ПЛАН – КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ «ЗВУК И БУКВА «М», подготовительная группа
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Ильящук Татьяна Викторовна

ПЛАН – КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

                                                      «ЗВУК И БУКВА «М»

                                                  Подготовительная группа 

Цель: Создание условий для формирование представлений о согласном звуке М, Мь.

Задачи:

  • уточнение знаний о звуках [М], [М'];
  • упражнять детей в выделении звуков [М], [М'] в словах и определении позиций звуков в словах;
  • знакомство с буквами М, м;
  • учить читать обратные и прямые слоги;
  • продолжать закреплять графические навыки; развивать зрительное восприятие, фонематический слух;
  • развивать мелкую моторику рук.

Оборудование:  цветные квадратики для составлений схем слов, картинки машина, мяч; (домики для букв, на столе у каждого  сигнальные карточки, схема слова и цветные квадратики для звукового анализа, счетные палочки, цветные карандаши).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_bukva_m.docx25.96 КБ

Предварительный просмотр:

                    ПЛАН – КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

                                                      «ЗВУК И БУКВА «М»

                                                  Подготовительная группа  

Цель: Создание условий для формирование представлений о согласном звуке М, Мь.

Задачи:

  • уточнение знаний о звуках [М], [М'];
  • упражнять детей в выделении звуков [М], [М'] в словах и определении позиций звуков в словах;
  • знакомство с буквами М, м;
  • учить читать обратные и прямые слоги;
  • продолжать закреплять графические навыки; развивать зрительное восприятие, фонематический слух;
  • развивать мелкую моторику рук.

Оборудование:  цветные квадратики для составлений схем слов, картинки машина, мяч; (домики для букв, на столе у каждого  сигнальные карточки, схема слова и цветные квадратики для звукового анализа, счетные палочки, цветные карандаши).

                                                         Ход занятия:

I Организационный момент:

Логопед: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Кто это?

(Медвежонок). Это девочка, зовут её Мила.

Логопед: Медвежонок Мила очень хочет сегодня позаниматься вместе с вами. Можно?

Логопед: Тогда, проходите, занимайте свои места. И Мила присядет рядом с вами. А мы начинаем наше занятие.

II. Повторение изученного материала:

Логопед: Ребята, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с новыми звуками и буквой. А скажите, чем отличается буква от звука? ( Звуки мы слышим, произносим, но не видим, а буквы мы видим, пишем, читаем.)

Логопед: С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Назовите их.

Дети: А, О, У, Э, Х, Н, Т и тд.

Логопед: Они какие?

Дети: А, О, У, Э – гласные, Н, Т, Х, –согласные.

Логопед: Как они произносятся? Все ли одинаково? (Ответы детей)

Логопед: Ребята, посмотрите на экран. Здесь изображена схема слова. Из каких звуков оно состоит? ( Из гласных.)

Логопед: Сколько их? ( Два.)  Подберите короткие слова для этой схемы.(Ау! Уа! Иа!)

III. Усвоение нового материала:

1. Введение в тему.

Логопед: Ребята, отгадайте загадку.

                     Пьёт бензин, как молоко,

                     Может бегать далеко.

                     Возит грузы и людей.

                     Ты знаком, конечно, с ней. (Машина)

(показывается картинка)

Логопед: Прыг – скок, прыг – скок,

                     Разыгрался колобок,

                     Выше Ани скачет

                     Наш весёлый …  (Мячик.)

Логопед: Ребята, давайте ещё раз назовём эти слова – отгадки. (Машина, мяч.)

Логопед: Назовите первые звуки этих слов. Мммашина- [М].  Мммяч-[М']

Логопед: Да и именно об этих звуках мы сегодня будем говорить.

2. Уточнение артикуляции звука.

Логопед: Давайте сначала произнесём звук [М] (хором, индивидуально).

 А теперь звук [М'] (хором, индивидуально)

Логопед: Что происходит с нашими губами? (Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.)

Логопед:  А воздух выходит свободно? (Нет.) Что ему мешает?  (Губы.)

3. Характеристика звуков.

Логопед: А как называются звуки, при произнесении которых нам что-либо мешает? (Согласными.)

Логопед: Значит, звуки [М] и [М'] какие? (Согласные.) А мы знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Давайте определим, какие наши звуки звонкие или глухие. Для этого приложим ладонь к горлу, и произнесём звуки [М] и [М']. … Чувствуете как звенит голос?

 Значит звуки [М] и [М'] какие? (Звонкие.)

Логопед: Да, а еще согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми. Твердые звуки мы каким цветом обозначаем? (Синим.) А мягкие? (Зеленым.)

Логопед: Вот посмотрите на наших Звуковичков. У синего Звуковичка какая картинка?  (Машина.)  Какой первый звук в этом слове? ( [М]) А так как машина у синего Звуковичка, значит звук [М] какой? (Твердый и на схеме будет обозначаться, синим цветом.)

Логопед: А у зеленого Звуковичка, что нарисовано на картинке?  (Мяч.)

 Какой первый звук? ( [М']) Он какой : твердый или мягкий? (Мягкий и на схеме будет обозначаться зелёным цветом.)

Логопед: Итак, давайте подведём итог. Звуки  [М] и [М'] какие?  (Согласные, звонкие, [М] – твердый обозначается синим цветом, [М'] – мягкий, обозначается зелёным цветом.)

4) Игры на развитие фонематического слуха

Логопед: А для того, чтобы это все получше запомнить, я предлагаю поиграть в игру «Твердый, мягкий».  У вас на столах лежат сигнальные карточки, одна зелёная, а другая синяя. Я буду называть слова на новые звуки, если вы слышите твердый звук поднимаете синюю карточку, если мягкий – зелёную.

(Ма, ом, ми, му, мя, м, мь)

( Мак, мороз, метла, мёд, молоко.)

Логопед: А теперь вы назовите  овощи со звуками М или Мь.(Морковь, помидор.)

Логопед: Назовите фрукты и ягоды с этими звуками. (Смородина, мандарин, малина, лимон.)

Логопед: Я знаю ещё одну игру, она называется «Где звук живет?»

 Вы должны определить место звука в слове: в середине, в конце или в начале, а также определить твердый он или мягкий и обозначить на схеме своим цветом.

(Дети берут карточки и цветные квадратики)

Логопед: Маска, гном, сом, мухомор, лимон, медуза, мед, лимон, домик, мак).

 

                                      Физкультминутка.

Логопед: А теперь давайте немного отдохнём. (выходят на коврики)

Девочки и мальчики                То по кругу побегут,

Прыгают как мячики.              То присядут, отдохнут.

Ручками хлопают,                    И давай опять скакать.

Ножками топают.                     Ну никак их не унять!

6. Знакомство с буквами М м .

Логопед: Ребята, вот мы с вами говорили о звуках М и Мь. Мы их слышали, произносили, а что сделать, чтобы их увидеть. Что нам для этого нужно? (Буква.)

Да, нам нужна буква, которая обозначает эти звуки. Вот она.

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем:

Получилась буква М.

Логопед: Посмотрите на неё внимательно. На что она похожа? Сколько в ней элементов? Сложите её из палочек. А теперь давайте напишем эту букву в воздухе.

Логопед: Звуко-слоговой анализ слов (мак, мука, домик, медуза)

VI. Итог. Обобщение.

Логопед:  Вот наше занятие подошло к концу, скажите с какими звуками мы познакомились? Они какие? Какой буквой эти звуки обозначаются?

 Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте. Звук [ Р ], Буква Р (подготовительная группа)

Цель-развитие у детей фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза через осознание звукового строя языка....

Материалы к занятию по обучению грамоте "Звук и буква А" (подготовительная группа)

Материал к занятию по обучению грамоте дошкольников подготовительной группы...