Логопедические раскраски для автоматизации звуков
консультация по логопедии (средняя группа)

Смирнова Елена Леонидовна

Учебно-игровые   ситуации,  представленные   в  логораскрасках,  легко   варьируются    посредством      замены     картинок,    что    позволяет   построить    работу    логопеда    с  учётом    индивидуальных  особенностей  каждого      ребёнка, активизируют      творческую         активность,  самостоятельность,   произвольность     и     формируют      предпосылки   учебной        деятельности, что     и     требует     от        дошкольных  педагогов     ФГОС. 

    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ns_portal.docx17.21 КБ

Предварительный просмотр:

         Логопедические раскраски   для автоматизации  звуков

        В     настоящее  время   увеличивается  количество  детей    дошкольного возраста,  имеющих     отклонения     в      речевом    развитии.   В   данной ситуации   преодоление    различных    речевых   нарушений  - это, прежде   всего    забота  об эмоциональном  благополучии   каждого   ребёнка,  воспитание      у     него       чувства     уверенности     в      себе    и    чувства  защищённости,    то   есть    решение   первой  задачи   ФГОС.              

        Зачастую,  дети   с    речевой    патологией   имеют  полноценный    слух  и   интеллект ,  но   дошкольники     не   готовы   к    усвоению   образовательных  программ    в      детском    саду     из-за     недостаточного      развития  фонематического восприятия    и      звуковой     стороны     речи,   низкого    уровня    связной   речи,    бедного словарного    запаса     и       недоразвития   грамматических     категорий.    

        Нередко,     такие      дети     имеют        индивидуальные       физиологические      и     психические   особенности:

-   низкий   уровень   произвольного    внимания;

-   быстрая   истощаемость   процессов   воображения,    инертность;

-   недостаточная      продуктивность   запоминания,    снижение слуховой памяти;

-   быстрая   утомляемость   и    раздражительность,  сниженная работоспособность.

        Зачастую    приходится    наблюдать,    как  дети    дошкольного    возраста       передразнивали    и  посмеивались   над своими   сверстниками,  которые  с  трудом    могли    внятно    рассказать  стихотворение    на     каком-либо   празднике,    поделиться  своими     впечатлениями.  Нередко  дети – логопаты    сами   стесняются  говорить    и   превращаются    в   группе    в   молчунов, что  ещё  больше нарушает контакт с ними.

         Причём     неловкость    испытывают   и  родители       таких   детей,  ощущая   свою     беспомощность     и   в  тоже  время    желание     помочь      своему     ребёнку.  Некоторые    родители  становятся      соединяющим      звеном        между     своим   ребёнком    и сверстниками, помогая ему преодолевать  затруднения    в    общении.         Процесс      логопедической     коррекционно - развивающей     работы  -  довольно    сложный,      кропотливый       и    в      некоторых   случаях   длительный.     Результат     логопедического       воздействия      и   его  эффективность    зависит     не      только  от   личности     специалиста,  но   и   от   желания     и   возможностей   самого   ребёнка    и    участия   в  этой  работе      родителей.

        Важно отметить, что    при     автоматизации  звуков   -  формировании первичных    произносительных   умений       и      навыков   используются   приёмы    отражённого  повторения      и      самостоятельного    называния  поставленных   звуков   изолированно,   слов    по  картинкам,  символам.  Работа   идёт  от  простого   к  сложному,  последовательно   и   постепенно. При    сложных  нарушениях   речи    этап   автоматизации   занимает довольно   большой   период    и     ребёнку   долго  не  удаётся   правильно   повторить   поставленный   звук     в  словах, во  фразе, не   говоря    уже  об   игровых  ситуациях,  где   внимание  малыша  направленно  на  игру. Многократное   повторение   одного  и   того   же   речевого  материала  утомляет   ребенка,  у  него  теряется  интерес   к  занятиям,  пропадает   желание   посещать   кабинет  логопеда.

        В  логопедической   практике    использую   учебно-игровые  ситуации, которые   создают   наиболее  благоприятные      условия    для    решения  коррекционных   задач    в      работе  с  дошкольниками,  поскольку   игра -  это   их   основной   вид    деятельности  К.  Д. Ушинский писал:  «  В  игре  дите   живет,  и  следы  этой  жизни  глубже  остаются   в  нем,   чем  следы  действительной   жизни,     в    которую    он     не      мог    еще    войти   по  сложности   ее   явлений   и   интересов… В   игре   же  дитя,  уже  зреющий  человек,  пробует       силы       и      самостоятельно  распоряжается   своими   же     созданиями».

        В      игре     ребёнок   бывает  сильнее, выносливее,  сообразительнее  и, конечно    проявляет     больше     фантазии    и  воображения,  чем  во  многих   других  ситуациях.  Пользуюсь  своими  наработками    не     только     в   непосредственной    организованной    деятельности    с   детьми,  но     также    при    разработке     и    составлении      домашних    заданий, что   значительно  повышает    эффективность   логопедического   воздействия.

        На   книжных   прилавках   можно   увидеть  множество  логопедических тетрадей     с    подобными   заданиями,  но     у     них    существует   важный    недостаток  - тетради    подходят     не      каждому  ребёнку. Существует множество     логопедических    раскрасок     с    заданиями     для  закрепления     поставленных    звуков      в    речи,  при     дифференциации   звуков   в  слогах,  словах    и    предложениях,   картинки-задания    для развития   фонематического   слуха  и  восприятия.  Логопедические  раскраски      нравятся     детям,  активизируют    родителей.  При  введении  в    речь   слов     с      поставленным    звуком    на    каждое   слово  рисуется  картинка-раскраска     с   изображением   предмета,  а  рядом    записывается слово,  которое    поможет     родителям     дома     напомнить    ребёнку   не  только     нужные    слова,  но    и    последовательность,   в   которой  дети  должны   упражняться.    Картинки  применяются  на     индивидуальных  занятиях,     вместе  с  ребёнком  обращаю  внимание   на  позицию  звука  (в   начале  слова,    в    середине    слова, в    конце    слова).  Загадывание      малышу  загадкок,   рисование     штрихом      контур    предмета,   обведение   рисунка,    а также  с     наводящими         вопросами      даю       у ребенка появляется возможность  самому  отгадать загадку.

       В   логопедической      практике   встречаются    дети, с   которыми   невозможно   работать   традиционным     методами   постановки    и     автоматизации      звуков.  Вводя    в    речь    один     звук,   необходимо    исключить    слова       с        другими    дефектными    звуками.  Данные   логопедического        обследования      показали,  что      большинство  современных    дошкольников    неправильно  произносят   звуки    сразу    нескольких   различных         фонетических   групп  (например,   соноры   и   шипящие,   соноры    и   свистящие    и  т.д.).    Благодаря  подобранным раскраскам,  ребёнок     самостоятельно   называет  слова,  а     в     дальнейшем    и  предложения,  закрепляя   правильное   произношение    автоматизируемого  звука.            Вместе   с  родителями      ребёнок   дома  цветными    карандашами  раскрашивает  логопедические     раскраски,  в    который  раз   упражняясь   в    правильном      произношении.   В   дальнейшем   картинка-образ  помогает   автоматизировать   изученный   звук    в     связной   речи.

           Как   показывает   опыт     работы   с  дошкольниками, подключение     зрительного   анализатора   через   картинку - образ  в  коррекционную  работу  позволяет  детям  осознанно усвоить   и  ввести   в   активный   словарь    новые  для  них  звуки, ограждает   от  быстрого  утомления  на занятиях.  Малыши  радуются  и гордятся    своими  раскрасками.      

     Учебно-игровые   ситуации,  представленные   в  логораскрасках,  легко   варьируются    посредством      замены     картинок,    что    позволяет   построить    работу    логопеда    с  учётом    индивидуальных  особенностей  каждого      ребёнка, активизируют      творческую         активность,  самостоятельность,   произвольность     и     формируют      предпосылки   учебной        деятельности, что     и     требует     от        дошкольных  педагогов     ФГОС.  

     

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедические раскраски

материал очень хорошо использовать для профилактики дисграфии и дислексии у старших дошкольников...

Логопедические раскраски

Раскраска предназначена для закрепления поставленных звуков. Рассчитана на совместную работу ребенка и взрослого....

Логопедические раскраски

Предназначены для закрепления поставленных звуков. Рассчитана на совместную работу взрослого и ребенка....

Логопедическая раскраска

Цели: уточнение, обогащение словарного запаса по лексическим темамРазвитие лексико-грамматического строя.Упражнение в употреблении предлоговРазвитие связной речи.Развитие графо-моторных навыков.Развит...

Логопедические раскраски для детей для закрепления звука "Ч"

Логопедические раскраски для детей для закрепления звука "Ч"...

Логопедические раскраски для детей для закрепления звука "Ш"

Логопедические раскраски для детей для закрепления звука "Ш"...

Логопедические раскраски для детей для закрепления звука "Ж"

Логопедические раскраски для детей для закрепления звука "Ж"...