консультация для родителей
консультация по логопедии (старшая группа)

Заблоцкая Наталья Анатольевна

Консультация для родителей: «Формирование навыков словообразования относительных прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для родителей21.41 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Формирование навыков словообразования относительных прилагательных у старших дошкольников

с общим недоразвитием речи»

Многие исследователи (Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова), анализируя состояние речи у детей с общим недоразвитием речи, пришли к выводу о том, что у них недостаточно развиты словообразовательные навыки. Отмечено, что, у дoшкольников  с oбщим недоразвитием речи возникают затруднeния в процессе словообразования, это в свою очередь приводит к «сужению» объема словаря детей, создаёт препятствия для активизации словаря, совершенствования процессов поиска слов и их переводу из пассивного словаря в активный. У детей с общим недоразвитием наблюдается также слабость мотивационной сферы, недостаточность объема зрительной и слуховой памяти.

 Какие же игры и упражнения выбрать для коррекционной работы с детьми?

М.И. Лынская предлагает следующие игры на развитие навыка образования относительных прилагательных:

1. Угадывать на вкус варенье, сок, детское пюре в банках (называть, какое: клубничное, яблочное и т.д

 2. Собрать корзину разных вещей по дому (лучше не очень знакомых ребенку, маминых вещей), сделанных из разнообразных материалов. Разбирая корзину, близкий ребенку взрослый, рассказывает короткую историю, связанную с вещью. Проговаривать: «из шерсти – шерстяной; из дерева – деревянный». Важно: чтобы было минимум три предмета из каждого материала.

3. Лепить из пластилина различные предметы, закрепляя сложное слово «пластилиновый». Важно: лепить такие предметы, чтобы их названия были разного рода: пластилиновая радуга, пластилиновый инопланетянин, пластилиновое солнце. 4. Рисовать «сказочный дождик»: сырный, шишечный и пр. (посмотреть мультфильм «Земляничный дождик»).

 5. Стирать и называть (хлопковый ., джинсовый…); вешаем белье сушиться, гладим.

 6. Угадывать на ощупь предметы, сделанные из различных материалов.

7. Строить города для кукол: из кубиков (двухэтажный, пятиэтажный), деревянный, соломенный, каменный.

8. Во время прогулки собрать ветки деревьев, назвать их: березовая, дубовая и пр. Или собрать гербарий из листьев.

9. Собрать коробку из предметов, ассоциирующихся с тем или иным временем года: осенние сапоги, зимняя шапка, летние очки и пр. 1

10. Издавать звук из музыкальных инструментов (демонстрировать аудиозапись): гитарный, барабанный.

Можно использовать следующие дидактические игры:

1 Игра : «Кто больше запомнит, что из чего сделано?»

Дети по памяти называют металлические, бумажные, деревянные и другие предметы. За правильный ответ раздаются детям разноцветные кружки. Выигрывает тот, кто собрал больше кружков.

2 Игра « Назови из чего какой?» Детям предлагаются карточки с изображением разных предметов и материалов из которых они могут быть изготовлены. Задача детей совместить предмет и материал и назвать какой будет предмет

3  Игра «Поварята» Детям предлагаются картинки с изображением фруктов, овощей, рыбы, мяса, сыра и др. , а также посуды для приготовления супа, сока, коктейля.. Задача детей правильно назвать напиток, блюдо

4 Игра  «Ателье» Цель: закрепление словообразования относительных прилагательных со значением соотнесенности с различными материалами. Соответственно количеству детей делаются карточки размером 15 х 20 см с вырезанным контурным изображением какого-либо предмета одежды. С обратной стороны подклеиваются кусочки различных тканей: ситцевой, шерстяной, шелковой, льняной

5 Игра  «С какой ветки детки?». Детям для рассматривания предлагаются карточки с изображением листьев, задача детей подобрать картинку с деревом назвать листья правильно

6 Игра  «В гостях у Винни-Пуха» Цель: практическое освоение навыка образования относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, активизация словарного запаса. Ход игры. Детям предлагается ответить на вопросы, опираясь на предметные картинки: Что приготовил Винни-Пух для гостей? Какой получится у Винни-Пуха сок? (Сливовый, грушевый, виноградный и т. д.) Какая начинка у пирога? (Малиновая, вишневая, грибная.) Какие конфеты купил Винни-Пух? (Шоколадные, сливочные, лимонные.)  

Использование дидактических игр в практической работе с ребенком способствует развитию речевой активности детей и повышению результативности коррекционной работы, в частности по формированию словообразовательных умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...