«Логопедические игры и упражнения на развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста»
консультация (подготовительная группа)

Мишустина Елена Анатольевна

Вашему вниманию представлены игры и упражнения  для детей и их родителей по формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx31.06 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Логопедические игры и упражнения на развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста»

      Уважаемые родители! Вашему вниманию представлен важный и

интересный материал о формировании навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста.

    Мир, который окружает нас, полон звуков. Звуки бывают речевые и

неречевые. Звуки, произносимые человеком – это речевые. Все остальные –

неречевые звуки. Очень важно чтобы ребенок ориентировался в звучащем

слове. Это необходимо для того, чтобы ребенок научился читать, грамотно

писать в школе.

     В детском саду детей сначала знакомят со звуками родного языка, а потом с буквами.

     При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является

звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на

составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.

     Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа

подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества

звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение

дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и

мягкие), определение места звука в слове, количество звуков и их

последовательность.

      Вы, родители, можете помочь своему ребенку сделать первые шаги в

осознании звуковой структуры слов.

  • В первую очередь, необходимо следить за тем, чтобы родители и дети

Правильно называли согласные звуки ([М], а не [МЭ] или [ЭМ]) и ни в коем

случае не путали звуки с буквами.

Буквы являются графическим символом звуков.

БУКВЫ МЫ ПИШЕМ И ВИДИМ,
ЗВУКИ ПРОИЗНОСИМ И СЛЫШИМ !

ПАМЯТКА О ЗВУКАХ.

Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя

выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные

звуки умеют петь.

Гласные звуки обозначают красным цветом.

Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы

Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я- [Й][А], Ю-[Й][У], Е-[Й][Э], Ё-[Й][О].

Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя

встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или

язык. Некоторые из них можно тянуть (ССС, МММ) но петь их нельзя.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими. 

На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.

Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ.

Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми.

Мягкий согласный звук мы обозначаем зеленым цветом.

Твердый согласный звук-синим цветом.

Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Звуки на письме обозначаем буквами.

  • Показывая буквы, надо произносить не ее официальное алфавитное название, а тот звук, который эта буква обозначает.
  • Для звукового анализа и синтеза детям дошкольного возраста следует выбирать только те слова, написание которых не расходится с произношением.

Помните, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте

является игра. Поэтому любые навыки лучше формировать и развивать в

свободном общении с ребенком, в играх.

Существует много игр, в которые можно играть с ребенком по дороге в

детский сад, на прогулке, в машине. Вот некоторые из них:

Игра «Дятел»

Ход игры: взрослый отстукивает разные ритмы в медленном, а затем и в

быстром темпе //  //, //  /  /,  /  // и т. д., а ребенок  должен повторить.

Игра «Чуткие ушки?» или «Поймай звук» (из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов).

Ход игры: взрослый называет звуки (слоги, слова), а ребенок поднимают руку лишь тогда, когда услышит заданный звук, например, звук Ш: шапка, дом, жук, лиса, кошка, вешалка, лыжи, карандаш, замок, лужа, крыша.

Игра «Эхо» или «Попугайчики»

Ход игры: взрослый произносит ряд слогов, ребенок должен их повторить.

Например, па-ба, та-да, та-та-да, ка-га, ка-ка-та, са-за-са и т.п.

Игра «Отгадай и назови звуки»

Ход игры: взрослый называет слияния звуков, слогов, слов. Например, иуа,

ап, ма, кот и т. п. Ребёнок определяет последовательность и количество звуков

в слоге (слове).

Игра с мячом «Подружи звуки»

Ход игры: взрослый бросает ребенку мяч и называет звуки, например, [А],[П]

Ребенок возвращает мяч, составляя из них слог АП.

[К], [О], [Т].  Получится слово КОТ;      [К*], [И], [Т] Получится слово КИТ

Запомните: слово произносится по звукам, а не по буквам : [м], а не эм!

Слово «КОТ». Произносим все звуки этого слова по порядку ([К], [О], [Т]).

Сколько звуков в слове «КОТ»? В слове «КОТ» три звука.

Даём характеристику каждому звуку:

[К] – согласный, твёрдый, глухой;

[О] – гласный;

[Т] – согласный, твёрдый, глухой.

Слово «КИТ». Произносим все звуки этого слова по порядку ([К,], [И], [Т]).

Сколько звуков в слове «КИТ»? Три звука.

,] – согласный, мягкий, глухой;

[И] – гласный;

[Т] –  согласный, твёрдый, глухой.

Игра «Разбросай слово»

Ход игры: взрослый предлагает ребенку самому разделить слова на звуки:

Например, каша – К-А-Ш-А, дом – Д-О-М, бумага – Б-У-М-А-Г-А.

Игра «Цепочка»

Ход игры: взрослый называет слово (например, автобус). Ребёнок

определяет последний звук в слове, подбирает свое слово, начинающееся с

этого звука. И так далее, составляя цепочку слов.

Игра «Зоркий глаз»

Ход игры: ребенок должен найти в окружающем пространстве предметы,

названия которых начинаются на заданный звук.

Игра «Дом»

Ход игрынарисуйте с ребенком дом и предложите заполнить каждый этаж

жильцами. На первом этаже живут слова, в которых один слог, на втором —

в два слога, на следующем – в три, в четыре и т.д. Выигрывает тот, кто быстрее заполнит все этажи своего дома.

Игра «Необыкновенные превращения»

Ход игрыобъясните ребёнку, что если в слове заменить один звук, оно

превратится в другое. Предложите ему заменить в слове «дом» первый звук

на звук «с». Что получилось? (дом – сом – лом – ком – Том; кот – рот – вот –

пот; ток – сок – бок – кок; лук – сук – жук - бук).

Игра «Что можно петь, что нельзя петь?»

Ход игры: взрослый называет слово из одного-двух слогов, а ребенок называет только гласные звуки: суп – [У]; руки – [У], [И].

Аналогичная работа по выделению согласных звуков: кот – [К], [Т] и т.д.

Игра «Замени звук» 

Ход игры: взрослый задает звук, на который нужно будет заменить первый звук в слове.

Например, нужно заменить на [ч] первый (кашка - чашка, гайка - чайка, масть - часть); заменить на [р] первый звук (бак – рак, лоза – роза, мука – рука)

Упражнение «Определи место звука в слове»

Ход игры: взрослый предлагает ребенку, услышав слово, определить место

заданного звука: в начале, в середине, в конце слова. Ребенок повторяет

слово, пропевает, тянем его, чтобы услышать звуки.

Например, звук [Ш] – шшшаааппккааа, кошка, душ.

Игра «Убежал звук» 

Ход игры: взрослый произносит слово без первого звука и просит ребенка произнести звук, который пропустили, например, скажите: ...пельсин, …нанас; …обот, …ак, …акета, и т.д.

Игра «Добавь звук (слог)»

Ход игры: взрослый произносит часть слова, ребенок должен добавить звук (слог) и назвать слово полностью. 
Например, добавь звук К, что у тебя получится? ма...(к), ба...(к), бо...(к), со..(к) и т.д. Добавь слог – СА ( ко…(са), ли…(са), о..(са), ро…(са) и т.д.

Игра «Шутки-минутки»

Ход игры: взрослый читает ребенку строчки из стихов, заменяя буквы в словах. Ребенок находит ошибку и исправляет её.

Хвост с узорами,

Сапоги со шторами.

Кот плывёт по океану,

Кит из блюдца ест сметану.

Божья коробка, полети на небо,

Принеси нам хлеба.

Играйте с детьми каждый день! Только постепенные и регулярные занятия дают положительный результат. Не отступайте, если задания покажутся трудными. И главное, не забывайте хвалить ребенка.

Желаем приятных и увлекательных игр!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста

Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей на тему: «Игры и упражнения для развития навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста»

Одно из направлений в современной логопедии – формирование навыков звукового анализа и синтеза. Анализ - это процесс расчленения целого на части, а также установление связей, отношений межд...

Мастер-класс "Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста"

Мастер-класс «Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста». Подготовила: Недикова Татьяна Алексеевна, воспитатель МАДОУ ДСКВ «Югорка», г.Пока...

Консультация для родителей на тему: «Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста»

Трудностти и пути их решения при обучении навыкам звукового анализа и синтеза...

Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста

Познакомить родителей с принципами и приемами развития навыков звукового анализа и синтеза....

Консультация для родителей "Развитие навыков звукового анализа и синтезе у детей дошкольного возраста. Игры и упражнения"

Основная трудность, которую испытывают дети при расчленении слова на составные элементы, заключается в неумении услышать гласные звуки, а также отделить гласные от согласных в слове. Поэтому звуковой ...