Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика: значимость и рекомендации»
консультация по логопедии (старшая группа)

Ленская Валентина Владимировна

 

Почти все родители знают, что гимнастика для рук и ног нужна для того, чтобы их дети стали ловкими и сильными. А то, что язык - главная мышца органов речи и для него гимнастика просто необходима, знают не все. Для правильного звукопроизношения язык должен быть достаточно хорошо развит. Для профилактики возникновения дефектов в произношении звуков, а также для того, чтобы смягчить остроту этих недостатков, облегчить формирование правильного звукопроизношения необходимо начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Уже после 7-8 месяцев после рождения малыша можно складывать губы трубочкой, улыбаться, щёлкать языком, изображая лошадку. Чем раньше малыш научится щёлкать языком, тем быстрее в его речи появятся звуки, требующие верхнего подъёма языка [ш, ж, р, л].

Сегодня я хотела остановиться на значении и организации артикуляционной гимнастики в становлении и коррекции звукопроизношения у дошкольников.

Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное занятие, которым можно и не заниматься. Однако, это не так.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_dlya_roditeley_logoped_lenskaya.docx194.73 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика: значимость и рекомендации»

Почти все родители знают, что гимнастика для рук и ног нужна для того, чтобы их дети стали ловкими и сильными. А то, что язык - главная мышца органов речи и для него гимнастика просто необходима, знают не все. Для правильного звукопроизношения язык должен быть достаточно хорошо развит. Для профилактики возникновения дефектов в произношении звуков, а также для того, чтобы смягчить остроту этих недостатков, облегчить формирование правильного звукопроизношения необходимо начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Уже после 7-8 месяцев после рождения малыша можно складывать губы трубочкой, улыбаться, щёлкать языком, изображая лошадку. Чем раньше малыш научится щёлкать языком, тем быстрее в его речи появятся звуки, требующие верхнего подъёма языка [ш, ж, р, л].

Сегодня я хотела остановиться на значении и организации артикуляционной гимнастики в становлении и коррекции звукопроизношения у дошкольников.

Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное занятие, которым можно и не заниматься. Однако, это не так.

Систематичное выполнение артикуляционных упражнений позволяет:

  • подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков;
  • быстрее преодолеть речевые дефекты;
  • привести тонус мышц губ, щек и языка в норму.
  1. Виды артикуляционных упражнений и правила их проведения дома.

Существует несколько основных правил для достижения эффекта от проведения артикуляционной гимнастики дома:

  • заниматься следует ежедневно 7 – 10 минут;
  • все упражнения проводятся перед зеркалом;
  • все упражнения проводятся в виде игры;
  • сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению;
  • для каждой группы звуков существуют свои артикуляционные комплексы, которые вам предоставит логопед.

Теперь остановимся на том, какие артикуляционные упражнения бывают. Артикуляционные упражнения делятся на статические и динамические.

Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка. Это такие упражнения:

  • «заборчик»;
  • «окошечко»;
  • «трубочка»;
  • «чашечка»;
  • «блинчик»;
  • «иголочка»;
  • «горка»;
  • «парус».

Статические упражнение должны удерживаться ребенком в течение 5 – 10 секунд, то есть мало показать, главное уметь удержать позу. Например, говорим ребенку: «ты будешь выполнять упражнение, а я буду считать».

Динамические упражнения – это упражнения, где необходимо правильное движения щек, губ, языка. Это такие упражнения, как:

  • «часики»;
  • «качели»;
  • «лошадка»;
  • «чистим зубки»;
  • «вкусное варенье»;
  • «барабанщик»;
  • «худышки – толстяки» и другие.

Эти упражнения тоже проводятся под счет, только при каждом счете ребенку необходимо поменять положение щек, губ или языка.

  1. Организация проведения артикуляционной гимнастики дома

Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики невозможно или крайне затруднительно для ребёнка.

Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Покажите правильное выполнение упражнения.

Сейчас мы попробуем их выполнить.

Логопед рассказывает о порядке выполнения артикуляционного упражнения, демонстрирует правильное выполнение (родители выполняют упражнения: «Улыбочка», «Трубочка», «Иголочка»,  «Чашечка», «Пароход гудит», «Маляр», «Красим потолок», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Покусывание кончика языка», «Дятел», «Лопаточка», «Горка», «Катушка» и так далее).

Как вы могли заметить, мы потратили всего несколько минут, на то чтобы выполнить эти упражнения. Выполнение артикуляционной гимнастики не доставит вам большого труда, а ребенку принесет большую пользу, и позволит вам наблюдать за его прогрессом. Часто родители жалуются, что дети не желают выполнять артикуляционную гимнастику, сидя перед зеркалом. Я хочу познакомить вас с различными игровыми способами укрепления артикуляционной моторики, которые можно использовать дома.

Игры с ватными шариками и бутылочками, свечками

«Воздушный футбол»

Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком, загоняя его между двумя кубиками. Варианты зависят от вашей фантазии. Можно предложить ребёнку подуть на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки).

«Поющая бутылочка»

Направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это очень нравится детям. Следите за тем, чтобы не надувались щёки.

«Свеча»

Купите небольшие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т. д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.

«Фокус»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.

«Сладкая зарядка»

Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс - отличный логопедический тренажер. Разверните леденцы и давайте немного поиграем.

Сожмите чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5-10 секунд.

Удерживая чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху - вниз, затем из стороны в сторону.

Приоткройте рот, губы разведены в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком.

  1. Заключение.

В ходе выполнения артикуляционных гимнастик вы увидите, как сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезнет, движения станут непринужденными и вместе с тем координированными. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким», подбодрите («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»). В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка, для этого вы можете проявить свою фантазию и обратить артикуляционную гимнастику в сказку. Вы можете использовать специальную тематическую литературу, которая будет отличным подспорьем в работе, сделает ваши занятия интереснее, веселее.

Консультация логопеда для родителей

«КАК ВОСПИТАТЬ У РЕБЕНКА НАВЫКИ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ»

Речь ребенка формируется в общении с окружающими взрослыми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем быстрее происходит его всестороннее развитие. Особенно важное значение имеет правильное, чистое произношение ребенком звуков и слов.

Произносительная сторона речиБольшое значение в воспитании навыков правильного звукопроизношения имеет правильная, четкая речь окружающих ребенка взрослых. Развитие речи ребенка начинается с трех месяцев, с периода гуления. Это период активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно происходит процесс развития понимания речи. Прежде всего ребенок начинает различать интонацию речи, затем слова, обозначающие предметы и действия. Правильная, четкая, грамотная речь взрослых способствует развитию правильного звукопроизношения у ребенка.

Пальчиковая гимнастика способствует развитию речи, памяти, внимания, мышления, мелкой моторики рук, координации движений. Пальчиковая гимнастика проводится с речевым сопровождением, в определенной системе, которая предусматривает на каждом этапе работы освоение все более сложных движений ручной моторики, способствует становлению соответствующих речевых навыков. Самое главное при выполнении пальчиковой гимнастики – это согласование ритма движений со стихотворным ритмом.

Звуки речи являются результатом сложной мускульной работы различных частей речевого аппарата.

Артикуляционные упражнения направлены на подготовку речевого аппарата ребенка к правильному, четкому произношению тех или иных звуков. Упражнения для артикуляционной гимнастики не следует подбирать произвольно. Следует предусматривать те движения и положение органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки. Для каждого вида речевых звуков предусмотрены специальные артикуляционные упражнения. В речи звуки произносятся не изолировано, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Четкого произношения слов, фраз можно добиться, если органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны, а работа их координирована.

Дыхательная гимнастика направлена на выработку правильной воздушной струи (правильно направленной, длительной и интенсивной), формирование речевого дыхания.

Работа над звукопроизношением требует системного подхода, согласно которому необходимо развивать не только отдельные части речевого аппарата, но и добиваться совокупных координированных действий дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов.

Фонематическое восприятие звуков –это способность воспринимать и различать звуки речи. Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков. Для развития фонематического восприятия необходимо:

- учить ребенка различать тембр, высоту, силу звуков;

- развивать навыки определения источников и направления звуков;

- развивать навыки дифференциации звуков, слогов (определение заданного звука или слога в потоке звуков или слогов и т.д.);

- развивать навыки дифференциации слогов (па-ба, та-да и т.д.);

- развивать навыки различения слов, близких по своему звуковому составу (усы-уши, каска-кашка и т.д.);

Работа над освоением звука у ребенка делиться на следующие этапы:

- освоение изолированного звука (С-С-С, Ш-Ш-Ш и т.д.)

- автоматизация звука в слогах (открытых – СА, закрытых – АС, со стечением согласных – СТА, АСТ и т.д.)

- автоматизация звука в словах (собака, мост, скамейка и т.д.)

- автоматизация звука в словосочетаниях (высокая сосна и т.д.)

- автоматизация звука в предложениях (У сони в сумке косынка и т.д.)

- автоматизация звука в тексте, пересказ услышанной сказки и т.д.

- дифференциация звука в потоке звуков, слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

Предлагаемые игры и игровые упражнения помогут автоматизировать (закрепить) звук, который ребёнок научился правильно произносить, а так же будут способствовать расширению его словарного запаса, подготовят к усвоению грамоты, предупредят ошибки чтения и письма, научат правильно строить предложения, разовьют связную речь.

«Звук потерялся». Называя слова без последнего (или первого – более сложный вариант) звука, попросите ребёнка вернуть его на место, чтобы слово стало понятным. Например, для звука «Р»: _ак, _оза, _учка, _ыба, _олики, _оща; кома_, кефи_, севе_, бисе_, мухомо_. Для звука «Ж»: _ук, _ара, _асмин, _ареный. Для звука «Ч»: _ай, _ашка, _улан, _инить, _айка; клю_, кала_, скрипа_, пе_ь, бере_ь, полно_ ь и др.

«Назови маленький предмет». Предлагая ребёнку слова, где есть нужный звук, попросите изменить его: лодка – лодочка, полка - … , угол - … , лошадь - … , лужа - … (для звука «Л»); шар - … , кошка - … , шкаф - … , шарф - … , ухо - … , карандаш - … , шуба - … , мешок - … и др. (для звука «Ш»).

«Назови ласково». Для звука «Р»: рука - … , сестра - … , брат - … , игрушка - … , курица - … , рябина - … . берёза - … ; для звука «Щ» - щенок - … , щётка - … , вещь - … , плащ - … , угощенье - … и др.

Аналогично предыдущим проводятся игровые упражнения «Один – много» и «Скажи, чего много». В первом случае ребёнок учится изменять слова по числам одновременно с закреплением звука: роза – розы, друг - … , сестра - … , ковёр - … , муравей - … , рот - … , метро - … , кенгуру - … (звук «Р»). Обратите внимание на слова, которые не изменяются. Во втором случае предложите назвать много предметов, употребляя слово «много»: друг – много друзей, игрушка – много … , карандаш – много … , грузовик – много …(звук «Р»). В этих играх детям необходим образец.

«Доскажи словечко». «Угадай, какое слово я задумал: ра… (кета, дио, кушка, стение и т.д.), чу… (до, жой, кча, лан).

На этапе автоматизации звука в словосочетаниях взрослым необходимо контролировать произношение звука в повседневной речи ребенка, там самым развивая у него навык самоконтроля.

Необходимо отметить, что взрослым следует внимательно относится к нарушениям звукопроизношения у ребенка (возрастным особенностям и периоду появления тех или иных звуков в речи ребенка) и, в случае необходимости, обращаться к специалистам для получения коррекционной помощи.  

Консультация логопеда для родителей детей,

«Играем пальчиками - развиваем речь»

Движения пальцев и кистей рук ребенка имеет особое развивающее воздействие. У новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно  сжимает. Эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.

До сих пор недостаточно осмысленно взрослыми значение игр «Ладушки»,

«Коза рогатая» и др. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействие. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства.

Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребенка каждого из пальцев, помогайте ребенку координировано и ловко ими манипулировать. Обращайте внимание на овладение ребенком простыми, но в тоже время жизненно важными умениями - держать чашку, ложку,  карандаши,  умываться.  Например, если в четыре года он не умеет доносить в пригоршне воду до лица - значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура.

Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь. Займитесь с  ним пальчиковой гимнастикой.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

  1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно

приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

  1. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают

умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

  1. Малыш учится концентрировать своё  внимание  и  правильно  его распределять.
  2. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими

стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

  1. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые

положения рук и последовательность движений.

  1. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
  2. В результате усвоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу,

хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение  навыком письма.

Консультация логопеда для воспитателей

«Артикуляционная гимнастика в детском саду»

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Цель артикуляционной гимнастики  - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо.

У ребенка органы артикуляции (губы, зубы, язык) развиты крайне слабо, поэтому ему следует помочь подготовить мышцы, участвующие в речевом акте.

Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. 

 При произнесении различных звуков каждый участвующий  в произношении орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся  не изолированно, а плавно, один  за другим,  и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координированно.

По характеру выполнения  упражнения артикуляционной гимнастики подразделяются  на  статические  и динамические. 

Целью статических упражнений  является выработка умения принимать и удерживать  артикуляторную позу. Это, например, «Лопатка», «Окошко», «Парус», «Грибок». 

Целью динамических упражнений  является выработка умения переключаться с одной  позы на другую. Это упражнения: «Маятник», «Качели», «Чистим зубки», «Улыбка – трубочка».

Существует несколько комплексов артикуляционной гимнастики. Это общая, базовая артикуляционная гимнастика. Включает следующие упражнения: «Улыбка» или «Заборчик», «Хоботок» или «Трубочка», «Лопаточка», «Язык здоровается с подбородком»,  «Язык здоровается с верхней губой» или «Вкусное варенье», «Обезьянка», «Бульдог», «Хомяк» или «Футбол», «Кружок», «Толстячки – худышки», «Шарики», «Чистим зубы снаружи».

Комплекс упражнений для звука [Р]  включает в себя: «Барабанщик», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка». «Кучер». 

Для звука [Л] это: «Иголочка», «Маятник», «Змейка», «Индюк», «Качели», «Пароход».

Комплекс для свистящих звуков – «Чистим зубы», «Покусываем язык», «Лопаточка», «Дуем на лопаточку», «Горка», «Ветерок дует с горки», «Катушка», «Жуем блинчик».

Комплекс для шипящих звуков – «Чашечка», «Вкусное варенье», «Ступеньки», «Фокус», «Не разбей чашечку», «Чистим верхние зубы», «Маляр».

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, при хорошем освещении. Дозировка упражнений предполагает:

- регулярное проведение артикуляционной гимнастики.

- Использование счета при выполнении упражнения (минимум до 3-х, максимум до 10). Дается при статических упражнениях.

- Повтор упражнений (от 2-х до 10 раз за один прием). Дозировка повторений одного и того же  упражнения строго индивидуальна как для каждого ребенка, так и для каждого данного периода работы с ним.

- Из выполняемых 3-х упражнений новым может быть только одно, два других даются для повторения и закрепления.

-Многократность повторения комплекса упражнений  с логопедом, воспитателем, родителями.

При отборе материла необходимо соблюдать определенные  рекомендации:

• Идти от простого  к сложному.

• Проводить гимнастику эмоционально, в игровой форме.

•Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, т.е. используется зрительный самоконтроль.

• После того, как ребенок научится выполнять движения, зеркало убирают, и функции контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения ребенка.

• Используются все виды контроля – зрительный, тактильный, вибрационный, кинестетический.

• С помощью наводящих вопросов взрослого ребенок определяет, что делает его язык, губы и т.д.

• Каждому упражнению в соответствии с выполняемыми действиями дается название и подбирается картинка, также можно подобрать стихотворение.

Упражнения для губ

1. Улыбка.

Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

2. Хоботок (Трубочка)

Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

3. Заборчик.

Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

4. Бублик (Рупор).

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

5. Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок.

Чередование положений губ.

6. Кролик.

Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Упражнения для развития подвижности губ

1. Покусывание сначала  верхней, а потом нижней губы зубами.

2. Улыбка - Трубочка.

Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

3. Пятачок.

Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

4. Рыбки разговаривают.

Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук) .

5. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.

6. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя".

7. Уточка.

Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

8. Недовольная лошадка.

Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

9. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

Если губы совсем слабые:

- сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту;

- удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг квадрат;

- удерживать губами марлевую салфетку - взрослый пытается ее выдернуть.

Упражнения для губ и щек

1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.

2. Сытый хомячок.

Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

3. Голодный хомячок.

Втянуть щеки.

4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Упражнения для языка (комплекс №1)

1. Птенчики.

Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

2. Лопаточка.

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

3. Чашечка.

Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

4. Иголочка (Стрелочка. Жало).

Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

5. Горка (Киска сердится).

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

6. Трубочка.

Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

7. Грибок.

Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Упражнения для языка (комплекс № 2)

1. Часики (Маятник).

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

2. Змейка.

Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь  рта.

3. Качели.

Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

4. Футбол (Спрячь конфетку).

Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

5. Чистка зубов.

Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

6. Катушка.

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается вглубь рта.

7. Лошадка.

Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

8. Гармошка.

Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

9. Маляр.

Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

10. Вкусное варенье.

Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

11. Оближем губки.

Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точностью движений, плавностью, темпом выполнения, устойчивостью, переходом от одного движения к другому. 

Сначала при выполнении детьми упражнений может наблюдаться напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и координированными. 

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно - это может привести  к отказу выполнять движение. Лучше показать ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься вверх»).

Во всех возрастных группах могут быть использованы одни и те же комплексы, но требования к проведению артикуляционной гимнастики на каждом возрастном этапе будут различными.

В 1 младшей группе ещё не сформированы свистящие, шипящие и сонорные. Основная задача – проведение работы по овладению  детьми движений органов артикуляционного аппарата, которые совершаются под контролем слуха. Необходимо развивать слуховое внимание, длительность ротового выдоха, основные качества голоса (силу, высоту);  уточнять произношение гласных и согласных звуков (звукоподражания му-му, ку-ку, ав-ав, бум-бум и т.д.)

Во 2-ой младшей группе детей знакомят с органами артикуляционного аппарата, с движениями органов артикуляции:

— губы умеют улыбаться, обнажая зубы; вытягиваться вперёд трубочкой.

— Нижняя челюсть опускается и поднимается, открывая и закрывая рот.

— Язык поднимается вверх, опускается вниз, умеет двигаться в стороны, к углам рта, вперёд и назад.

Выполняются:

— упражнения для развития речевого дыхания и воздушной струи (сдувание различных предметов);

— упражнения для развития подвижности нижней челюсти;

— упражнения для развития движений губ («Улыбка», «Заборчик», «Хоботок», «Дудочка»);

— упражнения для языка («Лопаточка», «Качели», «Вкусное варенье», «Часики», «Лошадка», «Маляр», «Дятел», «Змейка»).

В средней группе уточняются предыдущие знания и вводят новые понятия: верхняя губа – нижняя губа, верхние зубы – нижние зубы, бугорки за верхними зубами, уточняют движения губ, языка и учат делать язык широким и узким.

Чаще выполняются  упражнения для правильного произношения шипящих и сонорных звуков. Повышаются требования к выполнению артикуляционной гимнастики.

В старшей группе закрепляют всё, что дети узнали об органах артикуляционного аппарата и их движениях. Дают понятие о спинке языка («Лопаточка», «Иголочка», «Накажем непослушный язык»)

Для данной возрастной группы характерно отсутствие или замена шипящих и сонорных звуков. Поэтому целесообразно использовать такие упражнения: «Лошадка», «Качели», «Маляр», «Грибок», «Вкусное варенье», «Дятел», «Барабанщик», «Пароход гудит», «Индюк».

В старшей группе нужно следить за плавностью, лёгкостью, чёткостью выполнения движения, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного движения на другое. Следят за точностью и устойчивостью конечного результата: полученное положение органа артикуляционного аппарата должно удерживаться некоторое время без изменений. Движения становятся лёгкими, правильными, привычными, поэтому их можно проводить в любом темпе.

В подготовительной группе уточняют основные движения губ, языка.

Дети любят играть, и когда мы объединяем отдельные упражнения в сюжет, в сказку, дети сами становятся активными участниками этой сказки, и звуки преображаются.   Приведу пример некоторых считалок и сказок.

Считалка:

Раз – мы ротик открываем, будто кошечки зеваем.

Два – подуем в дудочки. Губки, словно трубочки.

Три – на губки посмотри. Улыбаемся на «три».

На четыре – ротик шире. Барабаним на «четыре».

Пять – откроем рот опять. Нужно губку облизать.

Шесть – почистим наше нёбо, нёбо чистым стало чтобы.

Семь – мы звонко будем цокать. Так стучит копытцем лошадь.

Восемь – к нам приходит осень. Вырос гриб на счёте «восемь»

Девять – сделай-ка гармошку, поиграй на ней немножко.

Десять – можно поболтать, поболтать и не устать.

 

Сказка «Язычок и Змейка»

Это артикуляционная игра — сказка, которая с удовольствием выполняется детьми. Весь комплекс артикуляционных упражнений направлен на развитие речевого аппарата.

Жил-был язычок. (Высунуть язык.)

Решил язычок погулять, сел на коня и поскакал. (Пощелкать языком как лошадка и попрыгать.)

Скакал язычок, скакал и встретил змейку. (Высовывать  острый язык и отодвигать обратно.)

— Давай играть вместе, — предложила змейка язычку.

И решили они покататься на качелях. Кач-кач-кач. (Арт. упр. «Качели».)

А потом они решили поиграть в песочнице. Взяли лопатки ( арт.упр. «Лопатка») и стали копать (поднимать кончик широкого языка и удерживать 2 секунды, повторять несколько раз.)

Поиграли в футбол. (Упираться острым языком то в одну щеку, то в другую.)

Посмотрели на часы. ( Упражнение «Часики».)

Пора домой.

Нарвали корзину грибов.  ( Удерживать язык, присосав его к небу.)

И поскакали домой. ( Щелкать языком.)

Не случайно у каждого артикуляционного упражнения есть свое название и образ. Что ребенку интересней: по инструкции облизывать широким языком верхнюю губу или представить, что слизываешь с верхней губы вкусное варенье… клубничное, малиновое, яблочное? Вот, заодно и словарь малыша пополнили.

Использование картинок-образов существенно облегчает работу педагога. Увидев знакомую картинку, ребёнок может самостоятельно выполнять упражнение.

Таким образом, регулярное выполнение гимнастики поможет:

• Улучшить подвижность артикуляционных органов.

• Укрепить мышечную систему языка, губ, щек.

• Научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу.

• Увеличить амплитуду движений.

• Уменьшить спастичность (напряженность) артикуляционных органов.

• Подготовить ребенка к правильному произношению звуков.

Консультация логопеда для воспитателей

РАЗВИТИЕ  ГРАФИЧЕСКИХ  НАВЫКОВ –

                                       

Уважаемые  воспитатели!

В  процессе  коррекционного  обучения  детей  с  общим  

недоразвитием  речи  важное  место  занимает  развитие  общей  и  мелкой  моторики, а  в  подготовительной  группе – развитие  графических  навыков.

Важность  этих  занятий  ни  у  кого  не  вызывает  сомнения,

но  сегодня  хочу  обратить  ваше  внимание  на  некоторые

особенности  и  проблемы,  возникающие  у  детей:

1 Нечеткая ориентация на листе: вверх -  вниз, вправо-влево,  

   центр - края,  диагональное направление.

2 Отсутствие чувства формата листа.

3 Слабое чувство вертикали и горизонтали –строчки сползают

   вниз или поднимаются вверх.

4 Неразвитое чувство масштабности – разный  размер букв.

5 Регуляция нажима на пишущий инструмент зависит от

   мышечного тонуса кисти руки.

Учитывая  это,  предлагается, для  начала,

работа с различными материалами; не только многообразие

выразительных возможностей, но и коррекция мышечного

тонуса кисти руки – необходимого  условия подготовки руки

к письму – выдерживание  длительных статических нагрузок

и выполнение четких движений.

ДЕВИЗ:

Хочешь,  чтобы дети чему – то  очень захотели научиться,

обеспечьте им первый успех.

Все  занятия  с  детьми  проводятся  в  игровой  форме.

Предлагаю  вам  последовательность  и  виды  развития  мелкой

моторики  и  графических  навыков.  

1’’ ПАЛЬЧИКИ ИГРАЮТ’’

   Пальчиковая гимнастика.

2 ИГРЫ – ЗАНЯТИЯ

   Мозаика, мелкий конструктор, нанизывание бус, шнурование.

3 ОРЕЧЕВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЙ.    

4 САМОМАССАЖ  кисти  руки. (С речевым  сопровождением)

5  РИСОВАНИЕ,  ЛЕПКА , АППЛИКАЦИЯ.

6  ОБВОДКА ТРАФАРЕТОВ.

7  ШТРИХОВКА – в  разных направлениях.

8  СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ.

   

  Задачи:

  Ознакомление с листом бумаги.

  Движения с фиксацией локтя на столе и от плеча,

  при проведении непрерывных линий в различных

  направлениях а также:

  кривых, дугообразных,  волнообразных,  петлеобразных,

  спиралевидных  линий.

  Зрительное восприятие – соразмерность ,  симметрия,

  чередование, интервалы, направления.

   Примеры занятий :

  ,,МОРЕ”

   ,,ВЕЕР”

   ,,ЛАБИРИНТ”

   ,,ПАУТИНА”

   ,,ЗОЛОТАЯ РЫБКА”

   ,,ЕЛКА”

   ,,СОЛОМЕННАЯ КУКЛА”

  1. Прописи – обводка  элементов фигур  и  самих  фигур

     на листе  без линеек и клеточек.

 10 Прописи – рисунки  по клеточкам.

 11 Прописи – печатание  букв по клеточкам.  (По  образцу.)

 12 Прописи – линейные – элементы  прописных букв.

Отношение воспитателей  к  детям.

Вы  обязательно  достигните  успеха,  только:

восхищайтесь детскими рисунками,

проявляйте  интерес ко всем видам деятельности ребенка,

создавайте условия  для данных видов деятельности,

не предлагайте ребенку заведомо сложные задания.

Если результат преодоления трудностей – радость,  вы  на правильном  пути !

(Демонстрация  упражнений,  рекомендуемой  литературы

в  процессе  консультации.)

         Литература:

  1.  ,,Развитие  образного  мышления  и  графических

        навыков  у  детей  5 – 7  лет.’’

        Н.В. Квач                  ,,Г.И.Ц. ВЛАДОС’’

2    ,, Расскажи  стихи  руками.’’

        По  мотивам  английского  фольклора

        Перевод  В.Егорова.  

        Жестовое  оформление И.Закрочинской.

        Изд – во  А\О ,,СОВЕР’’  при уч.  общ. ,,ПРОЛОГ.’’

https://nsportal.ru/sites/default/files/2013/06/09/photo29.jpg

Консультация логопеда для воспитателей «Игры по обучению грамоте»

В последние годы всё большее распространение получают игровые методы обучения, которые способствуют  совершенствованию учебно-воспитательного процесса.  Необходимость их использования  в детском саду очевидна. Дело в том, что когда резко происходит смена ведущих видов деятельности (игровая деятельность сменяется учебной), это отрицательно сказывается на развитии ребёнка. Переходной формой от игры к учёбе является дидактическая игра, органично соединяющая обучение с игровой формой его организации. Именно она позволяет размыть грань между игрой и учёбой, сделать смену ведущих видов деятельности менее ощутимой для ребёнка.

В первом разделе представлены игры, которые помогут сформировать у детей умение делить слова на слоги, определять их количество в слове. Первым продуктивным способом чтения, которым овладевает начинающий читатель, является плавное слоговое чтение, т.е. чтение по слогам с выделением ударного слога. Успешному формированию указанного способа чтения будет способствовать специальная подготовительная работа, которая начинается задолго до того, как дети приступят к собственно чтению, т.е. переводу буквенной формы слова в звуковую. Одним из  направлений этой подготовительной работы является деление слов на слоги, проговаривание слов по слогам, их составление из отдельно названных слогов. В результате дети осознают, что основная произносительная единица речи – слог, что правильное звучание слова достигается правильной передачей его слоговой структуры  с выделением ударного слога.

Второй раздел представляют игры на выделение и распознавание звуков.

Умение дифференцировать  звуки речи вырабатывается в процессе продолжительных упражнений на выделение звуков из слов. Работа по развитию у детей фонетического слуха, формированию навыка звукового анализа начинается буквально с первых занятий по обучению грамоте, ещё на безбуквенной ступени.  Игры на выделение и распознавание звуков при их регулярном использовании на занятиях помогут довести

навык дифференциации звуков до автоматизма, а также обеспечат возможность более глубоко и разнообразно организовать работу в этом направлении.

Третий раздел – дидактические игры на соотнесение звуков с буквами.

Хорошо известно, как тяжело ребёнку учиться читать, если он плохо помнит графический облик букв, затрудняется в распознавании, соотнесении с конкретными звуками. Задача педагога заключается в том, чтобы создать и закрепить у детей ассоциативную цепь: звук-артикуляция-буква.  Такая работа сочетается с фонетическим анализом, что содействует соединению слуховых, речедвигательных  и зрительных анализаторов и помогает установлению прочной связи между звуковым образом и графическим изображением буквы, которые начинают восприниматься детьми как тесно связанные, неразделимые явления.

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим его научить читать и писать. Так, от того , как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям. Просто страшно подумать, что эта ступенька становиться для многих малышей камнем преткновения.

Давайте же подниматься, дорогие коллеги, на эту ступеньку так, чтобы дети не чувствовали усталости, чтобы каждый шаг к знаниям был гордым взлётом, а не усталой ходьбой обессилевшего путника, изнемогающего под тяжкой ношей за плечами!»  

                                                                                           

https://docs.google.com/drawings/image?id=sOFzNCirpG96k4fmKfzZCHw&rev=1&h=109&w=646&ac=1

Цепочка слов

Ход игры: Педагог называет слово. Дети делят слова на слоги, определяют последний слог и  придумывают слово, которое начинается с такого же слова.

Пример: аст-ра, ра-ма, ма-ши-на.

Эстафета

Оборудование: предметные картинки, два флажка.

Ход игры: Дети выстраиваются в две колонны перед столом, на котором лежат две стопки предметных картинок. Впереди стоящие дети держат флажки.

По сигналу педагога они берут по одной картинке, произносят слово-название предмета изображённого на ней, по слогам и указывают количество слогов

(ма-ши-на, в этом слове три слога). Выполнив задание, первые игроки передают флажки стоящим за ними, а сами отправляются в конец колонны. Побеждает та команда, которая быстрее проанализирует свои слова.

Поезд

Оборудование: Картонный поезд с вагончиками, к которым прикреплены кармашки, предметные картинки.

Ход игры: вызванный ребёнок выбирает предметную картинку, определяет количество слогов в названии предмета на картинке и «сажает» её в вагон. Порядок посадки следующий: в первый вагон нужно посадить предметы, название которых состоит из одного слога, во второй- из двух, в третий – из трёх слогов. Контролёры (группа) хором произносят названия предметов по слогам и таким образом проверяют, свои ли места занимают пассажиры. Картинки подбираются в соответствии с темой недели (овощи, посуда, животные и т.д.).

Зоомагазин

Оборудование: Игрушки-животные

Ход игры: Педагог объясняет детям игровую ситуацию: «Вы пришли зоомагазин, где можете купить  собаку, кошку, птичку, рыбку. Чтобы купить того, кто вам нравиться, необходимо придумать животному кличку, которая состояла бы из двух, трёх слогов». Дети подбирают слова и, если делают это правильно, получают право играть с купленной игрушкой целый день.

Кто больше?

Оборудование: Предметные картинки.

Ход игры: Педагог ставит перед учащимися дидактическую задачу: изменить название предмета таким образом, чтобы в нём стало больше слогов. Детям показываются картинки предметов, названия которых состоят из одного слога: лис, кот, дом и т.д..  Дети называют свои варианты изменённых слов и количество слогов в них: лес-лесок (2 слога), лесочек (3 слога), лесничество

 (4 слога).

https://docs.google.com/drawings/image?id=shnTtoRkXSM632jLfgtD0QA&rev=1&h=958&w=110&ac=1

Разложи вещи по полкам.

Оборудование:  предметные картинки

Ход игры: Игровое действие – разложить предметные картинки по трём полкам. На первую полку необходимо положить те картинки, в названии которых звук, указанный педагогом, находиться в начале слова. На вторую – те, в названии которых звук находиться в середине. На третью – те. В названии которых звук находиться в конце.

Пример: первая полка: шуба, шапка

                  вторая полка: кошка, мишка

                  третья полка: карандаш, ковш

Волшебная скакалка

Оборудование: скакалки.

Ход игры: Часть детей группы, берут скакалки и становятся в круг. Педагог в медленном темпе называет разные слова. Дети должны прыгнуть через скакалку, когда услышат слово, которое начинается с указанного педагогом звука. Прыгнувший позже других, выбывает из игры. Победителем будет ребёнок оставшийся один.

                              Не порви цепочку.

Ход игры: Педагог называет слово. Ученик должен подобрать своё слово так, чтобы оно начиналось со звука, которым заканчивалось слово, названное педагогом: сок- книга- автобус- стол- лимон- и т. д.  Ребёнок, не нашедший нужное слово, разрывает цепочку и платит фант. В конце игры дети выкупают фанты: определяют первые звуки в словах, которые по сигналу педагога называют их товарищи.

Игра может проводиться с использованием предметных картинок, подобранных в соответствии с условиями игры и вразброс помещённых на наборном полотне.

Мамина сумка.

Оборудование: сумка, предметные картинки или игрушки.

Ход игры: Педагог сообщает игровую ситуацию «Мама пришла из магазина с полной сумкой покупок. Догадайтесь, что она купила, если в названиях покупок есть звуки «м» и «м,»».  Дети подбирают соответствующие слова: масло, молоко, морковь, мёд, мыло. Потом из сумки достаются картинки или игрушки с целью проверки правильных ответов. Педагог меняет звук и игра продолжается.

Камень и подушка.

Оборудование: карточки с изображением камня и подушки, предметные картинки.

Ход игры: На фланелеграфе выставлены рисунки камня и подушки (символы мягкости и твёрдости). Вызванный ребёнок, получив набор картинок, располагает их на фланелеграфе таким образом, чтобы под рисунком камня оказались картинки с изображением предметов, названия которых начинаются с твёрдого согласного звука, а под рисунком подушки – с мягкого согласного звука. Остальные дети хором называют только первые звуки слов.

Вариант:  У каждого ребёнка своя картинка. Дети по очереди выставляют свои  

Листочки деревьев.

Оборудование: картонные деревья с прорезями, предметные картинки, карточки букв.

Ход игры:  В прорези картонных деревьев устанавливаются предметные картинки, слова- названия которых начинаются с одного и того же звука. Ребёнок анализирует слова на своём дереве, определяет первый звук в них, находит карточку с соответствующей буквой и устанавливает её под деревом.

Помоги животным.

Оборудование: картинки животных, карточки букв.

Ход игры: На доске вперемешку прикрепляются картинки животных и карточки букв, которые соответствуют первым звукам в названии животных. Необходимо помочь животным найти свою букву: соединить мелом картинку с соответствующей буквой.

Хорошо устраивать ловушки: помещать на доске лишнюю картинку или лишнюю букву.

Игра будет многовариантной, если менять наборы предметных картинок: цветы, овощи, мебель  и т. д..

Жмурки.

Оборудование: карточки изученных букв, платок.

Ход игры: С помощью считалки выбирается «жмурка». Ему завязывают глаза и подводят к столу, на котором расположены карточки букв. Жмурка берёт карточку, показывает детям. Дети называют слова, в которых первый звук соответствует букве на карточке. По названным словам «жмурка»  должен догадаться, какую именно букву он держит в руках, и назвать её. Правильность ответа подтверждается аплодисментами. В случае неправильного ответа дети хором называют нужную букву.

Терем – теремок.

Оборудование: Картонный домик с окошком для буквы.

Ход игры: Педагог показывает детям теремок, с заранее вставленной буквой, например, М. Педагог спрашивает словами из сказки: «Кто – кто в теремочке живёт? Кто – кто в невеликом живёт?» . Дети вспоминают животных, птиц, насекомых, названия которых начинаются с соответствующего звука: мышь. медведь, муравей, муха.

Педагог меняет букву и игра продолжается.

Звуковая эстафета.

Оборудование:  карточки с буквами.

Ход игры: Педагог показывает букву, дети произносят соответствующие звуки.

Ребенок, который сидит за партой слева, произносит твёрдый согласный звук; ребёнок, который сидит справа, - мягкий согласный звук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Артикуляционная гимнастика и ее роль в коррекционно-логопедической работе.

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органо...

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика»

К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушением звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет.Речь не является врожденной способностью, она формируется посте...

Консультация "Артикуляционная гимнастика: значимость и рекомендации"

Консультация для родителей воспитанников, имеющих нарушения речи...

Артикуляционная гимнастика - значимость и рекомендации для родителей детей с ТНР

Рекомендации для родителей по проведению артикуляционной гимнастики дома с детьми  дошкольного возраста с нарушениями речи....

Консультация на тему «Артикуляционная гимнастика: значимость и рекомендации»

Консультация на тему «Артикуляционная гимнастика: значимость и рекомендации»...