Картотека упражнений на развитие связной речи
картотека по логопедии (подготовительная группа)
Развитие речи старших дошкольников через систему упражнений::
1.Развитие антонимии.
2.Развитие сининимии.
3.Работа с предложением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие антонимии
- Выбрать из трех слов два слова - «неприятеля».
Предлагаются слова - существительные, глаголы, прилагательные.
Друг, печаль, враг.
Ночь, сутки, день.
Радость, радостный, печаль.
Поднимать, опускать, брать.
Давать, продавать, отдавать.
Покупать, продавать, отдавать.
Говорить, идти, молчать.
Высокий, большой, низкий.
Длинный, большой, короткий.
Большой, низкий, маленький.
Белый, длинный, черный.
Короткий, маленький, длинный.
Тяжелый, длинный, легкий.
Хороший, светлый, плохой.
- Выбрать из 3 - 4 слов одно, противоположное по смыслу исходному слову.
Холодильник - (мороженое, электроплита, лампочка, снеговик).
Карандаш - (тетрадь, ручка, резинка, альбом).
Клей - (ножницы, кисточка, бумага, карандаш).
Душ - (мыло, полотенце, мочалка, ведро с водой).
Сахар - (чай, арбуз, лимон, чайник).
Микрофон - (утюг, наушники, гитара, магнитофон).
Молоток - (топор, клещи, рубанок, гвоздь).
Обогреватель - (сумка, пылесос, вентилятор, утюг).
Спички - (свечка, сковорода, огнетушитель, плита).
- Закончить предложение и назвать слова - «неприятели».
Слон большой - комар …
Камень тяжелый, а пушинка …
Золушка добрая, а мачеха …
Зимой погода холодная, а летом …
Сахар сладкий, а горчица …
Дерево высокое, а куст …
Дедушка старый, а внук …
Суп горячий, а компот …
Сажа черная, а снег …
Лев смелый, а заяц …
Молоко жидкое, а сметана …
Река широкая, а ручеек …
Работать трудно, а отдыхать …
Днем светло, а ночью …
Сегодня весело, а вчера было …
Заяц скачет быстро, а черепаха ползает …
Переходя улицу, сначала посмотри налево, а потом …
Кричат громко, а шепчут …
Я больна, но скоро буду …
Я живу близко от реки, а мой друг …
Продавец продает, а покупатель …
Друзья часто ссорятся, но легко …
Легко заболеть, но трудно …
Воспитатель спрашивает, а дети …
Утром дети приходят в детский сад, а вечером …
Сначала гостей встречают, а потом …
При встрече здороваются, а при расставании …
Вечером ложатся в кровать, а утром …
- Сравнить:
по вкусу: горчицу и мед;
по цвету: снег и сажу;
по высоте: дерево и цветок;
по ширине: дорогу и тропинку;
по возрасту: юношу и старика;
по весу: гирю и пушинку;
по размеру: дом и шалаш.
- К данным словам придумать слова - «неприятели».
Предлагается следующий речевой материал:
- имена существительные: день, утро, восход, весна, зима, добро, друг, грязь, жара, мир, правда, радость, вдох, выдох, польза.
- имена прилагательные: больной, белый. Высокий, веселый, темный, горький, добрый, здоровый, новый, молодой, острый, толстый, широкий, сухой, смелый, твердый, чистый, яркий, красивый, хороший;
- глаголы: войти, говорить, взял, нашел, забыл, уронил, насорил, ложиться, одеваться, мириться, опускать, помогать, смеяться, залететь, закрывать, включать, входить, хвалить, заснуть, разрешить;
- наречия: близко, редко, медленно, рано, темно, низко, легко, можно, нельзя, трудно, радостно, много, плохо, сухо, широко, ярко, высоко, чисто, мокро, светло, быстро.
- Игра «Скажи наоборот».
Используются слова: больше - меньше, тяжелее - легче, выше - ниже, быстрее - медленнее и др.
Грузовик и такси. Что чего больше? Что чего меньше?
Жираф и лошадь. Кто кого выше? Кто кого ниже?
Слон и медведь. Кто тяжелее? Кто легче?
Заяц и черепаха. Кто бегает быстрее? Кто двигается медленнее?
7. Игра с мячом «Скажи наоборот».
Воспитатель называет слово и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч ребенок должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно взрослому.
Одеть - (раздеть), бросить - (поймать), положить - (убрать), купить - (продать), поднять - (опустить), спрятать - (найти), дать - (взять), налить - (вылить).
Развитие синонимии
С целью развития синонимии предлагаются следующие задания.
- Выбрать из трех слов два слова - «приятеля»
- среди имен существительных: дом, солдат, боец; конь, собака, лошадь; дом - улица - здание.
- среди имен прилагательных: грустный, печальный, глубокий; храбрый, звонкий, смелый; веселый, крепкий, прочный; слабый, неловкий, неуклюжий; большой, красивый, огромный.
- среди глаголов: взять, схватить, идти; думать, ехать, соображать; торопиться, спешить, ползти; радоваться, веселиться, наряжаться.
- Придумать слова - «приятели» к данным словам:
- к именам существительным: здание - (дом), хворостина - (прут), печаль - (грусть), конь - (лошадь), солдат - (боец), приятель - (друг).
- к глаголам: льется - (течет), глядеть - (смотреть), торопиться - (спешить);
- к прилагательным: крошечный - (маленький), смелый - (храбрый), прекрасный (красивый).
3. Придумать предложение с каждым из слов - «приятелей».
Пища - корм - еда;
Груз - ноша - багаж;
Человек - незнакомец - гость;
Большой - громадный - огромный;
Быстрый - скорый - стремительный;
Неловкий - неуклюжий - нескладный.
4. Игра «На что похоже?»
Деям предлагается подобрать похожие слова (сравнения).
Белый снег похож на (что?) …
Синий лед похож на …
Густой туман похож на …
Чистый дождь похож на …
Блестящая на солнце паутина похожа на …
Слова для справок: вата, пух, стекло, белый дым, слезы, серебро.
5. Игра «Закончи предложение» (подбери сравнения).
Земля покрыта снегом, как …
Лед блестит у берега, как …
Туман стелется над озером, как …
Дождинки текут по лицу, как …
6. Объяснить, чем отличаются слова. Подобрать картинки к каждому слову. Придумать предложения со словами.
Шить - вязать, мыть - стирать, лежать - спать, класть - ставить, чистить - подметать, лежать - стоять, строить - чинить, нести - везти, рисовать - раскрашивать.
Работа с предложением
- Анализ предложения с целью включения или невключения его в рассказ.
Вниманию детей предлагается рассказ.
«Катя и Миша вошли в группу. Миша взял машинку. Катя взяла куклу Барби. Миша катал машинку. Катя причесывала куклу Барби. Дети играли».
Взрослый произносит предложение и предлагает ребенку отгадать, подходит оно к этому рассказу или нет.
Катя села на ковер.
Миша долго завтракал.
Миша ползал по ковру.
Мама купила Кате шапку.
У Миши есть кошка.
Катя любит свою собаку.
Миша любит машинки. И т.п.
- Установление порядка предложений в рассказе.
Взрослый произносит пары предложений и предлагает ребенку определить, какое предложение должно следовать в рассказе раньше, а какое позже.
Катя взяла куклу. - Катя вошла в группу.
Катя причесывала куклу. - Катя взяла куклу.
Миша взял машинку. - Миша катал машинку.
Каждая пара предложений обязательно проговаривается ребенком.
- Подбор слов.
- Таня поливала цветы. А что еще можно поливать? (огурцы, помидоры, клумбу, грядку, дорожку, асфальт, горку, кусты и т.п.).
- Вова кормил попугая. Кого еще можно кормить? (собаку, кошку, канарейку, ежа, хомяка, кролика, рыбок, щенка, котенка и т.п.).
- Что можно ставить на стол? (вазу, тарелки, миску, хлебницу, блюдца, чашки, салфетницу, солонку, перечницу, салатницу, молочник, конфетницу и т.п.).
- Что можно класть на стол? (ложки, вилки, ножи, салфетки, чайные ложечки и т.п.).
- Замена действия в предложении.
Взрослый читает предложения, в которых глаголы употреблены неправильно. Объясняет, что в предложениях могут быть ошибки - ведь это писал Незнайка!
Салфетница лежит на столе.
Нож стоит на столе.
Чашка лежит на столе.
Таня наливает цветок.
Вова выливает кактус.
- Подбор объектов к словам - определениям.
- Про кого можно сказать:
ласковая, добрая, трудолюбивая, красивая? …
сильный, большой, заботливый, веселый? …
маленький, смешной, беспомощный, плаксивый, слабый, подвижный? …
шустрый, игривый, быстрый, ловкий, полосатый, усатый, пушистый? …
- Включение подходящего глагола (действия) в предложение.
При проговаривании предложения, чтобы не нарушать порядок слов, пропущенный глагол можно обозначит хлопком или зрительным символом - полоской бумаги, обозначающей слово.
Щенок Бимка …из дома. Бимка …под забором. Бимка его … Бимка до него … Бимка … за бабочкой. Бимка … до бабочки. И т.д. по всему рассказу.
Слова для справки: убежал, пролез, тронул, дотронулся, побежал, добежал.
- Установление правильного порядка слов в предложении.
Рассказ: «Убежал щенок Бимка из дома. Пролез под забором и оказался на поляне. Здесь ему попался ежик. Тронул его Бимка лапой - колется. Вдруг Бимка увидел бабочку - пеструю, красивую, воздушную - и побежал за ней. Бежал, бежал и свалился в ручей. Запищал Бимка, завертелся на месте и выскочил на сушу. Тут слышит голос: « Бимка, Бимка! Где ты?» Это бежал и кричал Димочка, хозяин щенка. Мальчик поднял Бимку, погладил, посадил за пазуху и понес домой.
Взрослый объясняет, что Незнайка перепутал все слова в предложениях, и просит ребенка навести порядок в словах.
Из дома Бимка щенок убежал …
Забором под пролез щенок …
Поляне на ежика увидел щенок …
Его лапой Бимка тронул …
Бабочку Бимка увидел вдруг …
В свалился ручей Бимка …
На выскочил сушу щенок …
Щенка Дима домой понес …
- Подбор определяемых слов.
Взрослый предлагает ребенку догадаться, к кому из героев рассказа относятся слова, обознающие признаки:
Говорливый …хитрый…пушистый…заботливая…добрая…маленький…красивый…голосистый… голодный…остроклювый…тонколапый…пушистохвостый… хитроглазый…длиннохвостый…полосатый…усатый…зубастый…
остроухий и т.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/17/picture-793382-1513505160.jpg)
Картотека игр и упражнений на развитие связной речи дошкольников
Игры и упражнения на развитие связной речи дошкольников...
КАРТОТЕКА Игр и игровых упражнений для развития связной речи Младшая группа
Работу над связной речью детей лучше всего производить с помощью игр и игровых упражнений. Детям легче воспринимать любой учебных материал через игру....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/02/picture-654431-1517597342.jpg)
Картотека игр и упражнения для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/18/picture-308514-1547834368.jpg)
Картотека игр и упражнений для развития связной речи у дошкольников
Развитию связной речи дошкольников способствуют игры и игровые упражнения....
Картотека игр и упражнений по развитию связной речи детей дошкольного возраста
Развитие речи играет немалую роль в воспитании и развитии детей дошкольного возраста. Одним из направлений работы выступает развитие связной речи....
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/20/picture-547600-1676859292.jpg)
Картотека упражнений по развитию связной речи "Зима. Зимние забавы"
Упражнения для развития связной речи по лексической теме "Зима. Зимние забавы"....
- Мне нравится (1)