конспект занятия "Артикуляционная гимнастика"
план-конспект занятия по логопедии

И.Д. Польшина

Цель занятия: Ознакомление детей с комплексом упражнений                           по развитию артикуляционного аппарата (язык, челюсть, губы).

Задачи:

- научить делать упражнения для губ, языка, челюсти;

- развивать правильную артикуляцию;

- воспитывать культуру сценической речи.

ХОД  ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

    Приветствие.

ПЕДАГОГ:

Добрый день, ребята. Мы начинаем наше занятие традиционнос рабочего полукруга. Тема нашего занятия: Артикуляционная гимнастика.

II. Актёрский тренинг для разогрева речевой и двигательной координации.

- Упражнение «Игра со свечкой»;

- Упражнение  «Насос»;

- Упражнение «Разогревающий массаж»;

- Упражнения «Поймай хлопок», «Муравьи», «Капитаны».

III. Изучение нового материала

ПЕДАГОГ:

Дети, вы знаете, что спортсмены разминаются перед соревнованиями. Так и актёры для достижения выразительности речи им нужно иметь хорошо развитые губы. Произнести,например, скороговорку с вялыми губами нельзя, а для этого нам нужно их «размять».

Ребята, при выполнении упражнений для губ надо обратить внимание, что губы должны двигаться не горизонтально, т.е. в растянутом положении (в этом случае возникают губные и челюстные зажимы), а вертикально, вместе с движениемчелюсти.

Гимнастику удобнее  делать, глядя в зеркальце.

«Назойливый комар» (подготовительное упражнение - разогревает мышцы лица)

Представим, что у нас нет рук ног, а есть только лицо, на котороепостоянно садится неугомонный комар. Мы можем отогнать еготолько движением мышц лица. Внимание на дыхании не акцентируется. Главное- гримасничать как можно активно.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ

«Весёлый пятачок»

а) на счёт «раз» сомкнутые губы вытягиваются вперёд, какпятачок  у поросёнка; на счёт «два» губы растягиваются в улыбку, не обнажая зубов;

б) сомкнутые вытянутые губы(пятачок) двигаются сначала вверх и вниз, затем вправо и влево;

в) Пятачок делает круговые движения сначала в одну сторону, а потом в другую.

Заканчивая упражнения, детям предлагается полностью освободить мышцы губ, фыркнув  как лошадка.

Каждое упражнение делается 5-8 раз, после чего следует пауза,во время которой губы расслабляются.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

1.  «Жало змеи». Рот открыт, язык выдвинут как можно дальшевперёд, медленно двигается вправо- влево.

2. «Конфетка». Губы сомкнуты, языком за ними помещаем «конфетку» вправо- влево, вверх- вниз, по кругу.

3. «Колокольчик».  Рот приоткрыт, губы округлены, язык бьётсяо края губ, как язычок звонкого колокольчика.

4. «Уколы». Острым кончиком языка касаться попеременновнутренней стороны левой и правой щеки. Нижняя челюсть неподвижна.

5. «Самый длинный язычок». Высунуть язык как можно дальшеи пытаться достать им до носа и подбородка.

6. «Чаша». Широко открыв рот, выдвигаем вперёд язык, приподнимая его кончик таким образом, чтобы язык приобрёл форму чаши, и в таком виде убираем его в рот.

7. «Коктель». Представляем, что ваш язык- это трубочка, черезкоторую мы пьем вкусный коктейль. Упражнение выполняется на вдохе.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ШЕИ И ЧЕЛЮСТИ

(Обратить внимание дети часто говорят сквозь зубы, челюстьзажата, рот едва приоткрыт, чтобы избавиться от этих недостатков,необходимо освободить мышцы шеи и челюсти)

1.Наклонить голову то к правому, то к левому плечу, затем катать её  по спине и груди.

2. «Удивленный бегемот»: отбросить резко вниз нижнюю челюсть, рот при этом открывается широко и свободно.

3. «Зевающая пантера»: нажать двумя руками на обе щеки в средней части и произносить «вау ..вау...вау..»,подражая голосупантеры, резко опуская нижнюю челюсть широко открывая рот, затем зевнуть и потянуться.

4. «Горячая картошка»: положить в рот воображаемую горячуюкартофелину и сделать закрытый зевок (губы сомкнуты, мягкое нёбо поднято, гортань опущена).

IV. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА

V. РЕФЛЕКСИЯ

ПЕДАГОГ: Что нового узнали? Что вам понравилось на занятии?Где нам это пригодится в жизни?

Давайте поблагодарим друг друга аплодисментами.

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ

Педагог просит детей повторить дома все новые упражнения.

Педагог прощается с детьми до следующего занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx15.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Артикуляционная гимнастика»

Цель занятия: Ознакомление детей с комплексом упражнений                           по развитию артикуляционного аппарата (язык, челюсть, губы).

Задачи:

- научить делать упражнения для губ, языка, челюсти;

- развивать правильную артикуляцию;

- воспитывать культуру сценической речи.

ХОД  ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

    Приветствие.

ПЕДАГОГ:

Добрый день, ребята. Мы начинаем наше занятие традиционнос рабочего полукруга. Тема нашего занятия: Артикуляционная гимнастика.

II. Актёрский тренинг для разогрева речевой и двигательной координации.

- Упражнение «Игра со свечкой»;

- Упражнение  «Насос»;

- Упражнение «Разогревающий массаж»;

- Упражнения «Поймай хлопок», «Муравьи», «Капитаны».

III. Изучение нового материала

ПЕДАГОГ:

Дети, вы знаете, что спортсмены разминаются перед соревнованиями. Так и актёры для достижения выразительности речи им нужно иметь хорошо развитые губы. Произнести,например, скороговорку с вялыми губами нельзя, а для этого нам нужно их «размять».

Ребята, при выполнении упражнений для губ надо обратить внимание, что губы должны двигаться не горизонтально, т.е. в растянутом положении (в этом случае возникают губные и челюстные зажимы), а вертикально, вместе с движениемчелюсти.

Гимнастику удобнее  делать, глядя в зеркальце.

«Назойливый комар» (подготовительное упражнение - разогревает мышцы лица)

Представим, что у нас нет рук ног, а есть только лицо, на котороепостоянно садится неугомонный комар. Мы можем отогнать еготолько движением мышц лица. Внимание на дыхании не акцентируется. Главное- гримасничать как можно активно.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ

«Весёлый пятачок»

а) на счёт «раз» сомкнутые губы вытягиваются вперёд, какпятачок  у поросёнка; на счёт «два» губы растягиваются в улыбку, не обнажая зубов;

б) сомкнутые вытянутые губы(пятачок) двигаются сначала вверх и вниз, затем вправо и влево;

в) Пятачок делает круговые движения сначала в одну сторону, а потом в другую.

Заканчивая упражнения, детям предлагается полностью освободить мышцы губ, фыркнув  как лошадка.

Каждое упражнение делается 5-8 раз, после чего следует пауза,во время которой губы расслабляются.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

1.  «Жало змеи». Рот открыт, язык выдвинут как можно дальшевперёд, медленно двигается вправо- влево.

2. «Конфетка». Губы сомкнуты, языком за ними помещаем «конфетку» вправо- влево, вверх- вниз, по кругу.

3. «Колокольчик».  Рот приоткрыт, губы округлены, язык бьётсяо края губ, как язычок звонкого колокольчика.

4. «Уколы». Острым кончиком языка касаться попеременновнутренней стороны левой и правой щеки. Нижняя челюсть неподвижна.

5. «Самый длинный язычок». Высунуть язык как можно дальшеи пытаться достать им до носа и подбородка.

6. «Чаша». Широко открыв рот, выдвигаем вперёд язык, приподнимая его кончик таким образом, чтобы язык приобрёл форму чаши, и в таком виде убираем его в рот.

7. «Коктель». Представляем, что ваш язык- это трубочка, черезкоторую мы пьем вкусный коктейль. Упражнение выполняется на вдохе.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ШЕИ И ЧЕЛЮСТИ

(Обратить внимание дети часто говорят сквозь зубы, челюстьзажата, рот едва приоткрыт, чтобы избавиться от этих недостатков,необходимо освободить мышцы шеи и челюсти)

1.Наклонить голову то к правому, то к левому плечу, затем катать её  по спине и груди.

2. «Удивленный бегемот»: отбросить резко вниз нижнюю челюсть, рот при этом открывается широко и свободно.

3. «Зевающая пантера»: нажать двумя руками на обе щеки в средней части и произносить «вау ..вау...вау..»,подражая голосупантеры, резко опуская нижнюю челюсть широко открывая рот, затем зевнуть и потянуться.

4. «Горячая картошка»: положить в рот воображаемую горячуюкартофелину и сделать закрытый зевок (губы сомкнуты, мягкое нёбо поднято, гортань опущена).

IV. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА

V. РЕФЛЕКСИЯ

ПЕДАГОГ: Что нового узнали? Что вам понравилось на занятии?Где нам это пригодится в жизни?

Давайте поблагодарим друг друга аплодисментами.

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ

Педагог просит детей повторить дома все новые упражнения.

Педагог прощается с детьми до следующего занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект утренней гимнастики в подготовительной группе №1

полное описание выполняемых упражнений...

Конспекты утренней гимнастики с детьми 2 младшей - средней группы 2011/2012 учебный год (с элементами кинезиологической и дыхательной гимнастики, упражнениями для профилактики нарушения осанки)

КОНСПЕКТЫ КОМПЛЕКСОВ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ ВО ВТОРОЙ-СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА 2011/2012 УЧЕБНЫЙ ГОД  (с элементами кинезиологической и дыхательной гимнастики,  упражнениями для профилактики нарушения...

Конспекты утренней гимнастики

Конспекты непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Физкультура"...

Конспекты утренней гимнастики с элементами дыхательной гимнастики

Комплексы утренней гимнастики на каждый месяц. Так же здесь включенны занятия направленные на профилактику нарушений осанки....

Конспект утренней гимнастики для средней группы с элементами кинезиологической и дыхательной гимнастики и с упражнениями для профилактики нарушения осанки.

Конспект утренней гимнастики для средней группы с элементами кинезиологической и дыхательной гимнастики и с упражнениями для профилактики нарушения осанки....