Игры и упражнения по лексической теме: «Аквариумные и пресноводные рыбы». Звук [ж]. Буква Жж.
материал по логопедии (старшая группа)

Мордвинова Ирина Борисовна

Аквариумные и пресноводные рыбы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл akvariumnye_i_presnovovodnye_ryby.docx17.63 КБ

Предварительный просмотр:

Игры  и упражнения. «Аквариумные и пресноводные рыбы». Звук [ж]. Буква Жж

1.Организационный момент

Развитие общих речевых навыков

Чтение стихов о пресноводных рыбах /заучивание наизусть/

В пруду или озере, больше нигде,

В тихой, спокойной, стоячей воде,

Где буйная зелень на дне разрослась,-

Вот именно там обитает карась.

С длинным телом серебристым,

Обитает в речке быстрой.

Многим рыбам – страшный враг.

Догадался? Нет? Судак.

Ерш колючий, конопатый,

Некрасивый и горбатый.

Но ушица без ерша

Вряд ли будет хороша.

Щука – хищная речная,

Щука всех в реке пугает.

Разевает щука пасть –

Страшно щуке в пасть попасть.

2.Пальчиковая гимнастика

Мелкая моторика

«Рыбка»

Рыбка плавает в водице,    Сложить ладони вместе и показать, как плавает рыбка.

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка-озорница,     Погрозить пальчиком. Медленно сблизить ладони.

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула,     Снова показать, как плывет рыбка.

Крошку хлебную взяла,      Сделать хватательное движение двумя руками.

Рыбка хвостиком махнула, Снова показать, как плывет рыбка.

Рыбка быстро уплыла.                          

3.Работа на листе бумаги

Мелкая моторика

Работа на листе бумаги.

Логопед готовит листы бумаги с изображением желудя, жука, /в пунктире/ большую и маленькую буквы Жж.

Логопед. Посмотрите на лист бумаги. Что вы видите в верхней части?

Дети. Желудь, жук.

Логопед. Верно. А теперь обведите их по контуру и подумайте как их раскрасить.

Логопед. Послушайте внимательно названия и скажите на какую букву начинаются слова?

Дети. На букву Ж.

Логопед. Правильно. Давайте определим, в каком месте на листе бумаги находятся буквы.

Дети. В нижнем правом углу.

Логопед. Правильно. Какой цвет карандаша мы возьмем чтобы обвести эти буквы.

Дети. Синий, потому что эта буква Жж -  согласная.  

4.Упражнение

Воспитание направленной воздушной струи

«Веселые рыбки»

Логопед. Возьмите своих рыбок и представим что они плавают в бассейне. Давайте поможем им отправиться в плавание, научим их плавать. Наберите воздуха через нос, а потом подуйте на рыбку, вытянув губы трубочкой. Не надувайте щеки. Не поднимайте плечи.

Рыбки должны находиться на уровне рта детей. Логопед позволяет детям сделать упражнение 3-5 раз, для того чтобы не спровоцировать головокружение.

5.Упражнение

Развитие навыков звукового анализа и синтеза

«Кто скорее?»

Логопед. А сейчас уже знакомая игра «Кто скорее?» я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Кто скорее сообразит, тот получит фишку. У победителя должно быть фишек больше всех. Ж, а. Что получилось?

1-й ребенок. Жа.

Логопед. Верно. Ж, о. Что получилось?

2-й ребенок. Жо.

Логопед. Молодцы.

Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов: жу, жи, жар.

6.Игра

Мышление. Развитие связной речи

Развитие речевого слуха

«Кто лишний?»

Логопед. Помогите мне определить, какое слово лишнее в цепочке и почему. Сом, ерш, гурами, щука. Кто лишний?

1-й ребенок. Лишняя гурами. Это аквариумная рыбка, а сом, ерш, и щука – пресноводная рыба.

Логопед. Туловище, хвост, плавник, жабры, аквариум?

2-й ребенок. Аквариум.

Логопед. Молодцы.

7.Игра с мячом

Совершенствование грамматического строя речи

(образование однокоренных слов)

«Семейка слов»

Логопед. давайте поиграем в мяч и образуем слова одной семейки к слову рыба.Как можно назвать маленькую рыбу?

1-й ребенок. Рыбка.

2-й ребенок. Рыбешка.

Логопед. как называют человека, который ловит рыбу?

3-й ребенок. Рыболов.

4-й ребенок. Рыбак.

Логопед. что делает рыбак?

1-й ребенок. Рыбачит.

Логопед. куда ходит рыбак?

2-й ребенок. На рыбалку.

Логопед. какой суп варят из рыбы?

3-й ребенок. Рыбный.

Логопед. Как можно назвать большую рыбу?

4-й ребенок. Рыбина, рыбища.

Логопед. Молодцы.

8.Игра с мячом

Совершенствование грамматического строя речи

(образование притяжательных прилагательных)

Игра с мячом «Чей? Чья? Чьё? Чьи?»

Логопед берет в руки мяч и предлагает поиграть в игру «Чей? Чья? Чьё? Чьи?». Хвост щуки чей?

1-й ребенок. Щучий.

Логопед. Усы  сома  чьи?

2-й ребенок. Сомовьи.

Логопед. Голова судака чья?

3-й ребенок.  Судачья.

Логопед. Туловище окуня чьё?

4-й ребенок. Окуневое.

Логопед. Молодцы.

9.Звукоп-ние

Развитие артикуляционной моторики

Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [р].

Логопед. Давайте сделаем несколько упражнений артикуляционной гимнастики. Первое упражнение называется «Грибок». Широко откройте рот, присосите язык к нёбу. Удерживайте его, пока я буду считать до 10. Упражнение выполняется 3-4 раза. После каждого выполнения

логопед предлагает детям проглотить слюну и отдохнуть.

Логопед. Следующее упражнение «Лошадка» вам хорошо знакомо.

Широко откройте рот и медленно пощелкайте языком, как будто лошадка цокает копытами. Упражнение  выполняется в течение 20-30 секунд. Через каждые 10 секунд логопед предлагает детям отдохнуть, проглотить слюну, расслабиться.

Логопед. И последнее упражнение называется «Пулемет». Широко откройте рот, поставьте кончик языка за верхние зубы, на бугорки, быстро произносите «д-д-д-д-д», как будто строчите из пулемёта.

Упражнение выполняется в течение 20-30 секунд. Через каждые 10 секунд логопед предлагает детям отдохнуть. Проглотить слюну, расслабиться.

10.Упражнение

Ритмический рисунок слов

«Прохлопай слова»

А теперь давайте вместе прохлопаем слова по нашей теме, разделим их на части.

Логопед.Судак.

Дети. Су-дак.

Логопед. Щука.

Дети.  Щу-ка.

Логопед. Карась.

Дети. Ка-ра-сь.

Логопед. Аквариум.

Дети. Ак-ва-ри-ум.

Логопед. Отлично. Молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи (ОНР 2-3 уровня) лексическая тема «Аквариумные и пресноводные рыбы».

В разработке представлен материал по лексической теме"Аквариумные и пресноводные рыбы", который поможет   педагогам максимально разнообразить воспитательно-образовательную деятельн...

НОД по ОО «Речевое развитие» в подготовительной группе на тему «Аквариумные и пресноводные рыбы». Звук ж.

рекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме «Пресноводные рыбы». Совершенствование навыка слогового анализа.Коррекционно-развивающие цели. Развитие...

Игры и упражнения по лексической теме "Аквариумные и пресноводные рыбы"

Игры и упражнения в рамках лексической темы для педагогов и родителей....

Домашнее задание по лексической теме "Аквариумные и пресноводные рыбы"

Рекомендации для родителей воспитанников коррекционной группы для детей с ОНР...

рекомендации родителям по лексической теме "Аквариумные и пресноводные рыбы"

Данный материал предназначен родителям дошкольников с целью закрепления пройденной лексической темы дома...