Рекомендации для родителей на летний период.
материал по логопедии

Гриднева Елена Николаевна

Игры и упражнения на развитие речи дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_na_leto.docx22.98 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации логопеда для              родителей на летний период.

Лето — пора отпусков — благоприятное время для восстановления сил, здоровья и приобретения новых впечатлений. Уважаемые родители, не забывайте, что ребёнок целый год трудился. Так же, как и взрослые, он ждёт своего отпуска. Это время, когда спадает эмоциональное напряжение и можно расслабиться. Летом ребенок получает много ярких впечатлений, больше находится на воздухе, двигательная активность возрастает. Во время отпуска, не следует забывать о речевых проблемах детей. Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, чисто- и скороговорки, пальчиковые и дыхательные игры) за летний период могут как закрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.

Для того, чтоб наш с Вами совместный труд не пропал в летний период, я предлагаю Вам упражнения, которые не требуют специальной подготовки и Вы можете выполнять в их любой обстановке (дома, во время прогулки…). И помните главное- мы не занимаемся! Мы играем! Но у каждой игры есть свои правила! И наша-не исключение. Первое правило-это позитивный настрой и хорошее настроение ребенка. Второе правило-занимаемся не более 15-20 минут в день. Периодичность-2-3 раза в неделю.

 Напоминаю, что наиболее благоприятное время для работы — утром после завтрака или во второй половине дня после сна. Лучше отложить занятия, если ребенок болен или плохо себя чувствует. При выполнении упражнений хорошо использовать наглядный материал, поскольку детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения. Речь должна быть четкой, ребенку нужно видеть движения губ говорящего. И обязательно поощряйте малыша.

Упражнения для автоматизации звуков.

Общие рекомендации: Следите за звуками, которые уже поставлены в этом году. Просите ребенка сказать звук правильно, если он его искажает. Если этого не делать то искаженное произношение звука «вернется» и нам придется начать всю работу заново.

Упражнения для развития фонематических процессов.

Закрепление умения слышать и различать звуки

-упр. «Поймай звук».

-упр. «Назови первый гласный звук в слове» (аист, остров, утка…)

-упр. «Назови последний согласный звук в слове» (паук, нос, стоп…)

-упр. «Назови, какой гласный звук в односложном слове»  (мак, рот, лук…)

-упр. «Определи, есть ли заданный звук в слове».

-упр. «Отхлопай слово по слогам».

-упр. «Назови слова с определенным звуком, слогом».

- упр. Определи, откуда идет звук(сверху, снизу, справа, слева…)

- Игра «Барабанщик» Предлагаем детям послушать ритм и отстучать его.

*короткий стук; -длинный стук.

Примеры ритмов:

**-**- **-- ** --***-- *-*-*- *--*--*--

Игры, для развития лексико-грамматических категорий языка.

  •  Игра «Посчитайка»

Просим посчитать предметы, используя числительные. Например : один цветок, два цветка, три цветка, четыре цветка, пять цветков. Усложним с помощью прилагательных. Один белый цветок, два белых цветка, ….пять белых цветков.

  • Игра «Один-много»

Например: один жук- много жуков; много бабочек -одна бабочка. Можно не использовать слово «много». Например сад-сады, ягода-ягоды.

  • Игра «Великан-гномик».

Взрослый- «великан» называет любой предмет, а ребенок- «гномик» должен сказать уменьшительно-ласкательную форму этого слова.

Окно-окошечко; лист-листочек; солнце-солнышко.

  • Игра «Жадина»

Ребенок идет и «жадничает». Все что он видит, он должен сказать мой, моя, мое. Например: мое солнце, мой ветер, моя радуга, моя туча…

  • Игра « Мама-малыш»

Мама говорит:

-Я сейчас мама кошка, значит ты мой малыш. Кто ты?(Котенок). Я сейчас мама утка. Кто ты? (Утенок). Повторить можно диких и домашних животных. Папы так же могут поиграть. Если папа селезень, то кто у него сыночек(доченька)?

  • Игра «Потеряшки»

Мы берем вещи, предметы, принадлежащие кому-либо и спрашиваем:

-Это чье? ( Мамино платье, папин телефон, бабушкина сумка…) а так же можем обращать внимание на предметы на улице.

-Чья машина? (дядина); чей велосипед? (Машин).

  • Игра «Что из чего»

Предлагаем ребенку определить, из чего сделан тот или иной предмет. Например: Ведро сделано из железа. Какое ведро? Ребенок должен дать полный ответ, используя существительное и прилагательное. (Железное ведро.)

  • Игра «Назови ласково». Стол-столик, кровать –кроватка и т.д. -упр. «Назови части». Грузовик -…кабина, кузов, колеса и т.д.
  •  Игра «Скажи наоборот». Старая мебель -…новая, тяжелая -…легкая, взрослая - …детская и. т. д.
  •  Игра  «Кому что нужно?». Художнику – кисть, повару –кастрюля и.т.д.
  • Игра «Кто чем управляет?». Самолетом – летчик, поездом –машинист и.т.д.
  • Игра «Кто где живет?». В норе живет(кто?) – лиса; в берлоге, в дупле…

Игры и задания, способствующие развитию связной речи.

-подбирать определения («Какие бывают собаки? —… большие, служебные…») – чем больше, тем лучше.

-узнавать предметы по описанию («Зеленая, кудрявая, белоствольная. Что это? - …береза»); -игра «Угадай, что я вижу» (по описанию узнать задуманный предмет).

А теперь попробуй загадать ты!

 - составлять словосочетания и предложения с заданными словами («Составь предложение по двум опорным словам: врач – лекарство, береза –роща») и т.д.

— игра «Найди словечко» (на кухне, на улице и т.д.);

— игра «А если бы...» («А если бы у меня был ковер-самолет, шапка-невидимка...»);

— переделать известную сказку;

— придумать свою сказку (с опорой на картинки, ключевые слова);

 — придумать продолжение сказки; — игра «Перевѐртыш» (взрослый намеренно перестраивает события известной сказки, ребенок должен исправить).

Повторяйте стихи, потешки и рассказы, пройденные за год; внимательно слушайте ребенка и направляйте его сбивчивый рассказ путем вопросов по содержанию.

Учите ребенка давать полный ответ на вопрос.

Читайте ребѐнку книги. Если он читает сам – пусть ещѐ и пересказывает /небольшие рассказы, сказки/.

Игры на морском берегу.

Все дети обожают плескаться в воде. Подберите прилагательные к слову «вода» /какая?/ тёплая, ласковая, холодная, прозрачная, мутная и т. д; «море» /какое?/ синее, теплое, красивое; «камешки» /какие?/ мелкие, крупные, мокрые; «песок» /какой?/ сухой, влажный, жёлтый.

Камешки на пляже различайте по форме. Считайте их и решайте простые арифметические примеры. Пишите их на песке.

Ваш ребёнок недостаточно хорошо запомнил буквы- также пишите их на песке пальцем или палочкой. Если он складывает слова- пишите слова. Перед этим определите первый и последний звук в слове. Назовите звуки по порядку.

 Камешками обозначьте гласные.

Спросите - какой гласный слышится сильнее /ударение/. Палочками разделите слово на слоги. Придумайте с этим словом предложение. Обратите внимание на предлоги, если таковые встретились.

Трудные и незнакомые слова проговаривайте с ребёнком по слогам, отхлопывая в ладоши. Сначала одновременно /сопряжённо/, потом ребёнок пробует повторить самостоятельно, после вас /отражённо/.

Берег моря благотворно влияет на творческую активность ребёнка.

Все дети, сидя на берегу, что-то строят из песка. Дайте ребёнку выразить свои творческие настроения. Но не забывайте про связную речь. Пусть он оречевляет свои действия. Спросите: «Что ты построил?», «Там кто-нибудь живѐт?», «Как его зовут?» / с именем можно пофантазировать/, «Что он там делает?». По ходу сами придумывайте вопросы. Напоминайте, чтобы ребѐнок отвечал полными предложениями. Через некоторое время, в спокойной обстановке, вспомните его творение. Помогите составить историю, рассказ или сказку. Придумайте вместе названия и выберите лучшее. Если ребѐнок захочет – можно эту историю закончить художественным оформлением. Как и чем выбирайте сами по обстоятельствам. Ведь дети обожают рисовать, лепить, конструировать.

Игры в деревне.

 -В огороде - что только не растѐт. Покажите, как растут овощи. Как их сеют, сажают, ухаживают. Как растение цветѐт и даѐт плоды. Какие они по цвету, форме, на вкус. Что можно из него приготовить. Имея эти знания составьте с ребѐнком описательный рассказ.

-В саду фрукты. Расскажите ребѐнку побольше о них. Тогда у вас тоже получится описательный рассказ. Закрепляя овощи-фрукты, поиграйте в игру «Что лишнее?/

-Цветы. Их названия помогут /порой трудные/ помогут тренировать слоговую структуру слова, определять место звуков в слове, делить слова на слоги.

-Домашние животные. Вспоминаем и тех, которых нет. Знает ли ваш ребѐнок их детѐнышей? Спросите в единственном и множественном числе. Подробно стараемся описать животное. Обратить внимание, чем его кормят и какую пользу оно приносит. Поговорите, какие продукты делают из молока, мяса. Помогите ребѐнку составить описательный рассказ.

Закрепите образование прилагательных от существительных /молочные, мясные, согласование числительных 2 и 5 с существительными /две коровы, пять коров/, глаголы в игре «Кто как голос подаѐт» / Мычит, ржѐт, блеет/.

Расскажите ребёнку все об этих домашних птицах.

Игры в лесу.

В лесу рассмотрите разные деревья, листья, плоды.

Собираете грибы – вспомните названия съедобных и несъедобных. Придя домой сосчитайте их и покажите, чем они различаются.

 Можно закреплять различные грамматические формы. 

Собираете ягоды – не забудьте спросить какой сок, варенье получиться из черники, брусники и т. д.

 Покажите ребѐнку полевые цветы. А если это поле пшеничное – поговорите, как выращивают хлеб. И спросите: какие хлебобулочные изделия он знает.

Наблюдайте за различными явлениями природы и описывайте их словами /гроза, радуга, закат и т. д. / Повторите части суток и времена года.

 

Общайтесь, играйте, рассказывайте, учите, изучайте, придумывайте, а не просто находитесь рядом. Выполняя эти советы Вы непременно увидите плоды своего труда.

Желаю Вам приятного летнего отдыха!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей на летний период

ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЛЕТО ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙЛетнюю работу с детьми принято называть оздоровительной. Этим определяется ее цель и направление. Важно своевременно исп...

Рекомендации для родителей на летний период

рекомндации родителям дошкольникам о том, как ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЛЕТО ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ...

Рекомендации для родителей в летний период.

Рекомендации для родителей в летний период....

Рекомендации для родителей на летний период

Летнюю работу с детьми принято называть оздоровительной. Этим определяется ее цель и направление. Важно своевременно использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия летнего времени и ...

Рекомендации для родителей в летний период

Здесь вы можете найти всё необходимое о безопасности и некоторые правила в летний период, как дома, так и в детском саду....

Рекомендации для родителей в летний период

В этой презентации представлены рекомендации родителям в летний период...

Консультация: "Рекомендации для родителей в летний период"

Много вопросов возникает у родителей в этот период времени, поэтому на некоторые моменты мы обращаем ваше внимание....