Консультация для родителей
консультация по логопедии (старшая группа)

Югова Светлана Иннокентьевна

Консультация для родителей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_may2023.docx248.6 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Обучение грамоте в подготовительной группе ОНР» и совместные игры с детьми.

1 часть. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ.

Особенности работы по обучению грамоте с детьми в группе ОНР

В подготовительной группе ОНР логопед проводит групповые занятия по звукопроизношению и обучению элементам грамоты по программе. Они помогают подготовить детей к урокам чтения и письма в школе. Если ребёнок с ОНР не получил такую подготовку, то  ему грозят специфические нарушения чтения – дислексия и письма – дисграфия. Они выражаются в том, что при письме и чтении часто встречаются ошибки. Например:

- пропуски букв и слогов – «трва» (трава), «пинес» (принёс);

- перестановки букв и слогов – «онко» (окно), «звял» (взял), «натуспила» (наступила);

- наращивание слов лишними буквами и слогами – «тарава» (трава), «клюкика» (клюква);

- искажение слов – «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый);

- слитное написание предлогов со словами;

- слитное написание слов и их произвольное деление – «нас тупила» (наступила), «виситнастене» (висит на стене);

- замена одной буквы на другую – «зуки» (жуки), «тельпан» (тюльпан);

- нарушение смягчения согласных – «василки» (васильки), «смали» (смяли);

- неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений.

Система работы логопеда по обучению грамоте

На групповых занятиях по звукопроизношению дети знакомятся с характеристикой звука, повторяют его артикуляционный уклад, выполняют упражнения на формирование фонематического восприятия, обобщений и представлений. На занятиях по обучению грамоте знакомятся с буквой, учатся читать слоги, слова, предложения.

Занятия связаны друг с другом. Например, следующая последовательность тем занятий: «Звуки С-С'», «Буква С», «Звук Ш», «Буква Ш», «Звуки и буквы С-Ш».

Занятия по звукопроизношению

Задачи на занятиях по звукопроизношению:

1. Создать чёткие представления о каждом звуке.

2. Формировать навыки слогового анализа слов.

3. Формировать навыки звукового анализа слова.

4. Учить анализировать предложения (из каких слов состоит).

Все эти задачи реализуются при обучении составлению схем слов и предложений. Рассмотрим их подробно.

1. Создать чёткие представления о каждом звуке.

Дети повторяют  артикуляционный уклад звука, а также учатся давать характеристику каждому звуку. Для каждой характеристики используются символы. Посмотрите на схему характеристики звука.

https://lh3.googleusercontent.com/docs/ADP-6oEQfhorS9cMaSGFpH__C4-YVk5Bh5eiJN_1z8iXU4QDfrGRb8AclCveFgHKV9ABkxlbkwIhX2WJYcsEypZ6-NnK-0JWRY6s4d3ESGuxVsC9cMAze5Nvr7Bhp4ah00uBlTzIL-fNosp0TFkrqsyKXrkrORPUeyZBwWpm32MERGt1KpkXb8b_Omp6G1lksGkLzg

Гласный или согласный (при произнесении гласных звуков во рту нет преграды для воздушной струи, а при произнесении согласных возникают преграды: для [м] - губы, свистящих – зубы и т.д.). Гласный звук обозначаем красным квадратом.

Согласные бывают мягкие и твёрдые. Их определяем на слух. Твёрдый согласный обозначаем синим квадратом. Мягкий   согласный  - зелёным.

Согласные бывают глухие или звонкие. Чтобы определить участие голоса, можно прижать ладонь к горлу. Если горлышко дрожит во время произнесения, значит звук звонкий. Звонкость обозначается жёлтым треугольником (на зелёном или синем квадрате).

Задание для родителей: Дайте характеристику звука Д. (он согласный, звонкий и твёрдый). Каким квадратом обозначим? (синий с жёлтым треугольником) Дайте характеристику звука  П͑. (он согласный, глухой и мягкий) Каким квадратом обозначим? (зелёный без треугольника)

2. Формировать навыки слогового анализа слов.

Мы учим детей делить слова на слоги. Способы: отхлопать слово, оттопать, можно приставить ладонь под подбородок (сколько раз опустится подбородок при произнесении слова, столько и слогов).

Учим правило: «Сколько гласных в слове, столько и слогов».

Слова обозначаем длинными зелёными полосками, а слоги короткими жёлтыми полосками.

3. Формировать навыки звукового анализа слова.

Учим определять количество и последовательность звуков в слове.

Дети должны научиться делать схему слова.

Задание для родителей “Анализ слова ”

Разберём слово «Сима». «Сима» -  это слово. Ставим зелёную полоску. В слове 2 слога: первый «Си», второй «ма». Ставим внизу 2 короткие жёлтые полоски. Далее даём характеристику каждому звуку.

Задание для родителей:  упражнение на слоговой анализ.

- Отхлопай слова, и скажи сколько слогов:  (дом, лы-жи, со-ба-ка). Сколько раз ты хлопнул? Сколько слогов в каждом слове?

Задание для родителей: упражнения на слоговой синтез.

- Придумай короткие слова. Это слова с одним слогом.  (например, «кот»)

- Придумай длинное слово (3 слога и более). (например, «карандаш»)

- Придумай слова, в которых: 2 слога. (3 слога, 4 слога).

- Придумай слово, чтобы в нём было столько слогов, сколько пальцев я показала (звёздочек, палочек и т.д.)

- Измени слово «Таня» так, чтобы в нём было 3 слога.  («Та-неч-ка»)

4. Учим анализировать предложения (из каких слов состоит).

В подготовительной группе знакомим детей с предложением: считаем количество слов; анализируем, какое слово первое, второе и т.д. Также знакомим с предлогом. Детям говорим, что предлог – это маленькое слово.

Объясняем детям, что такое предложение:

- Предложение состоит из слов.

- Предложения бывают длинные и короткие в зависимости от количества слов.

- Предложение что-то сообщает.

Учите детей правилам составления предложений:

- Предложение должно быть законченным.

- Слова в предложении идут по порядку.

- Слова в предложении дружат.

На занятиях дети анализируют и составляют схемы предложений.

Слова – зелёные полоски. Предлоги – короткие зелёные полоски.

Занятия по обучению грамоте

В подготовительной группе дети  знакомятся с «буквой». Учимся отличать звук от буквы: буква обозначает звук, буква – это графическое изображение звука. Учим правило: Букву мы видим, читаем и пишем, а звук мы слышим и произносим. Рисунок  «Звук - буква».

https://lh3.googleusercontent.com/docs/ADP-6oGOcikY-GF-WdNZSZcOgGmEtcQEElZ2CJ43YoxAwrQSryuZIFpIMArzD7wuhhSRLNKzJEwiH3FQSsXRw-FWB2HghYhKQJOx-UD-hnuB95CFe3LmmuyRbUd8IThrKMrr8NED4eavtdeyjsW4-rtfnC5YWDSvrdnDFKojtImda-ebNvvPjGUtCoF1I6eSaY8

При знакомстве с буквой называйте букву коротко, как звук, а не по её названию  в алфавите. Если называть традиционно, тогда слово «Шары» ребёнку придётся прочитать как «Ша-а-эр-ы». Для детей с речевым недоразвитием подобные трансформации нежелательны.

Способ обучения чтению – слоговой, так как слог является единицей речи. По буквам читать нельзя! В первое время гласный звук в слоге произносим длительно – «тянем ниточку» ко второму слогу. Между 2-мя звуками в слоге не должно быть паузы. Это изображено схематично в букваре Жуковой Н. С.

Чтение слогов и слов происходит с усложнением по следующему принципу:

ГС (гласный - согласный)  - УМ

СГ – МУ,

СГС - МАК,

СГ-СГ - ПУ-МА и т.д.

Написанию прописных букв учат детей в школе. Детей с речевыми нарушениями в детском саду важно научить графически передавать последовательность звуковых элементов в словах и предложениях. Мы учим печатать по клеткам. С января в подготовительной группе появляются задания «диктанты»: сначала печатают отдельные  слова под диктовку, а потом и предложения. Для занятий подбираются слова, написание которых не расходится с произношением. Например, «замок», «стакан» и др.)   Во время написания ребёнок должен произносить букву и читать слоги, слова.

Правила печатания предложений:

1)         Слова в предложении пишутся отдельно.

2)         Первое слово в предложении пишется с большой буквы.

3)         Имена, клички животных, названия рек, городов, стран пишутся с большой буквы.

4)         В конце предложения ставится точка.

(Логопед предлагает посмотреть тетради своих детей, в которых они печатают на занятиях)

2 часть. ИГРЫ С ДЕТЬМИ.

В группу приглашаются дети. Они встают друг за другом.

1) «Узнай букву на ощупь».

В руках у логопеда яркий мешочек с пластмассовыми буквами. Дети подходят к логопеду, на ощупь угадывают букву в мешочке и затем садятся к своему родителю за стол.

2) «Собери букву из частей».

Логопед говорит детям: Возьмите свои конверты на столе. Там лежат части вашей буквы, которую надо собрать. родители, при необходимости могут помогать детям.

3) «Придумай короткое слово”.

4) «Придумай длинное слово».

5) «Удлини своё имя» (для этого надо ласково сказать своё имя).

6) «Разберите слово «Миша». Возьмите свои полоски и квадратики и выложите схему на столе.

7)  «Разберите предложение «Голубь стоит на снегу». Возьмите зелёные полоски и выложите схему на столе. Сколько всего слов? Какое 1-е слово? (голубь) Какое 2-е слово? (стоит) Какое 3-е слово? (на) Это предлог - маленькое слово. Какое 4-е слово? (снегу)

(Родителям раздаются рекомендации)

Рекомендации для родителей

для профилактики  появления дислексии и дисграфии у детей  в школе

1.        Повторяйте с детьми слоговой анализ слов: делите слово хлопками, притопами, прижимайте ладошку под подбородок и, произнося слово, считайте, сколько раз он опустится.

2.        Повторяйте с детьми звуковой анализ слов.

Закрепляйте, что гласные звуки тянутся, поются; при произнесении согласных всегда встречается какая-нибудь преграда во рту в виде губ, зубов или языка. Согласные бывают мягкие и твёрдые (прислушиваемся и определяем на слух), звонкие и глухие (можно определить, прижав ладонь к шее и почувствовать или не почувствовать дрожание горлышка). Для лучшего определения звука, выделяйте его интонацией. Утрируйте! (СССом, сОООм, соМММ).

3.        Играйте в игры со звуками (смотри консультацию 2 «Формирование фонематического восприятия у детей с ОНР»): «Придумай слова с заданным звуком»,  «Придумай рифмы (похожие слова)», «Назови лишний слог (звук, слово)»: (ал-ал-ав-ал?), «Замени звук в слове и получи другое слово»: (рак - лак), «Составь слово из первых звуков слов»: (сумка-осы-конь = сок), «Переверни слово»: (нос – сон, трос -…, сел -.., куб -…) и другие.

4.        Анализируйте состав предложений, учите правильно согласовывать слова в предложении по смыслу и по грамматическим категориям. При анализе учитывайте, что предлог – это маленькое слово.

Итак, мы рассмотрели  систему обучения грамоте в группе ОНР и выяснили, что при недостаточной подготовке к школе могут возникнуть специфические нарушения чтения и письма. Игры, в которые мы играли с детьми можно проводить и дома. Они помогают подготовить к грамотному чтению и письму в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...