Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме « Лето. Насекомые»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Светлана Ивановна А.

Цель: Обобщить представления детей об изменениях, происходящих в природе летом; активизировать словарь по теме «Лето. Насекомые»

 

Задачи:

1. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Лето. Насекомые»

2. Упражнять в подборе качественных прилагательных.

3. Упражнять детей в согласовании существительных с прилагательными, числительными.

4. Упражнять в употреблении приставочного глагола «летать».

5. Развивать навыки звукового (определение последовательности звуков в слове) и слогового анализа.

6. Практиковать в построении сложных предложений с союзом «потому что».

7. Развивать внимание в процессе игры «Хлопаем-топаем».

8. Развивать мышление в процессе игры «Четвертый-лишний».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ns_portal.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в старшей группе

по теме « Лето. Насекомые»

Цель: Обобщить представления детей об изменениях, происходящих в природе летом; активизировать словарь по теме «Лето. Насекомые»

Задачи:

1. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Лето. Насекомые»

2. Упражнять в подборе качественных прилагательных.

3. Упражнять детей в согласовании существительных с прилагательными, числительными.

4. Упражнять в употреблении приставочного глагола «летать».

5. Развивать навыки звукового (определение последовательности звуков в слове) и слогового анализа.

6. Практиковать в построении сложных предложений с союзом «потому что».

7. Развивать внимание в процессе игры «Хлопаем-топаем».

8. Развивать мышление в процессе игры «Четвертый-лишний».

Ход занятия

- Присаживайтесь. (Дети присаживаются в кружок около доски.)

Организационный момент

- Говорим всегда красиво, смело и неторопливо, ясно, чётко говорим, потому что не спешим!!! (все вместе)

Упражнение «Баба Яга»

- Ребята, сегодня к нам на занятие прилетела Баба Яга. Она к нам так долго добиралась. Помогите ей рассказать как, продолжите предложения.

Баба Яга сидела в избушке, скачала, в ступу залезла и по небу к нам ... полетела

- Она к детскому саду... - подлетела

- За детский сад … - залетела

- Вокруг детского сада ... – облетела

- И в детский сад, в нашу группу …- влетела

- Баба Яга совершила много разных действий. А кто скажет, каким словом можно объединить все эти действия? Что баба Яга делала?

- Летала

Основная часть

- Баба Яга не может отгадать загадку. Поможем ей!

Всех жарким солнцем одарило,

В цветной наряд луга укрыло,

Гулять, купаться позвало,

Цветов и ягод принесло

- Что это?

- Лето

- Баба Яга не знает когда наступит лето. После какого времени года наступит лето? Отвечаем полным предложением.

- Лето наступает после весны.

- Назовите летние месяцы.

- Июнь, июль, август.

Упражнение «Подбери признаки».

- Баба Яга хочет узнать побольше о лете. Давайте ей расскажем.

- Солнце летом (какое?) - ... (Яркое, тёплое...)

- Трава летом (какая?) - ... (Зелёная, сочная, высокая...)

- Лес летом (какой?) - ... (Зеленый, красивый...)

- Речка летом (какая?) - ... (Чистая, теплая, прозрачная...)

- Небо летом (какое?) - ... (Голубое, чистое, высокое...)

- Ягоды летом (какие?) - … (Спелые, сладкие, сочные...)

- Лето (какое?) - ... (Жаркое, теплое, веселое...)

Игра «Скажи со словом «летний».

- Скажи со словом «летний»!

Месяцы - … (летние месяцы)

День - … (летний день)  

Погода - … (летняя погода)

Утро - … (летнее утро)

Ночь - … (летняя ночь)

Солнце - … (летнее солнце)

Гроза - … (летняя гроза)

Дождь - … (летний дождь)

Цветы - … (летние цветы)

Одежда - … (летняя одежда)

Отпуск - … (летний отпуск)

Каникулы - … (летние каникулы)

Игра с кубиком «Сколько насекомых на цветке?» (предметные картинки).

- Лето пока еще не наступило. А насекомых уже много. Вот они на доске. А сейчас сыграем в игру «Сколько насекомых на цветке?». Я показываю картинку с изображением насекомого, и кидаю кубик с цифрами. А вы скажите, сколько насекомых на цветке.

(Логопед показывает предметные картинки с изображением каких-либо насекомых на доске и кидает кубик (от 1 до 5).

- На цветке 3 муравья. И.т.д.

Игра «Хлопаем-топаем»

- Кажется, баба Яга все поняла. Послушайте, что она говорит о лете. Если вы согласны – хлопайте. А если не согласны – топайте. Встаньте около своих стульчиков.

- Летом идет снег.

- Летом птицы улетают на юг.

- Летом в лесу много ягод.

- Летом звенит капель.

- Летом после дождя можно увидеть радугу.

- Летом холодно.

- Летом жарко.

- Летом животные готовятся к зиме.

- Март – первый летний месяц.

- Молодцы! Баба Яга чуть нас не запутала!

Физкультминутка

- А сейчас немного отдохнем.

Шеей крутим осторожно —
Голова кружиться может.
Влево смотрим — раз, два, три.
Так и вправо посмотри. 
(Вращение головой вправо и влево.)
Вверх потянемся, пройдёмся, (Потягивания — руки вверх, ходьба на месте.)
И на место вновь вернёмся. (Дети садятся.)

Упражнение «Выложи звуковую схему»

У детей карточки с изображением ЖУКИ и незаполненная схема слова (четыре окошечка).

- Баба Яга удивляется: мы так много знаем. Она сама хочет у нас поучиться.

Давайте научим Бабу Ягу выкладывать звуковые схемы. Выложите звуковую схему слова ЖУКИ. .... работает у доски, А Баба Яга смотрит и запоминает. Все остальные детки работают самостоятельно, потом проверим.

- Почему под картинкой ЖУКИ четыре пустых кружочка?

Потому, что в слове Жуки 4 звука

- Какой первый звук?

- Ж

- Звук Ж какой?

- Звук Ж согласный, твердый.

- Фишкой какого цвета обозначим звук Ж?

- Синей фишкой

Обозначьте его соответствующей фишкой

- Какой второй?

- ... и т.д.

- А теперь скажите бабе Яге, сколько гласных звуков в слове ЖУКИ?

- Сколько согласных звуков в слове ЖУКИ?

- Сколько твердых согласных звуков в слове ЖУКИ?

- Сколько мягких согласных звуков в слове ЖУКИ?

- Молодцы! Все выполнили задание правильно!

Упражнение «Веселый поезд»

- Баба Яга приглашает всех насекомых к себе в гости, но поедут насекомые на поезде. Называя слово – название насекомого, нужно посчитать, сколько слогов в слове, а затем поставить картинку в соответствующий вагончик.

(комар, бабочка, кузнечик, жук, пчела, муха, муравей, таракан)

Игра «Четвёртый лишний» (индивидуальные карточки)

- Пока мы с вами провожали насекомых. Баба Яга опять все перепутала. Помогите ей, найдите лишнюю картинку, и скажите, почему вы решил, что эта картинка лишняя.

(Задание на обобщение по пройденным темам.)

Итог.

- Ребята, вы сегодня очень постарались, все работали на занятии. Баба Яга все запомнила, и обещает ничего не забыть. А вы не забудете?

- Молодцы! А сейчас можно немного отдохнуть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме "Осень"

Целью подгруппового логопедического занятия "Осень" является уточнение и расширение представлений детей об осени и ее приметах, активизация словаря по теме....

Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме "Посуда"

Обобщение знаний и активизация словаря по лексической теме....

Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме: «Насекомые».

Цели занятия:Коррекционно-обучающие:Расширение и углубление знаний о насекомых, особенностях их внешнего вида, их характерных признаках; образование относительных прилагательных; употребление предлого...

Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме: "Насекомые"

Развитие лексического и грамматического строя речи по теме "Насекомые"...

Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему Лето

Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему Лето...

Конспект логопедического занятия для детей с ТНР. Тема «Лето. Насекомые».

Конспект логопедического занятия для детей старшей группы с ТНР....