Наречия в словаре детей с ОНР
материал по логопедии

Рыбак Надежда Сергеевна

Наречия в словаре детей с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedresource_ru_1845451.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Наречия в словаре детей с ОНР

Знакомство с наречием.
Вопрос «когда?»
Цель. Учить понимать и употреблять наречия.
Ход занятия
1. Организационный момент. Дети стоят около своих мест.
Логопед. Сядет на место тот, кто ответит на вопрос полным предложением. Какой день недели был вчера? Какой день недели сегодня? Какой день недели будет завтра?
Затем детям предлагают придумать предложения со словами рано, поздно, всегда, никогда. Все наречия выделяются голосом. При необходимости логопед помогает вопросами типа «В какое время года всегда тепло?» и т.д.
2. Сообщение темы. «Сегодня будем знакомиться со словами, которые отвечают на вопрос "когда?"».
3. Загадки. Когда это бывает?
Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (Зимой.)
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает? (Осенью.)
Солнце печет,
Липа цветет,
Рожь поспевает.
Когда это бывает? (Летом.)
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает? (Весной.)
4. Игра с одеждой.
Логопед. К нам пришла кукла Таня. Она будет жить у нас.
Логопед ставит на свой стол игрушечный стул и шкаф для одежды или стойку с вешалками. Появляется кукла Таня. Здоровается. За ней идет Буратино, который несет чемодан. Ему очень тяжело.
Буратино. Таня, вот чемодан с твоей одеждой.
Таня. Спасибо, Буратино. (Буратино уходит.) Надо разобрать вещи. (Открывает чемодан) Ой, Буратино сложил все вещи подряд! Помогите, пожалуйста, разобраться, когда какую одежду нужно носить.
Дети (по очереди) подбирают одежду по временам года, указывая, из какого она материала. Отвечают полными предложениями, например: «Шубу нужно носить зимой».
Логопед. Какая это шуба? {Ответы) А варежки? (Ответы.) Вставим эти слова в предложения. Что у нас получится? Правильно! Меховую шубу нужно носить зимой. Шерстяные варежки нужно носить зимой.
5. Закончить предложения, ответив на вопрос «когда?» и вставив название времени суток. Слушайте внимательно.
Нам вставать уже пора:
Петушок поет... (с утра).
Мы обедать все идем,
И бывает это... (днем).


6. Вставить слово в середину.
Солнышко заходит, начало темнеть,
Свою сказку... (вечером) будем мы смотреть.
Вечер ночь привел опять,
Будем... (ночью) крепко спать.
Можно прочитать стихи два раза: сначала выяснить, какое слово нужно вставить, а потом хором повторить стихотворный текст.

7. Игра «Встаньте по порядку».
Логопед вызывает четверых детей и раздает им картинки с изображением характерных для определенного времени суток действий. Дети стоят к логопеду лицом, а к группе спиной. По хлопку они поворачиваются лицом к группе и выстраиваются по порядку (утро, день, вечер, ночь). Логопед спрашивает детей, правильно ли выполнено задание. Затем задает следующие вопросы: «Какое время суток изображено на картинке у Марины?», «Почему ты так думаешь?» (Утро. Потому что зарядку делают утром?) И т.д.
В работе мы использовали два комплекта картинок. Первый: утро - дети идут в детский сад; день - дети катаются на санках, гуляют, катаются на лыжах; вечер - дети идут домой; ночь - все спят. Второй: утро - девочка делает зарядку; день - дежурная накрывает на стол (кладет ложки, вилки, ставит глубокие тарелки); вечер - дети смотрят вечернюю сказку по телевизору; ночь -взошла луна.
8. Итог.
Логопед. Мы с вами сегодня говорили о том, когда что бывает. Вспоминали, какой день был вчера, какой сегодня, какой будет завтра. Вспоминали времена года (что бывает зимой, весной, летом и осенью), время суток (что бывает утром, днем, вечером, ночью).


Занятие второе.
Наречия, отвечающие на вопрос «где?»
Цель. Учить понимать и употреблять наречия.
Ход занятия
1. Организационный момент. Дети стоят около своих мест.
Логопед. Сначала сядет тот, кто стоит впереди Наташи; тот, кто стоит сзади Наташи; тот, кто слева от нее; тот, кто справа.
Аналогичные «задания» даются другим, пока все не сядут на свои места.
2. Сообщение темы.
Логопед. Мы с вами говорили, когда что бывает, а теперь будем говорить о том, где находятся предметы.
3. Найти по вопросу «где?» подносы с геометрическими фигурами (треугольник, прямоугольник, два квадрата разной величины); маленький квадрат лежит сверху прямоугольника.
Логопед. Где лежит маленький квадрат? (Квадрат лежит сверху прямоугольника.)
Детям дают задания: положить фигуры (называют) сверху, снизу, посередине, слева, справа. Затем они полным предложением говорят, где какая фигура лежит.
4. Построить дом из геометрических фигур.
Вопросы логопеда. Где крыша? Где окно? Где забор?
Ответы детей. Крыша сверху. Окно посередине. Забор справа.
Логопед предлагает детям собрать фигуры на подносы и отодвинуть их на край стола, где лежат перевернутые вниз изображением картинки.
5. Физкультминутка.
Логопед предлагает поиграть: дети, изображая поезд, строятся друг за другом, готовые отправиться в путь.
Логопед. Положите руки на плечи тому, кто стоит впереди вас. Все вместе наклонитесь влево, вправо, посмотрите назад, вперед, а теперь медленно двигайтесь вперед: «Ч-ч-ч», назад: «Ч-ч-ч». Опустите руки, потом положите руки на пояс тому, кто стоит впереди вас. Наклонитесь влево, вправо, посмотрите назад, вперед. Поехали. Сначала вперед, потом назад. Опустите руки. Теперь можно сесть на свои места.
6. Игра «Где кто стоит».
Логопед. Построил дед дом, забор. Посадил два дерева, кусты, подсолнух и стал жить в нем с внучкой и с курочкой.
Сначала логопед сам размещает на доске с прорезями вырезанные из фанеры дом, куст, два дерева, подсолнух, забор, курочку, девочку, дедушку. Затем вызывает несколько детей. Они становятся спиной к остальным.
Логопед дает задание детям разместить предметы, стоящие на доске справа, слева, посередине, спереди, сзади, рядом, вблизи, вдали, по- дальше, вокруг - относительно друг друга. Спрашивает: «Где стоят девочка, дедушка, курочка?» (Ответы?) Предлагает детям задавать друг другу вопросы о том, где стоит тот или иной предмет. Аналогичное упражнение можно выполнять и с другими предметами, например с машинами и гаражом. Оно проводится в достаточно быстром темпе, внимание детей должно быть все время сосредоточено на том, что происходит.
7. Придумать предложения.
Логопед. Переверните картинки, которые лежат на краю стола. Посмотрите, где на них нарисованы предметы, и придумайте предложения со словами: близко - далеко, вверху - внизу, слева -справа, высоко - низко.
8. Итог.
Сначала дети вспоминают, чем они занимались на занятии, затем логопед подводит итог.
Занятие третье. Наречия, отвечающие на вопрос «как?»
Цель. Продолжать расширять представление детей о наречии.
Ход занятия
1. Организационный момент. Дети стоят около своих столов.
Логопед. По очереди будут садиться те, кто ответит на вопросы. Как дети ведут себя на занятиях? (Тихо?) Как занимаются? (Старательно?) Как слушают? (Внимательно?) Как играют? (Дружно?) Как рисуют? (Красиво) Как мама разговаривает с дочкой? (Ласково?) Почему мы зимой одеваемся тепло? (Потому что холодно?) Почему мы летом одеваемся легко? (Потому что тепло?) И т.д., пока все дети не сядут.
2. Ответьте на вопрос «как?» полным предложением. Как рычит лев? (Грозно, громкой) Как бегает заяц? (Быстрой) Как чирикает воробей? (Весело) Как поет соловей? (Красиво) Как пищит мышка? (Тихо) Как рычит собака на кошку? (Сердито) Как играют ребята в нашей группе? (Дружно) А как наши ребята занимаются? (Старательно?)
3. Закончите предложение.
В работе с детьми никогда не следует упускать возможность повторить любой пройденный ранее материал, например тему «Антонимы».
Поезд идет медленно, а самолет летит... (быстро). Таня ведет себя хорошо, а Коля... (плохо). Летом жарко, а зимой... (холодно). Надя говорит тихо, а Вова... (громко) Идет дождь, на улице грязно, а дома... (чисто). Ире было скучно, пришла Марина, и стало... (весело).
4.Игра «Скажи наоборот».
Тепло... (холодно), морозно...(жарко), глубоко... (мелко), высоко... (низко), далеко... (близко), широко... (узко), тихо... (громко), мягко... (твердо), быстро... (медленно).
5. Образовать родственное слово, отвечающее на вопрос «как?».
Логопед. Я буду называть слово, которое отвечает на вопрос «какой?», например «Хороший мальчик». Вы же будете отвечать на вопрос, как он себя ведет, рисует, пишет.
Дается модель: плохой - плохо, хороший - хорошо.
Затем дети образуют наречия от прилагательных: красивый - красиво, сладкий - сладко, кислый - кисло, грязный -грязно, тихий - тихо, чистый - чисто, высокий - высоко, далекий - далеко, близкий - близко, аккуратный - аккуратно.
6. Хлопните в ладоши!
Логопед. Слушайте внимательно. Я буду произносить слова, а вы - хлопать, когда услышите слово, отвечающее на вопрос «как?» (Дети ставят локти на стол, руки готовы для хлопка.)
Девочка, красный, хорошо, бежит. Кошка, лакает, плохо, цветок. Прыгает, вкусно, спит, медведь. Горько, добрый, дерево, бежит. Играет, большой, лиса, быстро. Радостно, бабушка, идет, грустно. Солнечно, тепло, красиво, стирает. Школа, растет, крепко, широко.
7. Итог.
Логопед спрашивает детей, чем они сегодня занимались, на какой вопрос отвечали? «А теперь поиграем. Встанем в круг. Я буду бросать мяч и называть слова, отвечающие на вопрос «какой?», а вы должны бросить мяч мне и назвать родственное слово, отвечающее на вопрос «как?». Такое упражнение мы уже выполняли, но без мяча».
Вежливый - вежливо, терпеливый -терпеливо, ласковый - ласково, нежный - нежно, зеленый - зелено, веселый
- весело, холодный - холодно, жаркий - жарко, теплое - тепло, звонкий - звонко, страшный - страшно, грустный - грустно, скучный - скучно, солнечный
- солнечно, сырой - сыро, мокрый - мокро, сухой - сухо.
В следующий раз, повторяя игру, логопед предлагает детям новые слова, чтобы они активно работали, а не просто воспроизводили запомнившееся.
Весь материал, использованный на занятиях, повторяется при изучении других тем в целях прочного усвоения и автоматизации усвоенных навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры с целью развития у детей навыков описательной и объяснительной речи, а также для обогащения и активизации словаря детей. (по Е. Кудрявцевой)

Дидактические игры с целью развития у детей навыков описательной и объяснительной речи, а также для обогащения и активизации словаря детей.(по Е. Кудрявцевой)Дидактическая игра \'\'Отгадай и сравни зага...

Консультация для воспитателей: «Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР через дидактические игры»

Консультация может быть полезна для воспитателей, так как представлен не только теоретический материал, но и практический....

Развлечение для детей первой младшей группы детского сада «Мои любимые сказки» Выполнила и провела Новоселова Л.В. Цель: Стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказок, пополнять словарь детей, обогащать и уточнять значения слов – названий животных;

Развлечение для детей первой младшей группы детского сада «Мои любимые сказки»Выполнила и провела Новоселова Л.В.Цель: Стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказок, пополнять сл...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"

Консультация для родителей"Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" До двух лет у большинства детей отсутствуе...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" ...

«Роль развивающей среды при ознакомлении детей с историей родного города и обогащение словаря детей »

Предметно-развивающая среда как средство познавательно-речевого развития дошкольников«Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образо...

Обогащение словаря детей с ОНР наречиями, отвечающими на вопрос «Как?»

Расширение представлений детей подготовительной к школе группе о наречии - словах, отвечающих на вопрос "Как?"...