Родительское собрание в старшей логопедической группе в начале года
консультация по логопедии (старшая группа)

Алентьева Анастасия Денисовна

Родительское собрание "Давайте познакомимся"в старшей логопедической группе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie_pervoe.docx32.82 КБ
Файл sobranie_wecompress.com_.pptx690.42 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Давайте познакомимся»

Цель: познакомиться с родителями воспитанников речевой группы; формировать у родителей мотивацию к решению задач коррекционного обучения; вызвать желание сотрудничать с логопедом и воспитателями.

Оборудование: столы и стулья, расставленные полукругом, ноутбук, проектор, проектная доска.

Ход собрания

1 слайд. Добрый вечер, дорогие родители! У нас с вами одна цель – сделать жизнь ваших детей интересней и насыщенней и помочь развить все необходимые для ребенка качества к школе. Я очень рада видеть вас на родительском собрании нашей группы, потому что нашу общую цель без союза с вами, без вашей поддержки и помощи нам не достичь.

3 слайд. Наша группа называется речевой или логопедической.

В нашей группе, помимо меня – логопеда, с детьми будут заниматься так же наши воспитатели.

Какие дети попадают в логопедическую группу? Это дети, у которых есть проблемы с развитием речи.

4 слайд. По результатам психолого-медико-педагогической комиссии у наших воспитанников стоит заключение стертая дизартрия, повлекшая за собой ОНР и ЗРР.

5 слайд. ОНР – это речевое расстройство, при котором у детей нарушается формирование разных компонентов речи: звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй, связная речь. Поэтому, вся работа педагогов нашей группы отличается от работы в массовых группах детского сада тем, что она направлена на преодоление этих расстройств.

  • Причины:

          1. Родовые травмы.

          2. Частые и длительные соматические заболевания в раннем возрасте.

          3. Дефицит общения.

          4. Неблагоприятные воздействия речевой сферы.

6 слайд. Теперь разберемся, что же такое ЗРР. Отставание речевого развития ребенка от возрастной нормы. Речь все-таки развивается, но с опозданием, при этом умственное и эмоциональное развитие у ребенка может быть нормальным. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи так же, как и другие дети, просто возрастные рамки значительно сдвинуты.

  • Причины:
  1. Не востребованность речи. Если в семье не развита культура общения между родителями и ребенком, то у ребенка попросту не будет потребности в том, чтобы что-то говорить.
  2. Педагогическая запущенность. Она является следствием отсутствия внимания со стороны родителей, которые должны заботиться о своем ребенке, чаще с ним играть, разговаривать с ним.
  3. Общий неблагоприятный климат в семье. Если малыш часто наблюдает ссоры, либо на него самого кричат родители, то у него копится стресс, который может спровоцировать ЗРР.
  4. Дисгармоничные стили воспитания (педагогическая непоследовательность, доминирующая гиперпроекция и т.д.).
  5. Сильный испуг и психологические травмы в раннем возрасте.
  6. Билингвизм у ребенка. Помимо очевидных плюсов, двуязычие у ребенка может стать следствием сложностей с освоением грамматических норм родного языка, коммуникативным и другим проблемам.

7 слайд. Теперь разберем то, что вызвало ОНР и ЗРР – стертая дизартрия. Это нарушение речи, которое напрямую связано с артикуляторным расстройством, возникающим при поражении нервной системы. Это микроорганические поражения головного мозга,  тех отделов, которые отвечают за движения (крупные и мелкие).

Артикуляция – это тоже движения. И это самое сложное, на что способны наши язык и губы.

  •    Причины появления стертой дизартрии:
  1. Часто расстройство вызвано слабостью или чрезмерной напряженностью  органов артикуляции – мягкого неба, языка и губ.
  2. Негативные факторы, которые воздействовали на головной мозг ребенка в разные периоды его развития (внутриутробном и послеродовом периодах).

8 слайд. Ребенок с дизартрией сам не может справиться. Рефлексы совершаются независимо: хотим мы этого или нет, они сознанием не контролируются. Ребенок не может ими сам управлять.

Коррекционная работа с ребенком при стертой дизартрии должна проводиться комплексно. Как правило, в терапии задействованы логопед, невролог и психолог. Такая стратегия позволяет добиться скорейшей положительной динамики, а также закрепить полученный результат.

С медицинской стороны терапии важно добиться стимуляции мозгового кровообращения. Для этого назначаются витаминные комплексы, а также ноотропные средства. Положительно влияют занятия плаванием, лечебные массажи и рефлексотерапия.

9 слайд. Работа с логопедом. Логопедическая работа на начальном этапе заключается в постановке неправильно произносимых звуков – потом этот навык будет доводиться до автоматизма. Нужно быть готовыми к достаточно длительной терапии, которая может превышать 1 год.

Для этого используются следующие методики:

  • Пальчиковая гимнастика. Известно, что чем лучше координация пальцев рук, тем быстрее формируется правильная речь.
  • Артикуляционная гимнастика. Она необходима для того, чтобы «научить» язык занимать правильное место при произнесении того или иного звука.
  • Дыхательная гимнастика. Упражнения позволяют правильно дышать во время разговора, что делает речь более выразительной.

Работа с детьми будет проводиться по следующим направлениям:

  • Формирование правильного звукопроизношения. 
  • Развитие артикуляционных движений - движений органов речи (губ, щек, языка).
  • Совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции.
  • Совершенствование грамматического строя речи.
  • Обогащение, активизация словарного запаса речи.
  • Развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальцев (учеными доказано, что развитие мелких движений пальцев взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму. 
  • Развитие связной речи, подразумевающее  умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы.
  • Совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.

10 слайд. Вся перечисленная работа проводится в группе в форме занятий со всеми детьми, на подгрупповых занятиях, и в индивидуальной работе. Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с детьми.

Работа в логопедических группах делится на 3 периода в зависимости от времени и коррекционных задач. На данный момент времени с 1 сентября будет длиться I период обучения. Одна из главных задач этого периода – обследование речи детей. Обследование речи проводится с каждым ребенком отдельно, результаты обследования и анкетирования родителей заносятся в речевые карты детей. Поэтому, я попрошу вас заполнить небольшую анкету, связанную с развитием ребенка.  

12 слайд. Теперь немного расскажу о занятиях. Подгрупповые занятия делятся на:

  • Занятия по формированию лексико-грамматического строя.
  • Занятия по формированию связной речи.
  • Занятия по подготовке к обучению грамоте.

Занятия по формированию лексико-грамматического строя речи строятся по темам. На каждую неделю учебного года есть своя тема, например – одежда, обувь, осень, животные. Всю неделю дети с воспитателями расширяют представления по теме, а с логопедом на материале этой темы расширяют словарь, выполняют грамматические упражнения.

Для закрепления материала дома, вам будут даваться тетради каждую пятницу. Задания в тетради так же будут построены по тематическому принципу.

На занятиях по развитию связной речи мы будем учиться составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетным картинкам, рассказы по серии сюжетных картин, будем учиться составлять пересказы.

На занятиях по подготовке к обучению грамоте мы будем знакомиться со звуками и буквами, звуко-буквеным анализом слов, анализом предложений. Обучение грамоте - самое сложное из всех направлений работы с детьми, потому что у наших детей не достаточно сформировано зрительное, фонематическое и слуховое восприятие. Что бы сформировать эти процессы, необходим наглядный материал, который сконцентрирует внимание детей. Для этого нам необходимо закупить рабочие тетради, которые помогут закреплять звуки, сформировать навыки грамоты, чтения и письма. Надеюсь, что меня родители услышат и помогут в приобретении пособий для своих детей.  

Для закрепления материала мы будем заниматься по тетрадям Нищевой Наталии Валентиновны.

16 слайд. На индивидуальных занятиях работа ведется в основном по исправлению неправильного звукопроизношения и закреплению материала, который был недостаточно усвоен детьми на подгрупповых. Она включает в себя формирование правильного речевого дыхания, артикуляционную гимнастику, постановку звуков и автоматизацию поставленных звуков в речи. Для этого нам будет нужно завести общие тетради. В них будут записываться упражнения артикуляционной гимнастики для нарушенных звуков и упражнения по автоматизации поставленных звуков.

Для правильного произношения звуков необходимо правильное речевое дыхание. Для его формирования используются разные упражнения, например можно сдуть кусочек ваты с ладошки.

Артикуляционная гимнастика – это упражнения, направленные на развитие мышц артикуляционного аппарата, то есть языка, губ, щек.

Автоматизация поставленных звуков происходит на слогах, словах, фразах и предложениях.

20 слайд. Все, что я вам рассказала, касается нашей работы в детском саду. Но вы не думайте, пожалуйста, что этого всего достаточно для того, чтобы ребенок начал правильно говорить. Все зависит от вас, уважаемые родители, от вашего настроя. Ведь вся основная работа по автоматизации звуков и закреплению новых знаний ложится на вас дома. Того что мы будем делать здесь недостаточно, необходимо будет много заниматься дома. Если вы заинтересованы в том, чтобы речь вашего ребенка значительно улучшилась, с ним необходимо заниматься ежедневно. Это не потребует много времени. По дороге из сада домой спросите своего ребенка: чем он занимался в детском саду? Выслушивая его рассказ, обращайте внимание на правильное произношение звуков. Дома прочтите задание в логопедической тетради, позанимайтесь перед зеркалом артикуляционной гимнастикой, поработайте над речевым материалом хотя бы 10-15 минут. Не забывайте каждый понедельник приносить логопедические тетради с выполненным заданием в детский сад. Тетради содержите, пожалуйста, в чистоте, задания за ребенка не выполняйте. Все делайте вместе.

21 слайд. Какие же плюсы в том, что Ваш ребенок посещает логопедическую группу?

Это:

Коррекция звукопроизношения.

Формирование грамотной, выразительной речи.

Развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму в школе.

Усиленная подготовка к школе за счет дополнительных занятий по развитию речи, чтению и письму, графике.

Индивидуальный подход к ребенку.

Совершенствование психических процессов восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.

  1. 22 слайд. Убедитесь, что ваш ребенок готов к занятию. Не забывайте тетради дома!
  2. Плохую речь нельзя исправить за одно или два занятия. Для этого требуется время и совместные усилия учителя-логопеда, ребенка и его родителей.
  3. Поправляя, не повторяйте неправильно произнесённое слово. Научившись говорить звук, ребёнок не всегда произносит его. Это не баловство: нужно время, чтобы звук «вошёл» в речь.
  4. Систематически и аккуратно выполняйте с ним домашнее задание.
  5. Занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме. Не принуждайте ребенка заниматься.
  6. Работу с логопедом (и по рекомендации логопеда) не следует делать основным содержанием жизни ребенка, занятия должны гармонично входить в ту деятельность, которая привлекает ребенка.
  7. Если необходимо, покажите ребенка врачам-специалистам (по рекомендации ПМПК).
  8. Верьте в силы своего ребенка. Верой и терпением вселите в него уверенность в то, что он будет правильно и красиво говорить.

Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка_______________________________________________

Дата рождения, возраст  _____________________________________________

Домашний адрес ___________________________________________________

Сведения о родителях:

Мать_______________________________________________________________________________________________

(возраст на момент рождения ребенка)

Отец________________________________________________________________________________________________

(возраст на момент рождения ребенка)

Национальный язык ________________________________________________

Общий анамнез

Наследственные заболевания _________________________________________

Наличие у родителей нервно-психических, хронических соматических заболеваний до рождения ребенка_____________________________________

Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников______________________________________________________

От которой по счету беременности ребенок_____________________________

Протекание беременности (токсикоз – 1-я половина, 2-я половина беременности; падения, травмы, психозы, хронические соматические заболевания, инфекции)________________________________ роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные)_________________________

Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция)______________

Когда закричал ребенок______________________________________________

Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя)_______________________________

Резус-фактор (отрицательный, положительный, совместимый)_____________

Вес и рост при рождении________________Вскармливание_______________

Когда принесли кормить_____________________________________________

Как взял грудь______________________________________________________

Как сосал__________________________________________________________

Наблюдались ли срыгивания, поперхивания_____________________________

Грудное вскармливание до__________________________________________

Неблагоприятные факторы развития (тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой температуре)  __________________________________________________________________

до года____________________________________________________________

после года: до 3 лет_________________________________________________

после 3 лет_________________________________________________________

Раннее развитие

Голову держит с _________________________________

Сидит с ________________________________________

Ползает с_______________________________________

Стоит с ________________________________________

Ходит с ________________________________________

Узнаёт близких с ________________________________

Первые зубы появились в _________________________

Раннее речевое развитие

Гуление в______________________________________

Лепет в ___________ Характер лепета__________________________________

Первые слова в __________________________________

Первые фразы в  _______________________________

Использование жестов (замена, дополнение речи)________________________

Отмечались ли грубые искажения звуко-слоговой структуры слова после 3 лет________________________________________________________________

Грубые аграмматизмы после 3 лет_____________________________________

Какие звуки долго произносились неправильно__________________________

Занимались ли с логопедом, с какого возраста___________________________

Результаты логопедической работы____________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Давайте познакомимся

Слайд 2

4 1 3 Учитель-логопед: Алентьева Анастасия Денисовна. Образование: 1. ГБПОУ РО Каменский педагогический колледж (2019 г .) – воспитание детей дошкольного возраста; коррекционная педагогика. 2. Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) «Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)» - бакалавр, специальное (дефектологическое) образование (2023 г.)

Слайд 3

Что такое логопедия? Логопедия — специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопед работает с детьми с сохранным слухом и нормальным интеллектом.

Слайд 4

Результаты ПМПК На логопедические занятия набрано 11 человек. Из них: с общим недоразвитием речи 3 уровня – 10 человек (ОНР ( III уровень)), из них со стертой дизартрией – 10 человек; с задержкой речевого развития– 1 человек (ЗРР), со стертой дизартрией – 1. всего со стертой дизартрией – 11 человек. Дети с ОНР и ЗРР, в сочетании со стертой дизартрией зачисляются на логопедические занятия продолжительностью – 2 года.

Слайд 5

Что такое ОНР ( III уровня)? Это сложное речевое расстройство, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и смысловой стороне речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом (лексика, грамматика, связная речь, фонематический слух – это слух на звукоразличение, звукопроизношение). Причины: 1. Родовые травмы. 2. Частые и длительные соматические заболевания в раннем возрасте. 3. Дефицит общения. 4. Неблагоприятные воздействия речевой сферы.

Слайд 6

Что такое ЗРР? Дети с задержкой речевого развития — это дети с нормальным умственным развитием, слухом, пониманием речи, развитием в эмоциональной сфере, с выработанными артикуляционными навыками, развитие речи которых не укладывается в общепринятые возрастные нормативы . Задержка темпов речевого развития говорит о том, что у ребенка нарушен нормальный процесс усвоения элементарного словарного запаса. Он должен быть сформирован у детей в достаточно раннем возрасте – 3-4 года . Причины: Не востребованность речи. Педагогическая запущенность. Общий неблагоприятный климат в семье. Сильный испуг и психологические травмы в раннем возрасте. Билингвизм у ребенка.

Слайд 7

Что такое стертая форма дизартрии? Это нарушение речи, которое напрямую связано с артикуляторным расстройством, возникающим при поражении нервной системы . Это микроорганические поражения головного мозга, тех отделов , которые отвечают за движения (крупные и мелкие). Артикуляция – это тоже движения. И это самое сложное на что способны наши язык и губы. Причины появления стертой дизартрии: часто расстройство вызвано слабостью или чрезмерной напряженностью органов артикуляции – мягкого неба, языка и губ. негативные факторы, которые воздействовали на головной мозг ребенка в разные периоды его развития (внутриутробном и послеродовом периодах).

Слайд 8

Лечение и коррекция Ребенок с дизартрией сам не может справиться. Рефлексы совершаются независимо: хотим мы этого или нет, они сознанием не контролируются. Ребенок не может ими сам управлять . Коррекционная работа с ребенком при стертой дизартрии должна проводиться комплексно. Как правило, в терапии задействованы логопед, невролог и психолог. Такая стратегия позволяет добиться скорейшей положительной динамики, а также закрепить полученный результат . С медицинской стороны терапии важно добиться стимуляции мозгового кровообращения. Для этого назначаются витаминные комплексы, а также ноотропные средства. Положительно влияют занятия плаванием, лечебные массажи и рефлексотерапия.

Слайд 9

Работа с логопедом Логопедическая работа на начальном этапе заключается в постановке неправильно произносимых звуков – потом этот навык будет доводиться до автоматизма. Нужно быть готовыми к достаточно длительной терапии, которая может превышать 1 год. Для этого используются следующие методики: Пальчиковая гимнастика. И звестно, что чем лучше координация пальцев рук, тем быстрее формируется правильная речь. Артикуляционная гимнастика. Она необходима для того, чтобы «научить» язык занимать правильное место при произнесении того или иного звука. Дыхательная гимнастика. Упражнения позволяют правильно дышать во время разговора, что делает речь более выразительной.

Слайд 10

Работа с детьми: Ф ормирование правильного звукопроизношения. Р азвитие артикуляционных движений. С овершенствование фонематических процессов. Совершенствование грамматического строя речи. О богащение , активизация словарного запаса речи. Р азвитие мелкой моторики рук. Р азвитие связной речи. С овершенствование просодической стороны речи (выработка дикции, выразительности речи, правильного дыхания; работа над правильным ударением, темпом речи).

Слайд 11

Подгрупповые Занятия с детьми Индивидуальные

Слайд 12

Подгрупповые занятия Формирование лексико-грамматического строя Ф ормирование связной речи Подготовка к обучению грамоте

Слайд 13

Формирование лексико-грамматического строя

Слайд 14

Формирование связной речи

Слайд 15

Подготовка к обучению грамоте

Слайд 16

Исправление звукопроизношения Формирование правильного речевого дыхания Артикуляционная гимнастика Постановка звуков Автоматизация звуков

Слайд 17

Формирование речевого дыхания

Слайд 18

А ртикуляционная гимнастика

Слайд 19

Автоматизация звуков На слогах. На словах. На фразах. На предложениях.

Слайд 20

При работе с ребенком крайне важна роль родителей . Родители должны следовать основным рекомендациям логопеда , делая занятия в домашних условиях. При этом нужно обращать внимание на психологическое состояние ребенка, т.е. если у него нет настроения заниматься, то ни в коем случае нельзя его принуждать к этому. Важна постоянная поддержка, чтобы ребенок не чувствовал себя одиноким наедине со своей проблемой.

Слайд 21

П люсы логопедической группы К оррекция звукопроизношения. Ф ормирование грамотной, выразительной речи. Р азвитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму в школе. У силенная подготовка к школе за счет дополнительных занятий по развитию речи, чтению и письму. Индивидуальный подход к ребенку. С овершенствование психических процессов восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.

Слайд 22

Убедитесь , что ваш ребенок готов к занятию. Не забывайте тетради дома! Плохую речь нельзя исправить за одно или два занятия. Для этого требуется время и совместные усилия учителя-логопеда, ребенка и его родителей. Поправляя , не повторяйте неправильно произнесённое слово. Научившись говорить звук, ребёнок не всегда произносит его. Это не баловство: нужно время, чтобы звук «вошёл» в речь. Систематически и аккуратно выполняйте домашнее задание с ребенком. Занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме. Не принуждайте ребенка заниматься. Работу с логопедом (и по рекомендации логопеда) не следует делать основным содержанием жизни ребенка, занятия должны гармонично входить в ту деятельность, которая привлекает ребенка. Если необходимо, покажите ребенка врачам-специалистам (по рекомендации ПМПК). Верьте в силы своего ребенка. В ерой и терпением вселите в него уверенность в то, что он будет правильно и красиво говорить . Рекомендации и советы

Слайд 23

С роки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе. П о мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции. Подготовительный этап и этап закрепления нового звука у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки. Запаситесь терпением, не ждите быстрых результатов и обязательно доведите курс коррекции произношения у ребенка до конца. Занятия носят накопительный эффект. Помните, что:

Слайд 24

Желаю вам в работе с детьми терпения, искренней заинтересованности и успехов в обучении правильной речи Вашего ребёнка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в старшей логопедической группе.Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».

Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи». Время проведения: I период обучения, октябрь.План проведения:1. Что такое «логопедия...

выступление на родительском собрании во второй младшей группе в начале года

Доклад на тему "Что долдны знать и уметь дети кконцу второй младшей группы" позволяет мотивировать родителей на выполнение в домашних условиях с малышом тех заданий, которые помогут освоить ...

Родительское собрание во 2 младшей группе в начале года

Уважаемые коллеги,предлагаю вашему вниманию конспект родительского собрание, которое проводила в начале учебного года...

Родительское собрание в старше- подготовительной группе в начале учебного года

Целью данного мероприятия является установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника по вопросу подготовки к школе....

Родительское собрание в старше- подготовительной группе в начале учебного года

Родительское собрание в старше- подготовительной группе в начале учебного годаЦель: установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника по вопросу подготовки к школе.Задачи:1. У...

Родительское собрание в старшей логопедической группе «Подготовка к новому учебному году». «Возрастные особенности детей 5-6 лет»

Родительское собрание в старшей логопедической группе  в начале учебного года «Возрастные особенности детей 5-6 лет»...

Родительское собрание в старшей логопедической группе в начале учебного года.

Ознакомление родителей с особенностями развития детей 5-6 лет....