Картотека упражнений на развитие связной речи
картотека по логопедии (подготовительная группа)

Шерстнева Татьяна Юрьевна

Развитие речи старших дошкольников через систему упражнений::

1.Развитие антонимии.

2.Развитие сининимии.

3.Работа с предложением.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_uprazhneniy_na_razvitie_svyaznoy_rechi.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие антонимии

  1. Выбрать из трех слов два слова - «неприятеля».

Предлагаются слова - существительные, глаголы, прилагательные.

Друг, печаль, враг.

Ночь, сутки, день.

Радость, радостный, печаль.

Поднимать, опускать, брать.

Давать, продавать, отдавать.

Покупать, продавать, отдавать.

Говорить, идти, молчать.

Высокий, большой, низкий.

Длинный, большой, короткий.

Большой, низкий, маленький.

Белый, длинный, черный.

Короткий, маленький, длинный.

Тяжелый, длинный, легкий.

Хороший, светлый, плохой.

  1. Выбрать из 3 - 4 слов одно, противоположное по смыслу исходному слову.

Холодильник - (мороженое, электроплита, лампочка, снеговик).

Карандаш - (тетрадь, ручка, резинка, альбом).

Клей - (ножницы, кисточка, бумага, карандаш).

Душ - (мыло, полотенце, мочалка, ведро с водой).

Сахар - (чай, арбуз, лимон, чайник).

Микрофон - (утюг, наушники, гитара, магнитофон).

Молоток - (топор, клещи, рубанок, гвоздь).

Обогреватель - (сумка, пылесос, вентилятор, утюг).

Спички - (свечка, сковорода, огнетушитель, плита).

  1. Закончить предложение и назвать слова - «неприятели».

Слон большой - комар …

Камень тяжелый, а пушинка …

Золушка добрая, а мачеха …

Зимой погода холодная, а летом …

Сахар сладкий, а горчица …

Дерево высокое, а куст …

Дедушка старый, а внук …

Суп горячий, а компот …

Сажа черная, а снег …

Лев смелый, а заяц …

Молоко жидкое, а сметана …

Река широкая, а ручеек …

Работать трудно, а отдыхать …

Днем светло, а ночью …

Сегодня весело, а вчера было …

Заяц скачет быстро, а черепаха ползает …

Переходя улицу, сначала посмотри налево, а потом …

Кричат громко, а шепчут …

Я больна, но скоро буду …

Я живу близко от реки, а мой друг …

Продавец продает, а покупатель …

Друзья часто ссорятся, но легко …

Легко заболеть, но трудно …

Воспитатель спрашивает, а дети …

Утром дети приходят в детский сад, а вечером …

Сначала гостей встречают, а потом …

При встрече здороваются, а при расставании …

Вечером ложатся в кровать, а утром …

  1. Сравнить:

по вкусу: горчицу и мед;

по цвету: снег и сажу;

по высоте: дерево и цветок;

по ширине: дорогу и тропинку;

по возрасту: юношу и старика;

по весу: гирю и пушинку;

по размеру: дом и шалаш.

  1. К данным словам придумать слова - «неприятели».

Предлагается следующий речевой материал:

  • имена существительные: день, утро, восход, весна, зима, добро, друг, грязь, жара, мир, правда, радость, вдох, выдох, польза.
  • имена прилагательные: больной, белый. Высокий, веселый, темный, горький, добрый, здоровый, новый, молодой, острый, толстый, широкий, сухой, смелый, твердый, чистый, яркий, красивый, хороший;
  • глаголы: войти, говорить, взял, нашел, забыл, уронил, насорил, ложиться, одеваться, мириться, опускать, помогать, смеяться, залететь, закрывать, включать, входить, хвалить, заснуть, разрешить;
  • наречия: близко, редко, медленно, рано, темно, низко, легко, можно, нельзя, трудно, радостно, много, плохо, сухо, широко, ярко, высоко, чисто, мокро, светло, быстро.

  1. Игра «Скажи наоборот».

      Используются слова: больше - меньше, тяжелее - легче, выше - ниже,    быстрее - медленнее и др.

Грузовик и такси. Что чего больше? Что чего меньше?

Жираф и лошадь. Кто кого выше? Кто кого ниже?

Слон и медведь. Кто тяжелее? Кто легче?

Заяц и черепаха. Кто бегает быстрее? Кто двигается медленнее?

    7.  Игра с мячом «Скажи наоборот».

Воспитатель называет слово и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч ребенок должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно взрослому.

Одеть - (раздеть), бросить - (поймать), положить - (убрать), купить - (продать), поднять - (опустить), спрятать - (найти), дать - (взять), налить - (вылить).

Развитие синонимии

С целью развития синонимии предлагаются следующие задания.

  1. Выбрать из трех слов два слова - «приятеля»
  • среди имен существительных: дом, солдат, боец; конь, собака, лошадь;  дом - улица - здание.
  • среди имен прилагательных: грустный, печальный, глубокий; храбрый,  звонкий, смелый; веселый, крепкий, прочный; слабый, неловкий, неуклюжий; большой, красивый, огромный.
  • среди глаголов: взять, схватить, идти; думать, ехать, соображать; торопиться, спешить, ползти; радоваться, веселиться, наряжаться.
  1. Придумать слова - «приятели» к данным словам:
  • к именам существительным: здание - (дом), хворостина - (прут), печаль - (грусть), конь - (лошадь), солдат - (боец), приятель - (друг).
  • к глаголам: льется - (течет), глядеть - (смотреть), торопиться - (спешить);
  • к прилагательным: крошечный - (маленький), смелый - (храбрый), прекрасный (красивый).

    3.  Придумать предложение с каждым из слов - «приятелей».

     Пища - корм - еда;

     Груз - ноша - багаж;

     Человек - незнакомец - гость;

     Большой - громадный - огромный;

     Быстрый - скорый - стремительный;

     Неловкий - неуклюжий - нескладный.

    4.  Игра «На что похоже?»

     Деям предлагается подобрать похожие слова (сравнения).

     Белый снег похож на (что?) …

     Синий лед похож на …

     Густой туман похож на …

     Чистый дождь похож на …

     Блестящая на солнце паутина похожа на …

     Слова для справок: вата, пух, стекло, белый дым, слезы, серебро.

    5.  Игра «Закончи предложение» (подбери сравнения).

    Земля покрыта снегом, как …

    Лед блестит у берега, как …

    Туман стелется над озером, как …

    Дождинки текут по лицу, как …

    6. Объяснить, чем отличаются слова. Подобрать картинки к каждому   слову. Придумать предложения со словами.

     Шить - вязать, мыть - стирать, лежать - спать, класть - ставить, чистить - подметать, лежать - стоять, строить - чинить, нести - везти, рисовать - раскрашивать.

 

Работа с предложением

  1. Анализ предложения с целью включения или невключения его в рассказ.

Вниманию детей предлагается рассказ. 

«Катя и Миша вошли в группу. Миша взял машинку. Катя взяла куклу Барби. Миша катал машинку. Катя причесывала куклу Барби. Дети играли».

Взрослый произносит предложение и предлагает ребенку отгадать, подходит оно к этому рассказу или нет.

Катя села на ковер.

Миша долго завтракал.

Миша ползал по ковру.

Мама купила Кате шапку.

У Миши есть кошка.

Катя любит свою собаку.

Миша любит машинки. И т.п.

  1. Установление порядка предложений в рассказе.

Взрослый произносит пары предложений и предлагает ребенку определить, какое предложение должно следовать в рассказе раньше, а какое позже.

Катя взяла куклу. - Катя вошла в группу.

Катя причесывала куклу. - Катя взяла куклу.

Миша взял машинку. - Миша катал машинку.

Каждая пара предложений обязательно проговаривается ребенком.

  1. Подбор слов.

- Таня поливала цветы. А что еще можно поливать? (огурцы, помидоры, клумбу, грядку, дорожку, асфальт, горку, кусты и т.п.).

- Вова кормил попугая. Кого еще можно кормить? (собаку, кошку, канарейку, ежа, хомяка, кролика, рыбок, щенка, котенка и т.п.).

- Что можно ставить на стол? (вазу, тарелки, миску, хлебницу, блюдца, чашки, салфетницу, солонку, перечницу, салатницу, молочник, конфетницу и т.п.).

- Что можно класть на стол? (ложки, вилки, ножи, салфетки, чайные ложечки и т.п.).

  1. Замена действия в предложении.

Взрослый читает предложения, в которых глаголы употреблены неправильно. Объясняет, что в предложениях могут быть ошибки - ведь это писал Незнайка!

Салфетница лежит на столе.

Нож стоит на столе.

Чашка лежит на столе.

Таня наливает цветок.

Вова выливает кактус.

  1. Подбор объектов к словам - определениям.

- Про кого можно сказать:

ласковая, добрая, трудолюбивая, красивая? …

сильный, большой, заботливый, веселый? …

маленький, смешной, беспомощный, плаксивый, слабый, подвижный? …

шустрый, игривый, быстрый, ловкий, полосатый, усатый, пушистый? …

  1. Включение подходящего глагола (действия) в предложение.

При проговаривании предложения, чтобы не нарушать порядок слов, пропущенный глагол можно обозначит хлопком или зрительным символом - полоской бумаги, обозначающей слово.

Щенок Бимка …из дома. Бимка …под забором. Бимка его … Бимка до него … Бимка … за бабочкой. Бимка … до бабочки. И т.д. по всему рассказу.

Слова для справки: убежал, пролез, тронул, дотронулся, побежал, добежал.

  1. Установление правильного порядка слов в предложении.

Рассказ: «Убежал щенок Бимка из дома. Пролез под забором и оказался на поляне. Здесь ему попался ежик. Тронул его Бимка лапой - колется. Вдруг Бимка увидел бабочку - пеструю, красивую, воздушную - и побежал за ней. Бежал, бежал и свалился в ручей. Запищал Бимка, завертелся на месте и выскочил на сушу. Тут слышит голос: « Бимка, Бимка! Где ты?» Это бежал и кричал Димочка, хозяин щенка. Мальчик поднял Бимку, погладил, посадил за пазуху и понес домой.

Взрослый объясняет, что Незнайка перепутал все слова в предложениях, и просит ребенка навести порядок в словах.

Из дома Бимка щенок убежал …

Забором под пролез щенок …

Поляне на ежика увидел щенок …

Его лапой Бимка тронул …

Бабочку Бимка увидел вдруг …

В свалился ручей Бимка …

На выскочил сушу щенок …

Щенка Дима домой понес …

  1. Подбор определяемых слов.

Взрослый предлагает ребенку догадаться, к кому из героев рассказа относятся слова, обознающие признаки:

Говорливый …хитрый…пушистый…заботливая…добрая…маленький…красивый…голосистый… голодный…остроклювый…тонколапый…пушистохвостый… хитроглазый…длиннохвостый…полосатый…усатый…зубастый…

остроухий и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр и упражнений на развитие связной речи дошкольников

Игры и упражнения на развитие связной речи дошкольников...

КАРТОТЕКА Игр и игровых упражнений для развития связной речи Младшая группа

Работу над связной речью детей лучше всего производить с помощью игр и игровых упражнений. Детям легче воспринимать любой учебных материал через игру....

Картотека игр и упражнения для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития....

Картотека игр и упражнений для развития связной речи у дошкольников

Развитию связной речи дошкольников способствуют игры и игровые упражнения....

Картотека игр и упражнений по развитию связной речи детей дошкольного возраста

Развитие речи играет немалую роль в воспитании и развитии детей дошкольного возраста. Одним из направлений работы выступает развитие связной речи....

Картотека упражнений по развитию связной речи "Зима. Зимние забавы"

Упражнения для развития связной речи по лексической теме "Зима. Зимние забавы"....