Картотека игр, которые можно использовать с игровыми пособиями В.В.Воскобовича.
картотека по развитию речи

Ольга Юрьевна Щербина

Наиболее полно и отчетливо ребенок воспринимает и запоминает то, что было получено за счет собственных поисков, наблюдений и исследований. И в этом может помочь технология интеллектуально-творческого развития «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича, которая интегрирует сразу несколько технологий: развивающее обучение, игровые технологии, элементы ТРИЗ, элементы проблемного обучения, обучение в сотрудничестве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr.docx21.2 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр, которые можно использовать с игровыми пособиями В.В.Воскобовича.

«Семейка слов»

- развивать мышление, память, речь; познакомить дошкольников  со словообразованием, научить элементарному подбору однокоренных слов, пополнить словарный запас ребёнка.

Предложить собрать «Семейку слов» к определённому слову (объяснить, что эти слова близки по смыслу и имеют общую часть). Перед ребёнком(детьми) картинки. Ребёнок (дети )называют картинку и объясняют значение слова( если затрудняются взрослый помогает). Затем обсуждаем подходит ли это слово к нашей «семейке». Слова, которые не подходят, закрываем красным крестиком. Затем называем все слова из одной «семейки». Предложить придумать предложения с каждым словом.

«Какой? Какая? Какое? Какие?»

- развивать мышление, совершенствовать грамматический строй речи детей: согласование прилагательных с существительными (усложнение: согласование числительного, прилагательного с существительными).

1 вариант.

Вокруг гномика определённого цвета находятся нераскрашенные картинки. Ребёнок должен определить цвет гномика, выбрать картинку и  сказать словосочетание: прилагательное(цвет) и существительное (название картинки), правильно согласовывая. Предложить придумать предложение с полученным словосочетанием. Какие ещё слова можно подобрать к этой картинке, которые отвечают на вопрос «Какой?»( Какая?  Какое?  Какие?).

2 вариант.

Слева в столбик расположены цветные капельки, в верхнем ряду- нераскрашенные картинки, на пересечении картинок и капелек цифры. Ребёнок должен сказать сколько предметов и какого цвета.

«Живое-неживое»

- закрепить знания о живом и неживом, о признаках живой природы, развивать мышление, внимание, речь.

1 вариант.

Из предложенных картинок отобрать те, которые относятся к живому и неживому, объяснить свой выбор.(картинки, которые относятся к живому расположить вокруг изображения человечка, а остальные -вокруг изображения коробки)

2 вариант.

Найти определённые картинки отвечая на вопросы взрослого.(Например: Кто летает? –птицы, насекомые. (картинки: воробей, ворона….., бабочка, пчела, стрекоза….)Что летает? - воздушный транспорт(самолёт, вертолёт…), воздушный шарик…Кто дует?(мальчик дует на мыльные пузыри, девочка дует на одуванчик), Что дует? (ветер)

«Многозначные слова» (существительные, глаголы)

-Знакомить с многозначностью слов. Развивать умение подбирать картинки к заданному слову, знать значения этих слов, составлять предложения с этими словами.

На коврографе картинка, взрослый озвучивает  и предлагает  ребёнку подобрать ещё одну или несколько картинок, к которой подходит  это слово, но уже с другим значением. Далее предложить придумать предложения с этим словом, чтобы это слово употреблялось в разных значениях.

«Нелепицы» («Что не так?», «Что перепутал художник?», «Так бывает или нет?»)

-  формировать умение выявлять причинно-следственные связи; развивать логическое мышление, память, зрительное внимание, связную речь, умение выстраивать диалог.

Предложить сюжетную картинку (картинку-нелепицу). Ребёнок должен внимательно рассмотреть и заметить, что не так, сказать об этом. Затем ребёнок объясняет как должно быть.

Вместо сюжетных картинок, можно самим с помощью различных элементов(либо предметных картинок на липучках) создать сюжет на фоне «Фиолетового леса».

«Что сначала, что потом?»

- развивать понимание простых причинно-следственных отношений, развивать умение детей связно выражать свои мысли, составлять сложные предложения.

Ребёнку предлагается несколько картинок, которые он должен выложить в определённой последовательности, и составить небольшой рассказ.
Набор может включать серию картинок с изображением простых бытовых сюжетов, последовательность какого-то процесса (откуда хлеб пришёл, как появилась рубашка….), предложить картинки в соответствии с лексической темой недели (овощи, фрукты- от семени до сбора урожая), это могут быть части предмета в определённой последовательности(от одной детали до целого предмета)


Обсуждение проблемных ситуаций («Что было бы, если…»)

- развивать мыслительные процессы, связную речь.

В зависимости от лексической темы (от сказки, которую вы используете на занятии) предлагается проблемная ситуация, которую вы обсуждаете с детьми.

Примеры ситуаций для обсуждения:

-Что было бы, если б не было воды? Воздуха? Солнца?....

-Что было бы, если б в лесах исчезли птицы?(насекомые? животные? растения?)…

-Что было бы, если б времена года наступали ни в свой черёд?

- Что было бы, если бы перелётные птицы не улетели в тёплые края?

- Почему некоторые птицы улетают, а некоторые остаются?

- Чем отличаются птицы от животных?  Почему утка плавает, а курица нет?

- Зачем нужны деревья?

- Почему одни лужи высохли быстро, а другие  долго не высыхают?

- Зачем нужны правила в играх?

И другие.

Работа с предлогами.

-Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами; закреплять правильное употребление предлогов в самостоятельной речи.

Вот волшебная страна,

И чудес она полна. 

За горами, к озерцу,

Через море, по мосту,

На проселочной дороге.

От полянки, под кустом, 

Прямо в речке, над цветком, 

Возле леса у берлоги.

Здесь живут слова предлоги. 

Моделирование на коврографе, используя изображения птиц, насекомых, животных и различных предметов. Ребёнок отвечает на вопросы взрослого полным предложением. (Где гусеничка? Где бабочка?.....) Ребёнок сам должен правильно расположить предмет по просьбе взрослого.(Посади птичку на ветку дерева, спрячь зайку за дерево…..)

Составление предложений по алгоритму. ( «Поиграем с Машей»: изображение девочки и «волшебные шнурочки»  к предметам мебели. Составление предложений: Маша села на стул (диван, кресло, табурет, кровать скамейку…)

Игры с использованием схем-моделей предлога.

«Пропущенное слово» из картинок выкладывается предложение и пропускается предлог. Ребёнок подбирает нужный предлог и проговаривает предложение.(Машины едут по дороге. Мальчик идёт к дому. Рыбки в аквариуме. Книга на столе.)

Использование картинок с изображением домашних или диких животных и их детёнышей. (На ферме корова с телёнком. У коровы телёнок. В лесу у лисы лисёнок. Лиса с лисёнком….)

Деление слов на слоги.

-закреплять умение детей делить слова на слоги.

Использование кораблика с флажками. Подбирать картинки к мачтам: с одним флажком – картинки в названии которых один слог, к мачте с двумя флажками- двусложные слова и т.д.

С помощью флажков выкладывать звуковую схему слова.(надевая флажки на мачту в определённом порядке.

Подбирать к звуковой схеме из флажков слова( картинки).

«День рождения звука»

-совершенствовать умение подбирать картинки на заданный звук, развивать фонематический слух, внимание, мышление.

Конструирование домика звука – буквы. Выбираем гостей, подарки, угощения (в названии должен быть этот звук).

«Согласные  звуки»

-совершенствовать умение подбирать картинки с  определённым звуком, определять твёрдость и мягкость согласного.

Предложить ребёнку отобрать картинки с определённым согласным звуком, затем  определить  твёрдый  или мягкий звук в слове (от буквы синие шнурки к картинке, если звук твёрдый и зелёные, если мягкий)  Затем можно определить место звука в слове, от картинки стрелочки к схеме.

«Цепочка слов»

Выкладывание из букв слова, затем преобразование этого слова, изменяя одну букву.(дом –том –ток –так -мак-…)

Начинать можно с перестановки, замены и добавления букв в слогах и словах(ау -уа, кашка-каска, Оля -Уля, Аня-Ваня…..).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

подбор художественного слова, которые можно использовать на занятия по изобразительной деятельности

подбор художественного слова, которые можно использовать на занятия по ИЗО-деятельности...

презентация "Арт-терапевтические техники, которые можно использовать родителям"

В презентации дается понятие арт-терапии и тревожности, представлены техники, которые можно использовать для профилактики эмоционального напряжения и тревожности....

Консультация для родителей «Игры и игровые упражнения, которые можно использовать в домашних условиях для развития речи детей »

В консультации подобраны игры по развитию речи для занятий с детьми дошкольного возраста в домашних условиях...

Картотека игрового материала по познавательному развитию для детей раннего возраста посредством сенсорных пособий: игровое пособие В. В. Воскобовича.

Картотека игрового материала по познавательному развитию для детей раннего возраста посредством сенсорных пособий: игровое пособие В. В. Воскобовича....

Фланелеграф — универсальное игровое пособие очень простое и в то же время интересное, которое можно использовать в развивающих занятиях с детьми. Для его изготовления используется плотный лист картона или доски, обтянутый ворсистой тканью (фланель, флис)

Игры на фланелеграфе  развивают  у детей мелкую моторику  рук и сенсорное восприятие, развивают внимание, память, речь, воображение, используется как в групповой, так  и ...

Картотека Игры и эстафеты осенней тематики, которые можно использовать на День здоровья

Картотека Игры и  эстафеты осенней тематики, которые можно использовать на День здоровья Эстафета «Картофелина». Добежать до корзины, достать ложкой картофелину (мячик) и на ложк...