Консультация для родителей на тему: «Нейроигры для детей с проблемами речевого развития»
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Консультация для родителей на тему:
«Нейроигры для детей с проблемами речевого развития»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему:
«Нейроигры для детей с проблемами речевого развития»
Нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин нарушения внимания, проблем с координацией, недостатка развития общей и мелкой моторики, нарушения речи, а в дальнейшем чтения и письма.
Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. При выполнении их образуется огромное количество нейронных связей и как следствие, повышается способность к обучению.
Помочь в развитии межполушарных связей могут нейропсихологические упражнения и игры. Они развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка. При этом воздействие нейропсихологических упражнений и игр имеет как немедленный, так и накапливающий эффект, способствующий повышению умственной работоспособности, оптимизации интеллектуальных процессов, активизации его энергетического потенциала.
Каким детям необходима нейрогимнастика:
- если ребёнок гиперактивный, «не слышит» взрослых, на замечания не реагирует или, наоборот, чересчур медлительный и пассивный;
- заметна эмоциональная нестабильность, резкие перепады настроения;
- плохо ориентируется в пространстве, не может скоординировать движения;
- присутствуют навязчивые движения (почёсывания, рисует/пишет с высунутым языком, грызёт ногти и т. д.);
- быстро утомляется, не может сосредоточиться на задании, тяжело осваивает чтение, грамоту и счёт;
- есть проблемы с речью разной сложности;
- наблюдается слабая познавательная деятельность;
- плохо развита мелкая и общая моторика и т. д.
На что направлены нейропсихологические игры и упражнения:
- развитие концентрации и внимания, координации, умения чувствовать своё тело;
- развитие памяти, мелкой и общей моторики, умения ориентироваться в пространстве;
- работа над гармоничным взаимодействием полушарий;
- активизация речи;
- работа над эмоциональной устойчивостью, повышением внимания и т. д.
Некоторые из нейропсихологических упражнений и игр довольно просты и под силу любой маме.
Вот несколько вариантов нейропсихологических игр:
1. Весёлый мяч
Игры могут быть самыми разными: кидать мяч, подбрасывать вверх, ловить, перекидывать друг другу, сбивать мишень, катать по полу, играть в футбол, забрасывать мяч в игрушечное кольцо и т. д.
Усложнение: «Ассоциация». Бросая ребенку мяч, назовите любое слово, например: «Медведь», он в свою очередь должен представить медведя и подобрать ассоциацию к слову, например «Лохматый, берлога, мед, спячка и т. д.» Возвращает мяч, называет слово (ассоциацию, и теперь ваша очередь подбирать ассоциацию к слову ребёнка.
2. Пальчиковая гимнастика. Благодаря различным техникам пальчиковой гимнастики удаётся сделать кисть руки более гибкой.
Для детей с патологиями речи (например, задержка речевого развития, общее недоразвитие речи и т. д.) пальчиковые игры необходимы. Как правило, у таких ребят мелкая моторика плохо развита, им сложно показать даже самые простые фигуры («коза», «заяц» и т. д.).
3. Игры с шариками Су-Джок. Это колючие мячики с металлическими колечками внутри. При прокатывании Су-Джок между ладонями происходит стимуляции точек, находящихся на ладони. Металлические колечки надеваются и снимаются на каждый пальчик. Такой массаж ребёнок может делать самостоятельно под присмотром взрослого. Также можно воспользоваться шишками, каштаны, грецкими орехами.
4. Дыхательная гимнастика
Сильный речевой выдох – залог успешной коррекции звукопроизношения. Кроме того, дыхательная гимнастика повышает тонус деятельности мозга.
Что делать:
• пускать мыльные пузыри;
• дуть через соломинку;
• дуть на игрушечный флюгер/ветродуй;
• задувать свечки;
• сдувать бумажную салфетку или перо со стола;
• дуть на бумажные кораблики, плавающие в чаше с водой;
5. Межполушарное рисование
«ДВОЙНЫЕ РИСУНКИ». Дайте ребёнку фломастеры в обе руки и предложите обвести симметричные рисунки двумя руками. Важно, чтобы руки обводили картинку одновременно (если одна из рук остановилась, нужно этот момент проконтролировать и возобновить процесс обведения уже совместно правой и левой рукой).
6. Кинезиологические упражнения
Они бодрят, тонизируют, буквально заставляют «напрячь мозги». Выполнять их можно вместе с детьми, потому что лишние нейронные связи взрослым тоже не помешают. Вот несколько вариантов игр.
Упражнение «Кулак – ладонь»
Положить на стол ладони. Одну – сжать в кулак, вторая – лежит на столе. Одновременно менять положение рук. Постепенно наращивать скорость выполнения упражнения.
Упражнение «Червячок в яблочке»
Дети показывают два кулачка (яблочки), на правом кулачке выставляют большой палец вверх (это червячок), затем по хлопку меняют, теперь на левом кулачке большой палец выставляют вверх, а на правом убирают. Нельзя. Чтобы два червячка встретились. Можно сопровождать стихотвореньем:
Червяк дорогу сверху вниз
В огромном яблоке прогрыз.
Упражнение «Класс – заяц»
Левой рукой показывать «класс», правой – «зайчика». Одновременно менять положение рук и постепенно наращивать скорость.
Упражнение «Кольцо».
По очереди и как можно более быстро перебирать пальцами обеих рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем. Правая рука — от указательного пальца к мизинцу, а левая – от мизинца к указательному при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков. Упражнение можно повторять в прямом порядке и в обратном.
Перекрестные шаги. Очень хорошее упражнение для развития координации движения и бинокулярного зрения, что в дальнейшем благоприятно скажется на навыках письма, чтения и слушания.
Порядок действий таков:
-ребенок встает прямо; поднимает согнутую в колене правую ногу так, будто хочет сделать шаг на месте;
- согнутую в локте левую руку тянет к правому колену;
- далее движения повторяются, но теперь к левому колену стремится правый локоть
Число повторов – от 5 до 10, в зависимости от индивидуальных способностей дошкольника. Если включить любимую музыку, поработать вместе с малышом, положительные эмоции гарантированы.
Нейропсихологические упражнения - нейроигры — это эффективнейшая методика, позволяющая без использования медикаментов, помочь детям при нескольких видах нарушений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/22/picture-568856-1421944571.jpg)
Консультация для родителей на тему: "Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста"
Методическая разработка учителя-логопеда ДОУ...
Консультация для родителей на тему «Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владен...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/28/picture-856718-1480327124.jpg)
Консультация для родителей на тему: «Нейроигры для детей с проблемами речевого развития.»
С рождения и до школы у ребёнка активно формируются все сенсорные системы: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Для их правильного развития необходимо, чтобы мозг верно «перерабатывал» ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/03/picture-603223-1425386782.jpg)
нейроигры для детей с проблемами речевого развития
laquo;Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» - И. П. Павлов. От того насколько сформированы крупно-моторные и мел...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/23/picture-643467-1629733611.jpg)
Консультация для родителей на тему: «Нейроигры для детей с проблемами речевого развития»
С рождения и до школы у ребёнка активно формируются все сенсорные системы: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Для их правильного развития необходимо, чтобы мозг верно «перерабатывал» ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/09/picture-1217110-1581272281.jpg)
Консультация для родителей на тему: "Нейроигры для детей с нарушениями речи"
Нейроигры – это специальные игровые упражнения, которыеспособствуют активизации речи и развитию психических процессов:внимания, мышления, памяти, развитию зрительно-моторнойпространственной коор...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/03/picture-749865-1456993529.jpg)
Нейроигры для детей с проблемами речевого развития
Нейропсихологи отмечают, что при выполнении определённых физических действий образуется огромное количество нейронных связей и как следствие, повышается способность к обучению. Помочь в этом мо...