Логоритмическое занятие " Весёлая история" для детей 5-6 лет с ОНР
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Мерзликина Галина Николаевна

Цель логоритмических занятий - преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них. Логоритмику можно использовать как самостоятельный метод, так и как часть занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmicheskoe_zanyatie.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

Логоритмическое занятие «Весенняя история» для детей 5-6 лет с ОНР

Цель. преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Задачи:

  • развитие слухового и зрительного внимания;
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие пространственной организации движений;
  • развитие общей и тонкой моторики, мимики;
  • развитие физиологического и фонационного дыхания;
  • формирование артикуляционной базы звуков;
  • развитие чувства ритма;
  • развитие переключаемости с одного поля деятельности на другое;
  • развитие коммуникативных качеств.
  • умение выражать движениями и средствами музыкальной выразительности структуру музыкального произведения.

 Ход занятия:

Вводная часть. Ритмическая разминка: свободная ходьба в колонне, боковой галоп, ходьба на месте с хлопками – хлопок на сильную долю.

Голову держать прямо, спина ровная.

Основная часть.

Коммуникативная игра «Здравствуйте»!

Цель: развитие коммуникативных навыков общения.

Здравствуйте ладошки – хлоп, хлоп, хлоп, (хлопки в ладоши)

Здравствуйте ножки – топ, топ, топ (выставление ноги на пятку)

Здравствуйте щечки – плюх, плюх, плюх (массирующие движения по щекам)

                                                     

                                                           12

Пухленькие щечки – плюх, плюх, плюх.

Здравствуйте губки – мм, мм, мм, (движения губами)

Здравствуйте зубки – цок, цок, цок

Здравствуй, мой носик – бим, бим, бим (указательным пальцем показать нос)

Музыкальный руководитель: Здравствуйте гости!

Дети: Здравствуйте!

Музыкальный руководитель: Вот с таким хорошим настроением мы отправимся с вами в путешествие на весеннюю полянку! Ведь нам так хочется тепла весеннего солнышка, почувствовать аромат зеленой травки и услышать пение птиц. Вы готовы?

Дети: Да!

Музыкальный руководитель: А полетим мы с вами на самолете! Каждый летчик вылетает со своего аэропорта! Полетели?

Дети: Да!

Двигательное упражнение «Самолет»

Цель: развитие слухового внимания и ориентировки в пространстве.

Дети двигаются врассыпную под музыку. При остановке музыки дети «приземляются» в свой аэропорт. Движения мягкие, спокойные. С музыкой дети вновь должны продолжить полет. Игра повторяется 2-3 раза.

Музыкальный руководитель: Ребята, мы летели с вами очень долго, было несколько остановок. Отдохнем немного!

Две руки хлопают – хлоп, хлоп

Две ноги топают – топ, топ

Два локотка вращаются

Два глаза закрываются…

Музыкальный руководитель: Открываем глаза. Посмотрите, куда мы с вами прилетели!? Это же весенняя полянка! Радуется приходу весны птицы, солнышко и цветы. Сколько здесь цветов и зеленой травки!?

Учитель – логопед: Ребята, вспомните, как называются весенние цветы?  Раздает детям подснежники с корзины.

Упражнение «Цветок»

Цель: развитие координации движений.

Вырос подснежник на весенней полянке       дети соединяют неплотно   ладони и поднимают их перед собой.

Нежную голову робко поднял                      

Ветер подул – он качнулся неловко              покачивают ладони медленно, быстро

Он испугался, затрепетал.

Ветер бутоны качает упрямо                         наклоняют ладони вперед, назад, влево, вправо.

Вперед и назад, налево, направо.

«Упражнение с цветами»

Цель: развитие мышечной регуляции и ритмичности движений, пространственных представлений.

Дети стоят в круге. С началом звучания музыки они передают движениями рук плавный, неторопливый ее характер. Слегка подняв руки вперед, дети на каждую сильную долю такта плавно машут цветами, одновременно сгибая и разгибая кисти рук.

Дыхательное упражнение «Подснежник»

Стать прямо, опустить руки вдоль тела. Медленно поднимать руки вверх, при этом глубокий вдох через нос. Потянуться вверх к солнцу – задержать дыхание. Сделать медленный выдох, наклоняясь вправо и держа прямые руки над головой. Снова задержать дыхание. Медленный выдох через рот и выпрямились. Снова задержать дыхание. Наклониться влево, медленно выдохнуть через рот. Снова задержать дыхание. Выполнять 2-3 раза.

Подснежники положить в корзину.

Учитель – логопед: Ребята, а вот и солнышко выглянуло!

Игра – забава «Солнышко»

Цель: развитие чувства ритма и темпа, синхронизации движений с музыкой и речью.

Вот как солнышко встает – выше, выше, выше!        Дети присели, плавно поднимаются вверх.

К ночи солнышко зайдет – ниже, ниже, ниже!           Дети опускаются вниз

Хорошо - хорошо, солнышко смеется                       Хлопки в ладоши.

А под солнышком всем весело поется.            

Этюд «Солнышко и тучка»

Цель: развитие мышечных ощущений (напряжение и расслабление мышц туловища). Предложить детям представить разницу ощущений и передать ее действиями.

Этюд проводится 2 раза.

Музыкальный руководитель: Ребята! Солнышко зашло за тучку, стало свежо. Чтобы согреться, мы сожжемся в комок и задержим дыхание. (На вдохе).

- Солнце вышло из – за тучки, стало жарко. Можно расслабиться (На выдохе).

Музыкальный руководитель предлагает детям присесть на полянке и послушать музыку. Звучит музыка М. Картушиной «Песня лисы».

Я лисичка, я сестричка

 Рыжая плутовка

Если надо, если надо

Обману всех ловко…

Музыкальный руководитель: Ребята, чья это музыка? Как вы думаете? Кто к нам торопится на полянку? Ответы детей.

Учитель - логопед одевает на голову ребенка маску лисы и просит выполнить задание.

Этюд на развитие эмоциональной сферы «Лисичка подслушивает»

Цель: развитие способности понимать и адекватно выражать основные эмоции.

На полянке изба стоит

Кто в избе так сладко спит?

Вдруг проснулись в избе зайцы

Завели все разговор…….

- лисичка стоит у окна избушки, в которой живут зайцы, и подслушивает, о чем они говорят.

Выразительные движения: голова наклонена в сторону (слушает, подставляет ухо), взгляд направлен в сторону, рот полуоткрыт.

Этюд выполняют все дети группы по очереди.

Музыкальный руководитель: Давайте к нам на полянку позовем зайку!

Учитель —логопед уводит ребенка в избу, одевает маску зайца.

А позовем мы зайчика веселыми ладошками.

Зайка появляется только на громкую музыку.

Упражнение « Веселые ладошки»

Цель: развитие способности изменять характер движений в соответствии с изменением контрастов звучащей музыки, развивает чувство ритма.

Дети хлопают в ладоши: на тихую музыку – тихо, на громкую – громко.

Обратить внимание на ритмичность хлопков. («Старинная полька» в обр. Н. Соколовой).

Зайка, зайка покажись

На полянке покружись!

Заключительная часть.

Подвижная игра «Зайка»

Цель: Синхронизация речи и движений, подготовка детей к отдыху.

Дети становятся в круг.

Движения по тексту:

Зайка по лесу скакал                       Дети скачут как зайки

Зайка корм себе искал

Вдруг у зайки на макушке               Показывают ушки

Поднялись, как стрелки ушки.

Шорох тихий раздается                   Пугливо оглядывается

Кто – то по лесу крадется

Заяц путает следы                          Дети скачут вокруг себя

Убегает от беды.

Прыгнул в бок и обернулся             Прыжок в сторону

И под кустиком свернулся

Словно беленький клубок               Дети сворачиваются в клубок.

Чтоб никто найти не смог.

Музыкальный руководитель: Ребята, мы сегодня с вами увидели много интересного — и первые цветы подснежники, встретили зайку, лису, почувствовали тепло весеннего солнышка. Наше путешествие подходит к концу. (Дети берут резиновые коврики, расстилают их, готовятся к релаксации).

Релаксационное упражнение «Порхание бабочки»

Дети ложатся на ковер на спину, руки вытянуть вдоль туловища, ноги прямые, слегка раздвинуты.

Музыкальный руководитель: Ребята, закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Мы с вами находимся на полянке в прекрасный весенний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движениями ее крыльев. Движение ее крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что он бабочка, что у него красивые и большие крылья. Почувствуйте как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пеструю полянку, над которой вы летите. Посмотрите, сколько на ней ярких цветов. Найдите глазами самый яркий цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуйте аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат…и откройте глаза.

Поднимайтесь потихоньку, вставайте…

Вам понравилось путешествие на весеннюю полянку? Ответы детей.

Музыкальный руководитель: Влево, вправо повернись

В детском саду снова окажись…

Молодцы ребята, до новых встреч!

Дети прощаются по - музыкальному.

                                                     

Музыкальный материал:

1. Марш «Вместе весело шагать» муз. А. Александрова

2. Коммуникативная игра «Здравствуйте!» М.Картушина

3. Самолет (шотландская народная мелодия)

4. Вальс цветов П.И.Чайковский

5. Игра — забава «Солнышко» муз. и сл. А.Лирнык

6. Песня лисы М.Картушина

7. «Старинная полька» в обр. Н.Соколовой

Литература

  1. Воронова А.Е. Логоритмика для детей 5-7 лет. Занятия и упражнения. -М.: ТЦ Сфера, 2006. - 144 с.
  2. Гоголева, М.Ю. Логоритмика в детском саду. Старшая и подготовительная группы. – М.: Академия развития, 2006 – 120 с.
  3. Микляева Н.В., Полозова О.А., Радионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: пособие для воспитателей и логопедов. – М.: Айрис-пресс, 2005. - 112 с.
  4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — СПб: ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2003. – 528 с.
  5. Савицкая Н.М. Логоритмика для малышей 4-5 лет. – СПб.: КАРО, 2009. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект логоритмических занятий «Интеграция образовательных областей «Коммуникация» и «Музыка» на логоритмических занятиях»

Цель: преодоление речевой, двигательной и коммуникативной недостаточности у   детей с нарушением  речи и зрения....

Логоритмическое занятие "Весёлые работники".

Логоритмическое занятие для детей 2 младшей группы....

Конспект логоритмического занятия с детьми младшнго возраста «Весёлые котята»

Задачи: • Закреплять умение передавать эмоции (огорчение, радость, удивление• Закрепить умение выполнять логоритмические упражнения, согласовывать координацию речи с движением.• Формиро...

Логоритмическое занятие "Зимушка-красавица детям очень нравится"

Логортмическое занятие для детей старшего дошкольного возраста. Направлено на развитие и активизацию внимания,речевого дыхания, координацию речи,движения и музыки....

Конспект логоритмического занятия по обучению детей БДД "Эти правила мы знаем и всегда их выполняем"

Игра-занятие по безопасности дорожного движения может быть использована на коррекционных занятиях по развитию речи в средней логопедической группе. Содержит различные виды коррекционных заданий по раз...

Логоритмическое занятие "Транспорт" для детей среднего дошкольного возраста

В занятии представлены игры и загадки про транспорт....