Игровой массаж и самомассаж в коррекционной работе с дошкольниками с ОНР
статья по логопедии (средняя группа)

Русина Валерия Валерьевна

Влияние игрового массажа и самомассажа в коррекционной работе. Развитие артикуляторного аппарата, кинестетических ощущений, воображения, памяти, внимание. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samomassazh.docx14.5 КБ

Предварительный просмотр:

Все чаще в логопедической практике у дошкольников, посещающих группы для детей с нарушениями речи, наблюдаются артикуляторные расстройства, обусловленные микроочаговыми поражениями коры головного мозга, которые можно охарактеризовать как стертую дизартрию.

Стёртая дизартрия – расстройство речи, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речи. У детей со стертой дизартрией наблюдаются нарушения звукопроизношения и просодической организации речи, обусловленные органической недостаточностью иннервации мышц артикуляторного аппарата, которые отрицательно влияют на формирование фонематической, а также лексико-грамматической стороны речи (Лопатина Л. В., 2004). Проявления стёртой дизартрии часто обусловлено разнообразными нарушениями тонуса речевой мускулатуры – спастическим или паретическим состоянием отдельных мышц речевого аппарата.

Одно из направлений коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста - развитие артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики. В своей работе я использую элементы игрового массажа и самомассажа.

Самомассаж – это один из видов пассивной гимнастики, выполняемой самим ребёнком. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый.

Игровой массаж – это массаж, который направлен на работу с общескелетной мускулатурой, развитие мелкой моторики. Педагог вначале демонстрирует выполнение приемов самомассажа (взаимомассажа), опираясь на стихотворный текст, а затем выполняет их вместе с детьми. В некоторых упражнениях массажные действия выполняются на спине друг друга.

Целью логопедического игрового массажа и самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

Использование приемов самомассажа полезно по многим причинам:

- это стимуляция кинестетических ощущений мышц для активизации речи;

- развития межполушарных связей;

- развития мелкой моторики;

- нормализации мышечного тонуса и эмоциональной сферы детей;

- релаксации.

Самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях детского сада. Его может использовать как учитель-логопед, так и воспитатели в режимных моментах.

Выполняя самомассаж и игровой массаж в виде игры, ребята познают свое тело, учатся помогать друзьям, развивают тактильные ощущения и воздействуют на свои мышцы. При проведении такого массажа дети выполняют разнообразные движения пальцами и руками, что хорошо развивает крупную и мелкую моторику, снимает у детей напряжение. Улучшается кровоснабжение кожи, уменьшается напряжение мышц, дыхание и сердцебиение замедляются. Ребёнок успокаивается и расслабляется. Игровой массаж положительно влияет на центральную нервную систему. Он способствует социализации детей, формирует у детей доверительные отношения и внимание друг к другу, развивает терпение и чувство юмора.

Игровой массаж способствует развитию речи. Стихи и песенки, под которые ребята выполняют упражнения, быстро запоминаются, а движения, иллюстрирующие текст, способствуют выразительному исполнению.

         Такой вид деятельности ребята с удовольствием выполняют в режимных моментах, во время НОД вместо физминуток.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игровой массаж и самомассаж в работе с детьми дошкольного возраста»

Презентация является наглядным дополнением к докладу  и практическому материалу по данной теме. Тезисно представляет содержание теориетического материала и практического приложения к тему....

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОГО МАССАЖА И САМОМАССАЖА В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР.»

Как известно, массаж – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на выделение продуктов распада, на сократи...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОГО МАССАЖА И САМОМАССАЖА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Как известно, массаж – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на выделение продуктов распада, на с...

Логопедический массаж и самомассаж в коррекционной работе с детьми с ТНР

Статья посвящена вопросам применения логопедического массажа и самомассажа в коррекционной работе с детьми с ТНР....

массаж и самомассаж в коррекционной работе с детьми с ОВЗ и инвалидностью

Материал поможет воспитателям работающим  с детьми с ОВЗ и инвалидностью укрепить здоровье детей....

Мастер-класс для воспитателей «Применение игрового массажа и самомассажа в фикультурно - оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»

Мастер-класс для воспитателей«Применение игрового массажа и самомассажа в фикультурно - оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»...

Использование кинезиологических упражнений и самомассажа ушных раковин в коррекционной работе с дошкольниками с задержкой психического развития (из опыта работы)

Целью начала любого занятия в детском саду является – включение каждого дошкольника в деятельность, создание благоприятной атмосферы на занятии, концентрация внимания, организация и настрой на з...