Статья "Рекомендации для родителей по развитию речи детей"
статья по логопедии (подготовительная группа)

Куликовская Анастасия Дмитриевна

Рекомендации для родителей по развитию речи детей.

Важным условием для развития речи является повседневное позитивное общение ребѐнка с взрослым! Предлагаю несколько упражнений, игр, заданий по развитию речевых навыков и умений. Развитие коммуникативных навыков.

  • Чтение (пересказывание) сказок, рассказов;

  • разучивание стихов, чистоговорок, скороговорок;

  • беседы о различных явлениях окружающего мира (животных, насекомых, растениях и т.д.);

  • наблюдения за погодными изменениями;

  • совместное придумывание рассказов, сказок.

    Не оставляйте без внимания вопросы детей, отвечайте в доступной для ребѐнка форме и чаще сами задавайте вопросы, добиваясь ответов.

    Развитие речевой моторики. Для чѐткой артикуляции звуков (звукопроизношения) нужны сильные, подвижные органы речи – язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нѐбо. Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определѐнных положений органов речевого аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Статические подготовительные упражнения.

    1. «Блинчик». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу, следить, чтобы язык не дрожал, держать 10-15 сек. (рот широко открыт).

    2. «Иголочка». Рот открыть. Язык высунуть далеко вперѐд, напрячь, и сделать его узким, удерживать 15 сек.

    3. «Чашечка». Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху (передний широкий край языка, боковые части), приняв форму «чашечки» - «кружечки».

    4. «Грибок». Рот открыт. Широкий язык всей плоскостью «присасывается» к нѐбу, напоминая «шляпку» гриба, а подъязычная связка – «ножку» гриба, удерживать 15 сек.

    Динамические подготовительные упражнения.

    1. «Часики». Высунуть узкий язык, двигая им вправо – влево (из угла в угол) под счѐт, проделать движения до 15 раз.

    2. «Качели». Рот открыт. Широкий язык поднимается (тянется к носу) опускается (к подбородку); следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась. Повторять движения вверх – вниз до 10 раз.

    3. «Лошадка». Рот открыт. Широкий язык «присасывается» к нѐбу и со щелчком отрывается; проделать движения до 15 раз.

    4. «Гармошка». Рот открыт. Широкий язык прижать (присосать) к нѐбу, и не отпуская языка, раскрывать и закрывать рот. Проделать движения до 10 раз. Гимнастика проводится 3-4 раза в день по 10-15 минут.

    Развитие мелкой моторики. Учѐные, которые изучают деятельность детского мозга и психику детей, не случайно называют руку – «вторым» органом речи. Поэтому необходимо стимулировать речевое развитие детей, путѐм тренировки движений кистей и пальцев рук.

  • Массаж руки: растирание, разминание и т.п.

  • Игры с игрушками и предметами: перебирание мелких предметов (бусинки, пуговицы, крупа); застѐгивание – расстегивание, нанизывание, завязывание, шнуровка; складывание (матрѐшки, пирамидки), игры с мозаикой, конструктором и т.п.

  • Изобразительная деятельность: раскрашивание, лепка, оригами, аппликация, поделки из природного материала.

  • Графические упражнения: обведение трафаретов по контуру, по точкам; штрихование; дорисовка картинок и т. д.

    Развитие фонематического слуха и восприятия.

  • Повторить слоговой ряд (с чередованием согласных звуков па-ба-па, кага-ка, та-да-та, ра-ла-ра, са-ша-са и т.д.

  • Назвать предметы (игрушки) с заданным звуком: «с» - санки, самокат, сапоги и т.п.

  • Повторить пары слов и сказать, чем отличаются: горка – корка, Мишка – миска, рожки – ложки, бочка – почка, коса – коза и т.д.

    Развитие навыков словообразования, словоизменения. Развитие словарного запаса. Игры, упражнения, задания. «Один – много». Окно – окна, ухо – уши и т.п. «Подбери к слову рифму»: кора – нора и т.п. «Скажи одним словом»: голубые глаза – голубоглазый … «Назови листья»: берѐзы – берѐзовые листья, клѐна – кленовый лист и т. д. «Назови деревья (овощи, фрукты и т. д. все логические группы)» Юбка, колготки, футболка – одежда и т.д. задания на подбор эпитетов, антонимов, синонимических рядов без наглядного материала, в словесных играх: «Кто больше слов скажет про куклу, мяч», «Назови ласково», «Скажи по-другому», «Я начну, а ты продолжи», «Добавь слово». В играх подобного рода развиваются внимание детей к слову, языковое чутье, умение выбирать подходящее по смыслу слово в определенном словосочетании, предложении. Большие возможности открываются в старшей и подготовительной к школе группах для работы над синонимами. Слова, близкие по значению, характеризуют разные стороны предметов. Мы выделяем такие приемы работы с синонимами:

  • подбор синонимов к изолированному слову;

  • объяснение выбора слов в синонимическом ряду.

  • замена синонима в предложении, обсуждение вариантов значений: «Растужился, расплакался серенький зайка» (расхныкался, заливался слезами, проливал слезы».

  • составление предложений со словами синонимического ряда;

  • составление рассказа со словами синонимического ряда. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_rekomendatsii_roditelyam.doc20 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей по развитию речи детей.

Важным условием для развития речи является повседневное позитивное общение ребѐнка с взрослым! Предлагаю несколько упражнений, игр, заданий по развитию речевых навыков и умений. Развитие коммуникативных навыков.

  • Чтение (пересказывание) сказок, рассказов;
  • разучивание стихов, чистоговорок, скороговорок;
  • беседы о различных явлениях окружающего мира (животных, насекомых, растениях и т.д.);
  • наблюдения за погодными изменениями;
  • совместное придумывание рассказов, сказок.

Не оставляйте без внимания вопросы детей, отвечайте в доступной для ребѐнка форме и чаще сами задавайте вопросы, добиваясь ответов.

Развитие речевой моторики. Для чѐткой артикуляции звуков (звукопроизношения) нужны сильные, подвижные органы речи – язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нѐбо. Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определѐнных положений органов речевого аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Статические подготовительные упражнения. 

1. «Блинчик». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу, следить, чтобы язык не дрожал, держать 10-15 сек. (рот широко открыт).

2. «Иголочка». Рот открыть. Язык высунуть далеко вперѐд, напрячь, и сделать его узким, удерживать 15 сек.

3. «Чашечка». Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху (передний широкий край языка, боковые части), приняв форму «чашечки» - «кружечки».

4. «Грибок». Рот открыт. Широкий язык всей плоскостью «присасывается» к нѐбу, напоминая «шляпку» гриба, а подъязычная связка – «ножку» гриба, удерживать 15 сек.

Динамические подготовительные упражнения. 

1. «Часики». Высунуть узкий язык, двигая им вправо – влево (из угла в угол) под счѐт, проделать движения до 15 раз.

2. «Качели». Рот открыт. Широкий язык поднимается (тянется к носу) опускается (к подбородку); следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась. Повторять движения вверх – вниз до 10 раз.

3. «Лошадка». Рот открыт. Широкий язык «присасывается» к нѐбу и со щелчком отрывается; проделать движения до 15 раз.

4. «Гармошка». Рот открыт. Широкий язык прижать (присосать) к нѐбу, и не отпуская языка, раскрывать и закрывать рот. Проделать движения до 10 раз. Гимнастика проводится 3-4 раза в день по 10-15 минут.

Развитие мелкой моторики. Учѐные, которые изучают деятельность детского мозга и психику детей, не случайно называют руку – «вторым» органом речи. Поэтому необходимо стимулировать речевое развитие детей, путѐм тренировки движений кистей и пальцев рук.

  • Массаж руки: растирание, разминание и т.п.
  • Игры с игрушками и предметами: перебирание мелких предметов (бусинки, пуговицы, крупа); застѐгивание – расстегивание, нанизывание, завязывание, шнуровка; складывание (матрѐшки, пирамидки), игры с мозаикой, конструктором и т.п.
  • Изобразительная деятельность: раскрашивание, лепка, оригами, аппликация, поделки из природного материала.
  • Графические упражнения: обведение трафаретов по контуру, по точкам; штрихование; дорисовка картинок и т. д.

Развитие фонематического слуха и восприятия. 

  • Повторить слоговой ряд (с чередованием согласных звуков па-ба-па, кага-ка, та-да-та, ра-ла-ра, са-ша-са и т.д.
  • Назвать предметы (игрушки) с заданным звуком: «с» - санки, самокат, сапоги и т.п.
  • Повторить пары слов и сказать, чем отличаются: горка – корка, Мишка – миска, рожки – ложки, бочка – почка, коса – коза и т.д.

Развитие навыков словообразования, словоизменения. Развитие словарного запаса. Игры, упражнения, задания. «Один – много». Окно – окна, ухо – уши и т.п. «Подбери к слову рифму»: кора – нора и т.п. «Скажи одним словом»: голубые глаза – голубоглазый … «Назови листья»: берѐзы – берѐзовые листья, клѐна – кленовый лист и т. д. «Назови деревья (овощи, фрукты и т. д. все логические группы)» Юбка, колготки, футболка – одежда и т.д. задания на подбор эпитетов, антонимов, синонимических рядов без наглядного материала, в словесных играх: «Кто больше слов скажет про куклу, мяч», «Назови ласково», «Скажи по-другому», «Я начну, а ты продолжи», «Добавь слово». В играх подобного рода развиваются внимание детей к слову, языковое чутье, умение выбирать подходящее по смыслу слово в определенном словосочетании, предложении. Большие возможности открываются в старшей и подготовительной к школе группах для работы над синонимами. Слова, близкие по значению, характеризуют разные стороны предметов. Мы выделяем такие приемы работы с синонимами:

  • подбор синонимов к изолированному слову;
  • объяснение выбора слов в синонимическом ряду.
  • замена синонима в предложении, обсуждение вариантов значений: «Растужился, расплакался серенький зайка» (расхныкался, заливался слезами, проливал слезы».
  • составление предложений со словами синонимического ряда;
  • составление рассказа со словами синонимического ряда.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет для родителей по развитию речи детей 5-6 лет "Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых"

Данный буклет содержит краткий практический материал по формированию и становлению речи в период старшего дошкольного возраста....

Мазурик М.И. Влияние речи родителей на развитие речи детей.

Мазурик М.И.Влияние речи родителей на развитие речи детей....

Консультация для родителей "Влияние речи родителей на развитие речи детей".

Консультация для родителей "Влияние речи родителей на развитие речи детей"....

Консультация для родителей по развитию речи детей 2-3 лет. "Воспитание звуковой культуры речи".

Консультация для родителей по развитию речи детей 2-3 лет."Воспитание звуковой культуры речи"....

Консультация для родителей "Влияние речи родителей на развитие речи детей".

Речь родителей влияет на развитие речи ребенка. Как? узнаете из консультации "Влияние речи родителей на развитие речи детей"....

Тренинг для родителей детей подготовительной группы по теме: "Роль родителей в развитии речи детей"

Цель тренинга:- Способствовать развитию родительской уверенности, радости и удовлетворения от общения со своими детьми.- Повысить уровень их компетентности в вопросах речевого развития.- Нацелить роди...