Игры по развитию фонематического слуха
картотека по логопедии (старшая группа)

Полат Алия Баграновна

Игры и упражнения, специально разработанные для логопедических групп.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплекс  игр и упражнений по развитию фонематического слуха, представлений, навыка фонематического анализа и синтеза.

  1. Игра «Разноцветные корзинки»

Цель: Развитие фонематических представлений, дифференциация звуков  А, У, О в словах (начальная ударная позиция).

На наборном полотне – красная, зеленая и синяя корзинки (корзинки из картона с кармашками)

На красной корзинке-буква А, на зеленой-У, на синей-О. Отдельно стоят предметные картинки: аист, астра, арка, утка, улей, ушки (зайца), остров, окунь, облако, окна, озеро, обруч. Логопед предлагает детям рассмотреть картинки, подумать, с каких звуков начинаются их названия, и разложить в корзинки с соответствующими буквами. Дети молча выполняют задание, педагог прерывает игру только в том случае, если ребенок допускает ошибку.

После того, как ошибка исправлена, игра продолжается.

  1. Упражнение: «Логопедическое домино».

Цель: Развитие слухового внимания, фонематических представлений. Вычленение первого и последнего звука в слове, нахождение местоположения заданного звука.

Игра строится по принципу домино. Детям раздаются карточки, разделенные на две части с изображением соответственно двух предметов. Ребенок, начинающий игру, кладет на стол одну из своих карточек, на которой изображены, например нос и стол. Другой ребенок, имеющий среди своих карточек картинку, начинающуюся со звука Н, кладет ее к картинке нос. А ребенок, имеющий картинку, название которой заканчивается звуком Л, кладет ее к картинке стол, и т.д.

  1. Упражнение: «Волшебная фишка»

Цель: Развитие слухового внимания, фонематических представлений. Вычленение первого и последнего звука в слове, нахождение местоположения заданного звука.

Детям раздаются карточки, разделенные на три части 9означающие местоположение звука в слове – в начале. Середине, конце), и фишка. По заданию логопеда, называющего слова, дети помещают фишку в ту часть карточки, которая соответствует местоположению заданного звука в слове.

  1. Настольная игра: «Кто быстрее соберет вещи?»

Цель: Упражнять детей в дифференциации звуков С-Ш.

Игровой материал: Большая карта, посередине которой изображены 2 чемодана. По кругу нарисованы предметы одежды, в названиях которых есть звук С, другой – вещи со звуком Ш. дети поочередно бросают кубик и передвигают свою фишку на столько кружков, сколько их обозначено на верхней грани кубика. Если фишка попадет на предмет, который имеет в названии нужный ребенку звук, он кладет на свой чемодан картонный квадратик. Выигрывает тот, кто больше вещей соберет в свой чемодан (наберет больше квадратиков).

  1. Игра: «Разноцветные кармашки».

Цель: Развитие зрительного внимания, фонематических представлений, дифференциация звуков А, У, О, И в словах (ударная начальная позиция).

Проводится аналогично игре «Разноцветные корзинки». Картинки: аист, астра, остров, ослик, утка, уши, ива, иглы, узел, озеро.

  1. Упражнение: «Живые буквы».

Цель: Развитие слухового внимания, фонематического слуха, навыков звукобуквенного анализа и синтеза.

Детям на шею вешаются карточки с «пройденными» буквами. Логопед произносит слияния гласных или обратные слоги, дети встают парами, чтобы получались соответствующие слияния или слоги.

  1. Дидактическая игра: «Построй домик мишке».

Цель: Определение наличия или отсутствия заданного звука на фоне слова звуковым сигналом (хлопком).

Ребенку предлагается построить домик. На получившихся этажах назвать картинки с этим звуком (выделяя его утрированным произношением + звуковой сигнал).

  1. Упражнение: «Гласная потерялась».

Цель: Развитие зрительного внимания, навыков звукобуквенного анализа.

На магнитной доске – картинки: мак, кот, кит и карточки

М…К        К …Т        К…Т

Отдельно стоят буквы: А, О, И. Логопед предлагает детям подумать, какие гласные буквы надо вставить в слова. Когда дети вставят буквы, карточки помещаются под соответствующие картинки.

  1. Упражнение: «Живые буквы».

Цель: Закрепление навыков звукобуквенного анализа.

Логопед прикрепляет на груди у детей карточки с буквами, затем показывает картинку, дети называют ее и выстраиваются так, чтобы получилось ее название.

(Слова: мак, кот, кит, кок, ком).

  1. Упражнение: «Рыболовы».

Цель: Развитие зрительного внимания, фонематических представлений – определение наличия заданногог звука в слове.

Дети по очереди магнитной удочкой вылавливают из аквариума предметные картинки, называют их и определяют местоположение заданного звука в слове.

  1. Упражнение: «Чудесный мешочек».

Цель: Развитие зрительного внимания, фонематических представлений – определение наличия заданного звука в слове.

Ребенок берет из мешочка предметную картинку, называет ее и определяет местоположение заданного звука в слове.

  1. Упражнение: «Веселый поезд».

Цель: Развитие зрительного внимания, фонематических представлений- определение наличия заданного звука в слове.

Перед детьми поезд с паровозом и тремя вагонами, в которых поедут игрушечные пассажиры, каждый в своем вагоне. В первом – те, в названии которых заданный звук находится в начале слова, во втором -в середине слова, в третьем -в конце.

  1. Упражнение: «Порядковые ряды».

Цель: Развитие зрительного внимания, фонематических представлений – определение наличия заданного звука в слове.

Разложить картинки с заданным звуком в три ряда: в один положить картинки, в названии которых звук слышится в начале слова, в другой – в конце слова, в третий – в середине.

Предметные картинки: сыр, сахар, снег, сапоги, скакалка, скамейка, нос, троллейбус, ананас, абрикос, таз, арбуз, лиса, посуда, миска, редиска, пастух, носки.

  1. Упражнение: «Какой по счету».

Цель: Развитие слухового внимания, фонематических представлений. Вычленение первого и последнего звука в слове, нахождение местоположения заданного звука.

Определить местоположение звука в слове.

Логопед называет слова (санки, нос, стол, коса, голос, капуста, стакан, весы, мост, автобус, сухари, лес), выделяя голосом звук С, и предлагает детям определить местоположение этого звука в слове.

  1. Упражнение: «Подумай, не торопись».

Цель: Развитие слухового внимания, фонематических представлений. Вычленение первого и последнего звука в слове, нахождение местоположения заданного звука.

Детям предлагается:

  1. Подобрать слово, которое начинается на последний звук слова стол;
  2. Вспомнить название птицы, в названии которой был бы последний звук слова сыр;
  3. Подобрать слово, чтобы первый звук был К, а последний Т;
  4. Ответить, какое слово получится, если к слогу НО добавить один звук.

Желаю творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические занятия и игры на развитие фонематического слуха

Данный материал содержит игры на развитие фонематического слуха у детей....

Игры на развитие фонематического слуха у дошкольников "Слушай, думай, отвечай-слова на нужный звук называй"

   Игра "Слушай, думай, отвечай - слова на нужный звук называй" способствует формированию фонематических процессов, имеет комбинированный характер, что выражается не только в обогащен...

консультация для воспитателей "Игры на развитие фонематического слуха и коррекцию звукопроизношения"

Овладение произношением фонем предполагает сопряжённую деятельность сенсорно-перцептивного и моторного уровней речи. Для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием характерны несформированнос...

Игры для развития фонематического слуха

Игры для развития фонематического слуха ребенка дошкольного и младшего школьного возраста...

Игры на развитие фонематического слуха

Развитие фонематического восприятия у детей....

Игры на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия

Представлены игры и упражнения на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия...

Игры для игры для развития фонематического слуха

Речь идет о способности человека различать на слух звуки речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного....