Когда и в каких случаях следует обращаться к логопеду?!
статья по логопедии

Т.О.Ермакова

     Многие родители заблуждаются, пологая, что логопед только исправляет звуки, которые ребенок говорит неправильно. Следует знать, что логопедия занимается речью в целом. Речевые нарушения могут проявляться в проблемах с произношением, в не сформированности фонематического слуха (от которого напрямую зависит обучение чтению и письму), в проблемах с грамматическим строем речи, в бедности словарного запаса, в недоразвитии связной речи (когда ребенок не умеет пересказывать тексты, составлять рассказы, с трудом отвечает на вопросы, нарушая строй предложения). К речевым проблемам также относят голосовые расстройства (слабый, тихий, затухающий к концу фразы голос) и нарушения интонационной стороны речи (бедность интонации, неправильная расстановка пауз в речи), а также нарушения темпа, ритма и плавности речи (например, при заикание).

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №144». Логопед советует

Когда и в каких случаях следует обращаться к логопеду?!

     Многие родители заблуждаются, пологая, что логопед только исправляет звуки, которые ребенок говорит неправильно. Следует знать, что логопедия занимается речью в целом. Речевые нарушения могут проявляться в проблемах с произношением, в не сформированности фонематического слуха (от которого напрямую зависит обучение чтению и письму), в проблемах с грамматическим строем речи, в бедности словарного запаса, в недоразвитии связной речи (когда ребенок не умеет пересказывать тексты, составлять рассказы, с трудом отвечает на вопросы, нарушая строй предложения). К речевым проблемам также относят голосовые расстройства (слабый, тихий, затухающий к концу фразы голос) и нарушения интонационной стороны речи (бедность интонации, неправильная расстановка пауз в речи), а также нарушения темпа, ритма и плавности речи (например, при заикание).

Наиболее распространенный речевой дефект – это нарушение звукопроизношения. Даже самое простое нарушение звукопроизношения нельзя считать безобидным, потому что оно может повлечь за собой трудности в обучении русскому языку и чтению, где ребенок будет переносить свои устные ошибки на письменную речь, ибо последняя формируется на основе устного проговаривания. В свою очередь, нарушения чтения и письма приводят к неуспеваемости по другим предметам. Усложняется также коммуникативная деятельность ребенка. Многие дети с возрастом замечают свой дефект и стесняются его. Они начинают либо избегать общения (боятся отвечать на уроках) или вступают в конфликты. У детей с речевыми нарушениями неустойчивая самооценка, они хотят много добиться, но не верят в собственные силы, поэтому стараются избегать ситуаций, в которых могут проявиться их реальные способности. Кроме того, у многих детей проявляются еще следующие симптомы:

  • низкое развитие мелкой моторики;
  • сопутствующие (лишние) движения при разговоре;
  • неразвитость чувства ритма;
  • сниженный уровень развития памяти, внимания, восприятия;
  • более позднее формирование словесно-логического мышления.

Поэтому, чем раньше вы обратитесь к специалисту за помощью, тем эффективнее будет работа логопеда, тем быстрее вы сможете помочь своему ребенку, чтобы не приобрести еще и психологические проблемы.

Когда же стоит обратиться к специалистам:

  1. Вашему ребенку 3 года, но он не говорит или его речь непонятна.

При нормальном речевом развитии первые слова появляются еще до года, а к двум годам дети должны хорошо понимать речь и пользоваться простой фразой. Но у современных детей часто встречаются различные формы запаздывания речевого развития, многие из которых могут грозить ребенку серьезными осложнениями. В любом случае поздно начавший говорить ребенок вряд ли сможет самостоятельно освоить правильное произношение звуков, и с ним нужно проводить занятия, предупреждающие формирование неправильных звукопроизношений.

 

  1. Вашему ребенку 3 года и у него имеются такие челюстно-лицевые деформации  как: заячья губа, расщелина неба.

Детям с такими дефектами показана операция в раннем возрасте (до 5 лет), но логопед играет существенную роль в подготовке речевых органов к хирургическому вмешательству. С помощью специально подобранного комплекса артикуляционной и дыхательной гимнастики специалист добивается эластичности  мышц языка, губ и неба, что способствует лучшему заживлению швов и профилактике дальнейших речевых проблем, связанных с дефектом. После операции, логопед продолжает (буквально на 3-7 сутки) работать с ребенком, чтобы растянуть послеоперационные швы, сформировать правильное физиологическое и речевое дыхание, играющее важную роль в формировании правильного звукопроизношения.

 

  1. Ваш ребенок имеет 3 степень аденоидов или перенёс операцию по их удалению.

При данном заболевании нередко обнаруживается снижение слуха и нарушение дыхательной функции, что ведет к проблемам фонематического восприятия, а затем и к формированию неправильного звукопроизношения.

 

  1. Вашему ребенку 4 года, но он не произносит большое число звуков, от чего речь его неразборчива или смазана («каша во рту»).

Формирование звукопроизношения заканчивается к пяти годам и ребенок четырех лет еще может не выговаривать какие-то звуки. Но в настоящее время чуть ли не каждый второй ребенок нуждается в логопедической помощи и лучше заранее определить, появиться ли у ребенка нормативное произношение звуков. Кроме того, все чаще причиной нарушения звукопроизношения является дизартрия – тяжелое состояние, которое связано с недостаточной работой нервов, обеспечивающих иннервацию и связь речевых органов с головным мозгом, из-за чего возникают нарушения тонуса мышц языка, губ, неба, голосовых складок и, как следствие, нарушение звукопроизношения.

 

  1. Вашему ребенку 4 года, но у него небольшой словарный запас.

Речь ребенка бедная и невыразительная. Ребенок затрудняется: подбирать обобщающие понятия (мебель, фрукты); синонимы и антонимы; широко пользоваться прилагательными. Подбирает неправильное слово для обозначения предмета или его действия. Если заметно страдает грамматическое оформление речи (ребенок в речи использует простые предложения; не понимает значение предлогов; допускает ошибки в согласовании частей речи).

 

  1. Вашему ребенку 5 лет, но он по-прежнему не произносит звуки.

В этом случае поход к логопеду уже не стоит откладывать (даже если ребенок не произносит всего один звук), потому что при нормальном речевом развитии, к пяти годам ребенок осваивает все звуки речи. Далее происходит закрепление неправильного произношения звуков и формирование неправильного фонематического восприятия, что в последующем затрудняет обучение чтению и письму. Исправить дефекты звукопроизношения 6-7 летнему ребенку намного труднее, нежели 4-5 летнему. А после семи лет уже очень трудно «разбить» сформированный неправильный навык.

 

  1. Вашему ребенку осталось до школы 1- 2 года и вы хотите обучить его чтению и письму.

На самом деле сделать это очень важно. Когда ребенок приходит в школу подготовленным, он значительнее быстрее и легче усваивает учебный материал. Кроме того, занимаясь с логопедом, вы предотвратите такие распространенные осложнения, как нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия), которые могут возникнуть даже если ребенок не имел проблем с звукопроизношением. Это связано с слабо развитыми фонематическими процессами и не имением представления о языке, которым ребенка надо специально обучать.

 

Как предотвратить речевые нарушения у ребенка или как не потерять время, если нет возможности в данный момент заниматься с логопедом.

 

    Известно, что при произнесении звуков органы артикуляции принимают специальное положение, свойственное определенном звуку. Неправильное расположение органов речевого аппарата приводит к дефектному произношению звуков речи. Именно для формирования необходимых и полноценных артикуляционных укладов, а также различных мышц речевого аппарата используется артикуляционная гимнастика. Ежедневное выполнение гимнастики укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движения языка, губ становятся точными, сильными, уверенными.

Нередко случается, что только от ежедневного и правильного выполнения гимнастики (в течение 3 - 6 месяцев) у детей (4-5 лет) сами появляются отсутствовавшие в речи звуки, улучшается дикция. Если звук так и не появился у вашего малыша, то будьте уверены, вы не потеряли зря время, обратитесь к специалисту, который знает все нюансы речевых нарушений, и, благодаря вашей работе, специалист быстро введет звук в речь ребенка.  

Существует несколько комплексов артикуляционных упражнений. Первый комплекс  предназначен для развития органов артикуляции, участвующих в формировании свистящих звуков (с, з, ц). Второй направлен на развитие мышц речевых органов для постановки шипящих звуков (ш, ж, щ, ч). Третий предназначен для подготовки органов артикуляции к постановке звуков (л), (р).  Предлагаю вам комплекс артикуляционной гимнастики:                     

       

        Чем еще можно помочь ребенку с речевыми нарушениями? 

       Вы  не задумываетесь об этом, но основой нашей речи является дыхание. От правильности дыхания зависят чистота и красота голоса, четкое произнесение звуков.

Речевое высказывание образуется в процессе выдоха, при этом воздушная струя осуществляет одновременно голосообразующую (приводит в колебание голосовые складки) и артикуляционную (помогает органам речи занимать нужное положение) функции. Дыхание в момент речи существенно отличается от обычного, когда человек молчит. Вне речи длительность вдоха и выдоха примерно одинакова. В момент речи выдох намного длиннее вдоха, а для этого необходим большой запас воздуха. Вдох при речи становится более коротким и глубоким. Еще одной особенностью речевого дыхания является то, что выдох в момент речи происходит при активном участии выдыхательных мышц, что обеспечивает наибольшую глубину и длительность выдоха, без чего невозможна звучная речь.

Нельзя недооценивать роль дыхания, потому что практически у всех детей с речевой патологией оно имеет свои особенности: поверхностное, верхнереберного типа, ритм неустойчив, объем легких ниже нормы. Все это отражается в речи детей такими проявлениями, как: тихий, затухающий к концу фразы голос, осиплость голоса, невозможность модулирования голоса (изменять голос по интонации, громкости), «захлебывание» собственной речью, нечеткость артикуляции и смазанная речь.

Поэтому дошкольникам с речевой патологией необходимо развивать дыхание.

Работа ведется по трем направлениям:

  • развитие или постановка диафрагмально-реберного типа дыхания. Самый оптимальный тип дыхания, при котором происходит полное расширение грудной полости, максимальная вентиляция легких. Кроме того, оно является наиболее глубоким и сильным.
  • формирования длительного ротового выдоха.
  • формирование таких качеств дыхания, как сила, продолжительность, постепенность, целенаправленность.

Теперь поговорим о пользе упражнений для развития мелкой моторики. Ученым давно известна прямая связь между развитием тонкой моторики рук  и речью ребенка. Исследования показали, что у детей с развитой пальчиковой моторикой не было серьезных речевых нарушений, и наоборот, дети с слабо развитой моторикой рук имели серьезные проблемы с речью. Это объясняется непосредственной близостью в коре головного мозга зон отвечающих за движение органов речи и пальцев рук. Следовательно, при стимуляции (с помощью игр и упражнений) зоны, отвечающей за моторику рук, нервные импульсы начинают распространяться и на ближайшие зоны коры головного мозга, а именно в речевую, вовлекая её в работу. Поэтому необходимы ранние занятия с ребенком по развитию мелкой моторики (начиная с рождения).  

Сегодня можно найти много разной литературы по данной теме, поэтому подобрать для ребенка игры, стишки, упражнения и задания для развития мелкой моторики не составит труда для родителей.

Также хочется сказать, что большое значение для развития правильной хорошо поставленной речи имеет произношение окружающих. Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно. Ещё в младенческом возрасте ребенок совершает разнообразные движения языком, губами, издавая при этом фонетически неопределенные звуки. Малыш прислушивается к этим звукам, вновь старается произнести их и, таким образом, бессознательно тренирует свой речевой аппарат. Чем старше становится ребенок, тем осознаннее происходит этот процесс. Ребенок старается воспроизводить разнообразные звуки, которые он слышит от окружающих. Для этого он внимательно всматривается в лица окружающих говорящих с ним людей, вслушивается в их речь, старается копировать звуки, слоги, затем слова, разную интонацию. Поэтому взрослые должны говорить правильно, четко выговаривая все слова.

 

В заключение

Современный ритм жизни приводит к тому, что мы  родители мало уделяем внимания детям. Мы не имеем сил выслушать своих малышей, научить их чему-то и просто поговорить с ними. Это приводит к различным психологическим проблемам у ребенка, отставанию в развитии (в том числе, и речевом). Не будем забывать, что главное в формировании личности ребенка является теплое общение с значимым для него взрослым. Ребенок не виноват, что не вписывается в наше расписание и не должен из-за этого страдать. Найдем время поиграть с ребенком, выслушать его, почитать ему и обсудить прочитанное или увиденное, не лишним будет (даже если вашему малышу уже 5 лет) вспомнить заброшенные игры по разделению предметов на лексические группы (домашние и дикие животные, птицы, деревья, транспорт) и.т.д.. Расставьте приоритеты, выберите что главнее для вашего ребенка на данном этапе развития и не старайтесь угнаться «за двумя зайцами», перегружая себя и своего ребенка. Не ленитесь заниматься с ребенком. Занятия должны быть регулярными и системными. Тогда ваш ребенок будет развиваться гармонично, и возможно, многие проблемы исчезнут сами собой.

И хотелось бы пожелать вам успеха, терпения, сил, трудолюбия  и особенно смелости в преодолении трудностей. Будьте заинтересованы, собраны, настойчивы. Не забывайте улыбаться и хвалить малыша.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В каком возрасте следует обращаться к логопеду?

Существовало ошибочное мнение,что ребенок нуждается в логопедической помощи только перед школой для исправления дефектов звукопроизношения. Работа логопеда охватывает разный возраст, и работает логоп...

Когда и в каких случаях нужно обращаться к логопеду?

Рекомендации для родителей: "Когда и в каких случаях нужно обращаться к логопеду?"...

Когда родителям следует обращаться за помощью к логопеду?

Консультация логопеда нужна всем детям трехлетнего возраста. А также если ребенок пятилетнего возраста трудно излагает свои мысли и не может построить предложения в логическом порядке. Это только неко...

В каких случаях необходимо обращаться к логопеду?

Эти советы помогут понять родителям , нужна ли помощь логопеда их ребенку....

Родителям на заметку: в каких случаях надо обращаться за консультацией к логопеду.

Учителя-логопеды часто сталкиваются с запущенными речевыми проблемами, когда для их устранения требуется длительное время. Как правило, к логопеду начинают обращаться в 5 – 6 лет. Бытует мнение ...

В каких случаях необходимо обращаться к логопеду?

Когда нужно обращаться к логопеду?...