Консультация "Пересказ"
консультация по логопедии

Горовая Ольга Владимировна

Материал для педагогов ДОО по развитию речи дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereskaz.docx14.66 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение дошкольников с использованием метода пересказа

Метод пересказа широко используется в работе с детьми начиная с пятого года жизни. Если у младших дошкольников требование взрослого запомнить не приводит к выделению ими соответствующих целей, то «старшие» дети уже владеют умением принимать задачу запомнить и припомнить. С помощью этого метода обогащаются все компоненты  языка (лексика, грамматика, интонации). Дети практически осваивают связную диалогическую и монологическую речь на лучших образцах художественной литературы. Задача воспитателя при планировании занятий по пересказу художественных произведений – отобрать тексты, доступные по содержанию и стилю изложения детям данной возрастной группы.

Занятие по пересказу имеет следующую типовую структуру:

1) Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картинки и др.).

2) Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. (Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.)

3) Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.

4) Подготовительная беседа (разбор произведения).

Цели беседы:

– уточнение содержания (главным образом идей и характеристик образов);

– привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные определения, сравнения, фразеологизмы);

– активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонации, ударений, темпа, особенно в важных композиционных моментах).

Все эти цели решаются в единстве, при последовательном анализе текста по ходу его сюжета. 1-й и 4-й этапы опускаются, если сравнительно сложное произведение было прочитано и разобрано заранее, за 3–6 дней до пересказа, или если дети уже отлично справляются с пересказом самостоятельно.

5) Повторное чтение, суммирующее результаты разбора. Иногда перед ним уместна установка: «Вслушивайтесь, как я читаю».

6) Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).

7) Пересказ (3–7 человек). Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).

На некоторых занятиях полезно сочетать два текста для пересказа: первый – новый для детей, сравнительно легкий; второй – уже известный им, он должен быть коротким. Это оживляет внимание детей.

Приемы пересказа:

- Образец чтения произведения.

- Вопросы к детям.

- Объяснения, указания.

- Упражнения – индивидуальные и хоровые повторения слов и фраз, варианты произнесения, выбор наиболее подходящей интонации и др.

- Обращение к личному опыту детей, показ наглядного материала – все это уточняет идею произведения, создает эмоциональный фон для предстоящего пересказа.

- Подсказ слова или фразы воспитателем.

- Совместный пересказ педагога и ребенка.

- Отраженный пересказ.

- Пересказ по частям.

- Оценка пересказа педагогом. Наиболее развернуто анализируют первый  и  второй  пересказы,  хотя  и  в  этом  случае  отмечают  немногие (1–2) качества положительного характера. Иногда педагог сравнивает два последовательно прозвучавших пересказа, привлекая к оценке детей. Нужно помнить, что оценка творческой художественной деятельности, какой является пересказ, должна быть особенно тактичной, допускающей вариативность исполнения. Следует подсказать детям подходящие формулировки их оценочных суждений: «Мне кажется…», «Я советую Сереже…», «А может быть, лучше…» и т. д.

- Пересказ по ролям (в лицах).

- Игра-драматизация или инсценировка текста с использованием игрушек, силуэтов.