Рекомендации по совершенствованию дикции
консультация по логопедии

Мартыненко Лариса Владимировна
Консультация для родителей по совершенствованию дикции. Дикция — это степень отчетливости в произношении звуков, слогов и слов в речи. Значение дикции для устной речи можно сравнить со значением красивого подчерка для письменности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_po_sovershenstvovaniyu_diktsii.docx15.1 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по совершенствованию дикции

Дикция — это степень отчетливости в произношении звуков, слогов и слов в речи. 

Значение дикции для устной речи можно сравнить со значением красивого подчерка для письменности.

Чёткое и ясное произнесении слов обеспечивается за счет правильной артикуляции каждого звука, и прежде всего умения в процессе речи свободно и достаточно широко открывать рот. При плохо открываемом рте звуки произносятся как бы сквозь зубы. Для развития подвижности мышц языка и губ используются специальные упражнения – артикуляционная гимнастика («заборчик», «трубочка», «грибок», «качели» и др.).

Для совершенствования дикции используются скороговорки. Приступить к разучиванию поговорок с простого выражения. Пусть ребенок вместе с вами посчитает до трех. Начинайте: раз, два, три. Произнесите это несколько раз, сначала — медленно и отчетливо, а затем — быстро и так же отчетливо.
После успешного выполнения этого «черновика» усложните задание. Поставьте после каждого слова, обозначающего счет, слово «дрова» — повторите сначала это слово отдельно, также отчетливо — сначала медленно, затем быстро.
Сложив первое и второе упражнения, вы получите уже достаточно трудный дикционный ход: «Раз дрова, два дрова, три дрова». Пять-десять минут пролетят незаметно. Обычно они вызывают у ребенка не напряжение, а смех. Повторите поговорку в течение дня два-три раза.

Для отработки четкости и ясности произнесения согласных звуков и слов полезно использовать скороговорки, которые построены на сочетании согласных звуков, трудных для произношения. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово и каждый звук. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы четкость и ясность произнесения не снижалась. 

Примеры скороговорок:
Прохор и Пахом ехали верхом.
От топота копыт пыль по полю летит.
У быка бела губа была тупа.
Водовоз вез воду из водопровода.
На семеро саней по семеро в сани уселись сами.

Наш Филат не бывает виноват – у Филата мама виновата.

Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

Небольшие скороговорки произносите на одном выдохе. Соблюдайте плавность и слитность их произнесения.

При этом первое время необходимо продолжать следить за отчетливым произнесением гласных звуков (ударных и безударных), за четким произнесением согласных, но не допускать при этом усиленного или подчеркнутого их произнесения.

Разучивание стихов также способствует закреплению хорошей дикции. Вначале текст несколько раз читает взрослый, стараясь как можно правильнее расставить интонационные оттенки, чтобы стихотворение понравилось ребенку и он мог похоже воспроизвести его. Можно попросить ребенка воспроизвести стихотворение немного громче, тише, быстрее, медленнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по совершенствованию форм и методов коммуникативного развития детей дошкольного возраста.

Коммуникативное поведение – понятие довольно сложное. Оно во многом зависит от уровня социального восприятия и представлений ребенка, его направленности на социальное окружение, овладения различными ф...

Методические рекомендации по совершенствованию предметно-развивающей среды групп детского сада.й

Данный материал предназначен для воспитателей и специалистов дошкольных образовательных учреждений и направлен на оказание методической помощи в вопролсе олрганизации предметно-развивающей среды в дет...

Рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности и повышению эффективности педагогических воздействий

Рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности и повышению эффективности педагогических воздействий...

Совершенствование дикции звуков [л] - [р]

Работа над звуками [л] -[р] изолированно, в слогах, в словах, в скороговорках....

Методические рекомендации "Работа над дикцией и артикуляцией с детьми дошкольного возраста на музыкальных занятиях"

Артикуляционный аппарат ребенка несовершенен и нуждается в развитии. Здесь важно все:- умение открывать рот при пении;- правильное положение губ;- освобождение от зажатости, от напряжения нижней челюс...

Рекомендации по развитию дикции

Материалл для педагогов...