Консультация для педагогов "Подготовка к утренникам детей с ОНР"
консультация по логопедии
Специально организованная совместная работа музыкального руководителя, учителя-логопеда и воспитателей по подготовке и проведению праздничных утренников для детей с ОНР помогает в реализации основной цели детских праздников: доставить детям радость, создать необходимые условия для их самовыражения доступными для них средствами, способствует развитию у детей речевых и творческих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 106 г. Челябинска»
454091, г. Челябинск, ул. 3-го Интернационала, 90-А, тел. 225-41-54, 264-81-64
ds106chel@yandex.ru
Консультация для
педагогов
«Особенности подготовки к утренникам детей с общим недоразвитием речи»
Подготовила: учитель-логопед,
Юсупова Т.Н.
г. Челябинск
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ
К УТРЕННИКАМ
ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Значение праздничных утренников в решении коррекционно-воспитательных задач с детьми с ОНР
Утренник в детском саду занимает особое место в системе воспитания детей. Утренники помогают реализовать возможности каждого ребенка, позволяют развить уже имеющиеся навыки и способности, сформировать такие качества как активность, умение работать в коллективе. Для детей с нарушениями речи участие в утреннике – это один из способов сделать коррекционно-воспитательную работу по преодолению нарушений более эффективной. Праздник - это прекрасная ситуация для активизации речи, ее коммуникативной функции.
Подготовку к празднику, его проведение и закрепление полученных детьми впечатлений можно рассматривать как звенья одного единого педагогического процесса, в котором участвуют воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед.
Особенности подготовки и проведения праздничных утренников для детей с ОНР
Успешное проведение любого массового мероприятия зависит от правильно организованной подготовки к нему, умелого подбора репертуара. Проведение праздников для детей с ОНР имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при подготовке к утренникам. Для детей с ОНР характерны ограниченный запас слов, стойкие трудности в формировании грамматического строя речи, дефекты произношения, нарушение общей и мелкой моторики, координации речи с движением. В зависимости от уровня речевого развития детей, динамики коррекционной работы с ними, программу утренников для детей логопедической группы, в сравнении с программой для детей общеобразовательной группы, музыкальный руководитель упрощает не только по содержанию, но и по форме и объёму. Использует речевой материал, упражнения, построения, танцы и песни, которые не требуют усиленной тренировки, большого физического и душевного напряжения. Так, например, детям с ОНР много усилий потребуется для заучивания песен, текст которых труден как для понимания, так и для произнесения (большое количество слов со сложной слоговой структурой, со стечением согласных звуков), а также песен, исполняемых в быстром темпе: дети пропускают части слов, а то и целые слова, не договаривают или искажают окончания. Поэтому лучше подойдут небольшие и мелодичные произведения в спокойном темпе, которые легче воспринимаются и запоминаются детьми.
Взаимодействие музыкального руководителя, учителя-логопеда и воспитателей в процессе подготовки и проведения новогоднего утренника для детей с ОНР
В процессе обсуждения сценария утренника, музыкальный руководитель, учитель-логопед и воспитатели логопедической группы совместно продумывают материал, доступный для понимания детей и посильный для их участия в празднике: подбирают стихотворения, инсценировки, распределяют роли. При этом учитывали не только возраст детей, но и их речевые возможности на данный период. На осенний праздник могут подойти игры, упражнения, хороводы, где текст, в основном, произносят взрослые, а дети добавляют слоги, отдельные слова, простые словосочетания.
Например, при проведении с детьми игры «Медведь и заинька», взрослый начинает низким голосом: «У медведя дом большой…». Дети, имитируя ходьбу медведя, отвечают тоже низким голосом, подражая взрослому: «Ой, ой! Ой, ой!». Взрослый продолжает, уже высоким голосом: «А у зайки маленький…». Дети, прыгая как зайчики, повторяют тоже высоким голосом: «Ой, ой! Ой, ой!». Взрослый опять произносит слова низким голосом: «Мишка наш пошел домой…». Дети, имитируя ходьбу медведя, вновь отвечают низким голосом: «Ой, ой! Ой, ой!». Взрослый меняет интонацию: «Да и заинька домой…». Дети, прыгая как зайчики, продолжают тонким голосом: «Ой, ой! Ой, ой!». Подобные игры позволяют, даже при невысокой речевой активности детей, решать задачи по развитию слухового внимания, координации речи с движением, выразительности движений, интонационной выразительности речи, а соответствующее музыкальное сопровождение - по развитию координации движений с музыкой.
Начиная с новогоднего праздника, постепенно привлекают детей к более активному речевому участию в торжествах. Например, игра с однословными ответами детей – «Чего на елке не бывает». В данном случае однословные ответы детей позволяют им максимально сконцентрироваться на содержании речевого материала игры, а специалистам – игровыми средствами решать следующие задачи: развивать у детей слуховое внимание, логическое мышление, координацию речи с движением.
Кроме возрастных и речевых особенностей детей логопедической группы, в процессе подготовки к праздничным утренникам, учитывались и их психологические особенности: одни из них, в силу отставания в развитии, отсутствия достаточной речевой практики, молчаливы, нерешительны, внутренне скованны, другие, наоборот, двигательно беспокойны, расторможены и часто недостаточно осмысленно многоречивы. К этим детям также осуществляется дифференцированный педагогический подход.
В логопедической группе логопед и воспитатели постепенно подводят детей к осознанию сути и содержания праздника, расширяли их представления о данном событии, наращивали словарь по теме праздника – работа по лексическим темам: «Зима», «Зимние развлечения», «Новогодний праздник». Воспитатели на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой знакомят детей со сказками, которые упоминаются на празднике. Проводятся подвижные, речедвигательные, пальчиковые игры, занятия по изобразительной деятельности по данной тематике. Погружение детей в определенную тему дополнительно является стимулирующим фактором для пробуждения у детей интереса к предстоящему празднику, развивает их речевые способности, повышает возможности для самовыражения.
Кроме того, логопедом и воспитателями проводится специальная работа над речевым материалом сценария. Известно, что каждая песня состоит из слов и припева. Текст песни в сочетании с музыкой дает возможность наиболее ярко и полно проникнуть в настроение и содержание музыкального произведения, раскрыть его художественный образ. Для выразительного исполнения песни необходима выработка ясного, отчётливого произношения слов. Прежде чем начать разучивать песни, стихотворения и инсценировки, логопед и воспитатели проводят тщательную словарную работу над текстом, чтобы смысл всех произведений стал понятен каждому ребёнку. Так, например, проводя словарную работу над текстом произведений к новогоднему утреннику, разъясняют детям такие выражения, как «шишки смолистые», «мышка-поскребушка», «хлопотушка-белочка», «задира-шалунишка» и т.д.
Помимо этого, учитель-логопед определенным образом отрабатывает с детьми текст песен и стихов: индивидуально или небольшими подгруппами учит детей проговаривать трудные слова, по возможности совершенствует и закрепляла у детей правильную чёткую артикуляцию звуков, ясное и чистое произношение слов и фраз, работала над интонационной выразительностью речи. Воспитатели закрепляли речевой материал с учетом логопедических рекомендаций.
Музыкальные хороводы сначала разучивают в группе в виде хороводной игры без музыки. Таким образом, дети учились координировать свою речь с движениями. И уже затем музыкальный руководитель подключает к хороводу музыкальное сопровождение, обучая детей координировать свои движения не только с речью, но и с музыкой.
На физкультурном занятии проигрывают подвижные игры из сценария праздника, сопровождающиеся хоровым проговариванием рифмовок.
Особое внимание у детей с ОНР уделяется развитию чувства ритма, слухового восприятия, памяти. Важное место в этой работе занимали логоритмические упражнения.
Через логоритмические упражнения помогают:
- развивать дыхание, голос, артикуляцию;
- развивать фонематическое восприятие и фонематические представления;
- расширять лексический запас;
- развивать слуховое внимание и зрительную память;
- совершенствовать общую и мелкую моторику;
- вырабатывать чёткие координированные движения во взаимосвязи с речью;
- развивать мелодико-интонационные и просодические компоненты,
- развивать творческую фантазию и воображение;
- развивать чувство ритма.
Логоритмические упражнения помогают специалистам и воспитателям в подготовке детей с ОНР к выступлению на праздничных утренниках. Дети с ОНР страдают нарушением слоговой структуры и звуконаполняемости слов, что может проявляться как в отдельно взятых, трудных для ребенка словах, так и во фразе: дети могут опускать предлоги, окончания слов во фразе, пропускать или переставлять слоги в словах. Чтобы избежать этого, логопед и воспитатели заучивали с детьми тексты песен и стихов, сочетая проговаривание текста по слогам с воспроизведением его ритмического рисунка с помощью каких-либо движений. Например, проговаривая стихотворение по слогам, одновременно отхлопывали его ритм в ладоши. Для поддержания у детей интереса к подобным упражнениям, чередовали различные ритмичные движения: хлопки в ладоши, по коленям, по столу, постукивания кулачками, указательными пальцами по столу, приседания, оттопывание ритма ногами, прыжки и т.д. Музыкальный руководитель может использовать в логоритмических упражнениях детские музыкальные инструменты: проговаривать или пропевать с детьми текст, отбивая или простукивая заданный ритмический рисунок на специально подобранных музыкальных инструментах. Такие упражнения помогали детям быстро и правильно запомнить текст, развивали ритм и тембровый слух, координацию речи с движением, музыкальную память и мышление. Подобные логоритмические упражнения использовались и как концертные номера на праздниках, например, в новогодний сценарий вошла логоритмическая игра с музыкальными инструментами «Пироги пекла лиса» (М.Ю.Картушина).
Дети с системными речевыми нарушениями с трудом усваивают новый материал, у них недостаточно развито произвольное запоминание. Нередко то, что было только что заучено, быстро забывается. Важно не упрекать детей в нерадивости: только поощрение, терпение и, конечно, правильно организованные систематические занятия во взаимодействии всех специалистов помогали им достичь определённых успехов.
Для ребенка ОНР при подборке стихотворного материала обязательно нужно учитывать, чтобы в стихотворении не было неправильно произносимых ребенком звуков, т е тех, которыми он еще не овладел. Для того, чтобы дети не испытывали затруднений и не чувствовали неловкости, необходимо:
-давать детям посильные стихотворения для участия в празднике.
-умело подбирать речевой материал, без большого физического и душевного напряжения.
- не давать стихотворный материал с большим количеством слов со стечением согласных и сложной слоговой структурой слова.
- учитывать психологические особенности ребенка.
Каждый воспитатель знает, что практически нет стихотворений в котором не встречались бы сложные звуки (в основном/ это соноры [ Л], [Р]).
Если не получается подобрать индивидуальный речевой материал, то можно попытаться изменить стихотворение заменив строки на более " удобные "для конкретного ребенка.
Так же можно разбить стихотворение на "удобные" катрены, если стихотворение невозможно изменить по содержанию и смыслу. Например, наиболее сложные строки читает ребенок, у которого звукопроизношение в норме, а видоизмененный "удобный" текст продолжит другой ребенок. Только после такой тщательной выверки речевого материала можно приступить к проговариванию текста, по возможности автоматизируя в стихотворении поставленные звуки, развивать четкость движений во взаимосвязи с речью и отрабатывать выразительность речи, что безусловно доставит детям и родителям радость способствуя творческим способностям и дальнейшей мотивации к занятиям.
Примеры как можно изменить стихотворение:
У ребенка нарушен звук [Р]
Не пускают маму в сад?
Не грусти, приятель,
Вместо мамы у ребят,
В группе воспитатель!
Нам семья вторая группа,
Здесь игрушки и уют,
А скучать и плакать глупо,
Мамы вечером придут.
Стало: без звуков [Р],[Рь]
1 вариант
С мамой в сад спешишь своей,
Не тужи-мечтатель,
Вместо мамы у детей,
Будет-воспитатель!
2 вариант
Не пускают маму в сад,
Маму в сад, я взять не смог,
Вместо мамочки опять,
Будет тетя -педагог!
Здесь мы клеем и танцуем,
Изучаем что-нибудь,
А по маме не тоскуем,
Если капельку чуть-чуть.
У ребенка нарушены звуки [Р], [РЬ]
Было:
Воспитатели,родные,
Очень Вас мы все любили,
А теперь мы говорим Вам "До свидания"
Спасибо Вам за Ваше воспитание.
Стало: без звуков [Р],[Рь]
Воспитателям нашим,
Мы спасибо сейчас скажем,
А потом мы скажем "До Свидания",
Спасибо Вам за наше воспитание.
Литература.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 224 с.
- Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 352 с.
- Картушина М.Ю. Логопедическая ритмика в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 192 с.
- Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. – СПб.: КАРО, 2005. – 176 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/29/picture-309659-1385752040.jpg)
Консультация для воспитателей "Праздничные утренники"
Консультация поможет воспитателям задуматься о том, как сделать утренник в ДОУ для ребёнка праздником!...
Консультация для родителей "Новогодний утренник в детском саду".
Консультвациядля родителей "Новогодний утренник в детском саду"....
Консультация для родителей "Новогодний утренник в детском саду".
Консультвациядля родителей "Новогодний утренник в детском саду"....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/30/picture-616002-1427716891.jpg)
2015_Консультация для родителей - "Новогодний утренник в саду"
что б запомнился и не омрачился из-за мелочей новогодний праздник у ребёнка, взрослым не мало важно знать предпраздничные нюансы...
Консультация для родителей. Новогодний утренник без неприятных сюрпризов
Первый раз на утреннике.Индивидуальный подход. Правила поведения родителей на утреннике....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/06/picture-16990-1486389347.jpg)
Консультация для родителей "«Внешний вид детей на утренниках»
На музыкальных занятиях мы приучаем детей видеть красивое, пробуждаем интерес к окружающему миру и его красоте. А как же это сделать, если наши девочки приходят на занятие неопрятные, а мальчики в пом...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/01/picture-265179-1375371143.jpg)
Консультация для воспитателей "Праздничные утренники"
Праздники должны доставлять детям радость и давать возможность каждому участнику проявить свои художественные способности, эмоциональную восприимчивость, творческую активность. Воспитатель - непосредс...