месяцев. Приемы могут быть самыми разнообразными,

важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными.

- катать шарики из пластилина

- рвать на мелки куски бумагу

- перебирать крупные деревянные бусы, складывать деревянные пирамидки

- играть во вкладыши и многие другие игры.

С  1,5 лет даются более сложные задания, специально направленные на развитие тонких движений пальцев (здесь уже не так важны силовые отношения).

- застегивание пуговиц

-завязывание и развязывание узлов

- шнуровка

- игры пальцами, народные игры с пальчиками;

Если даже речь ребенка развивается хорошо, все же следует позаботиться о развитии у него тонких движений пальцев рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Ребенок в мире творчества и творчество в жизни ребенка"

Мир ребенка – это сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений. Чувственное восприятие мира захватывает ребенка, полностью владеет им, побуждая к созиданию, поиск...

Консультация для родителей "Ребенок плохо ест? Как повысить аппетит у ребенка"

Консультация для родителей "Ребенок плохо ест? Как повысить аппетит у ребенка"...

Консультации для родителей: "Ребенок зимой", "Сензитивный период вашего ребенка" "Личный пример"

3 консультации: коротко, доступно и интересно. 1-Семь родительских заблуждений о морозной погоде (Как одевать малыша зимой, что делать , если замерзли руки и т.д.)2- Итальянский педагог Мария Мон...

Консультация для родителей: "Ребенок и дорога. Родитель - пример для ребенка".

Уважаемые мамы и папы! Лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенка на дорогах – соблюдать правила дорожного движения!...

Консультации для родителей "Ребенок в больнице: как вести себя с ребенком в больнице"

Все мы обращаемся рано или поздно в больницу. Посещение врача в больнице зачастую для родителей  и их ребенка является большим испытанием. И от того, как относится к посещению больницы мама, как ...

Консультация для родителей «Ребенок у экрана» Анкета для родителей «Ребенок у экрана»

Консультация для родителей «Ребенок у экрана» Анкета для родителей «Ребенок у экрана»В наши дни телевизор, компьютер прочно вошли в жизнь малышей. Во многих семьях, как то...

Консультация для родителей «Ребенок плохо ест? Как повысить аппетит у ребенка?»

Консультация для родителей«Ребенок плохо ест? Как повысить аппетит у ребенка?»Многие мамы жалуются на проблемы с аппетитом у своих детей. Что делать, чтобы эти проблемы не возникали вообще...