Активизация творческого высказывания детьми дошкольного возраста через сказки
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.1 КБ |
Предварительный просмотр:
«Активизация творческого рассказывания детьми старшего дошкольного возраста через сказки».
Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое (Л. С. Выготский).
В основе творческого рассказывания лежит процесс переработки и комбинирования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых образов, действии, ситуаций, не имевших ранее места в непосредственном восприятии. Единственным источником комбинаторной деятельности воображения является окружающий мир. Поэтому творческая деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прсдставлений, жизненного опыта, дающих материал для фантазии.
В методике развития речи не существует строгой классификации творческих рассказов, но условно можно выделить следующие виды: рассказы реалистического характера; сказки; описания природы. В ряде работ выделяется сочинение рассказов по аналогии с литературным образцом (два варианта: замена героев с сохранением сюжета; изменение сюжета с сохранением героев). Чаще всего дети создают контаминированные тексты, поскольку им трудно давать описание, не включая в него действие, а описание сочетается с сюжетным действием.
Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связанного повествования, утверждает Е.И.Тихеева.
Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку.
Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ. Для методики обучения творческому рассказыванию особое значение имеет понимание особенностей формирования художественного, в частности словесного творчества и роли педагога в этом процессе.
В процессе формирования способностей детей к словесному творчеству большое значение имеет индивидуальность ребенка.
Индивидуальный подход может выражаться в самых разнообразных формах. В нем нуждаются не только те дети, у которых более ограниченный опыт и возможности для такой деятельности, но и те, которые проявляют особый интерес, ярко выражают свои склонности к словесному творчеству.
Словесное творчество детей выражается в разных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний, сочинении стихотворений, загадок, небылиц, в словотворчестве.
Начинать обучение творческому рассказыванию лучше с придумывания рассказов реалистического характера («Как Миша варежку потерял», «Подарки маме к 8 Марта»). Составляя творческий рассказ, ребенок должен самостоятельно продумать его содержание, выстроить его логически, облечь в словесную форму, соответствующую этому содержанию.
Существуют различные варианты творческого рассказывания. Свою классификацию предлагает М.Н.Конина, Ф.А.Сохин:
1. Придумывание продолжения и завершения рассказа. Педагог сообщает начало рассказа, его завязку, а основные события, приключения героев придумывают дети. Темы могут быть реалистическими и сказочными.
2. Придумывание рассказа или сказки по плану педагога.
Это требует уже большей самостоятельности, так как план намечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания детям предстоит осуществить самостоятельно.
3. Придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем.
Эти рассказы дают еще больший толчок творческому воображению и самостоятельности мысли. Ребенок выступает автором, сам выбирает форму и содержание.
4. Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему. По утверждению Сохина, самый сложный вид рассказывания. Здесь успехи во многом зависят от того, как сумеет педагог заинтересовать детей, создать у них эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению
Чтобы научить детей различным способам создания сказочных образов, можно предложить новые виды работы со сказкой:
- знакомые герои в новых обстоятельствах;
- коллаж из сказок;
- сказка продолжается;
- изменение ситуации в знакомых сказках;
- перевирание сказок.
В условиях специального обучения творческому рассказыванию уровень творческого воображения значительно повышается. В составлении сказок детям помогают задания, предполагающие сопоставление экспозиции сказок и рассказов, сказочных приемов разных сказок, абстрагирование способов создания сказочных образов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/08/picture-1067066-1539015343.jpg)
Консультация "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через сказку"
Методическая разработка...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/26/picture-113642-1553597177.jpg)
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через сказку
Малыш приходит в детский сад с большим творческим потенциалом. Развить фантазию ребёнка, сделать обучение привлекательным, интересным, творческим помогают сказки....
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/31/picture-1159038-1567276882.jpg)
"Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через сказку".
Методическая разработка...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/03/picture-1151802-1562151748.jpg)
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через сказку
В данной статье представлены способы вовлечения ребенка в театрализованную деятельность в детском саду....
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/08/picture-1351902-1633685211.jpg)
Консультации для воспитателей "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через сказку".
Детство - это особый период в жизни человека, который нужно прожить содержательно, радостно, а сказка - надёжный, добрый спутник в жизни каждого ребёнка»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/30/picture-1431843-1667160500.jpg)
Проект "Развитие познавательных и творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста через сказку "Теремок"
Приобщать детей к изучению русского народного творчества, театральной культуре. Познакомить детей с различными видами театра. Способствовать развитию творческих и речевых способностей детей младшего д...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/29/picture-1397439-1648554262.jpg)
Консультация для воспитателей "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через сказку"
laquo;Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» - эти слова мы знаем с детства. Ведь сказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, доб...