Сторителлинг как средство развития речи старших дошкольников
консультация по логопедии (старшая группа)

Волкова Анфиса Павловна

Сторителлинг как средство развития старших дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сторителлинг как средство развития речи старших дошкольников.

Умение связно выражать свои мысли является одной из проблем современных дошкольников. Процесс организации развития речи требует особого подхода, который предусматривает постоянную эмоциональную поддержку дошкольника на занятиях.

Сегодня, наряду с традиционными методами и приёмами, на помощь приходят инновационные, одним из которых является сторителлинг.

Сторителлинг - педагогическая техника, которая выстроена в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, направленная на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения.

Методику сторителлинга разработал Дэвид Армстронг. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче воспринимаются слушателями, они увлекательнее и интереснее, чем читаемая книга.

Цель сторителлинга:

Расширить возможности для развития и обогащения речи, развития воображения и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста. 

Задачи:

  1. Развитие умения составлять рассказы;
  2. Уточнение и расширение словарного запаса;
  3. Закрепление навыков правильного произношения звуков в самостоятельной речи детей;
  4. Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, ответственности.

Вся работа с использованием сторителлинга опирается на общие дидактические принципы:

- систематичность и последовательность.

Данный принцип предполагает постепенный переход воспитанника из пассивного слушателя в активного участника деятельности по созданию истории.

- учет возрастных и индивидуальных особенностей. 

Данный принцип позволяет достичь эффективности в работе через индивидуальный подход к каждому ребёнку, с учётом его возрастных, психофизиологических и речевых возможностей

- учет структуры дефекта.

Виды педагогического сторителлинга:

Классический – реальная ситуация из жизни или вымышленная история рассказывается педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию.

Активный сторителлинг - педагог задает основу истории, формируя ее проблему, цели и задачи. 

Цифровой — это такой формат, в котором рассказывание истории дополняется визуальными компонентами (видео, презентации). 

Наибольший интерес для развития речи на наш взгляд вызывает активный сторителлинг.

Свое внимание мы остановили на Речевых кубиках «Речь: плюс» издательство «Народное образование». – это уникальная настольная игра, развивающая фантазию и речь детей.

Изображения на кубиках и их цвета подобраны таким образом, что позволяют легко и системно охватить широкий диапазон задач по развитию речи:

1. расширение, обогащение и закрепление словаря (существительных, глаголов, прилагательных);

2. развитие умения составлять словосочетания, предложения и высказывания; согласование слов (в роде, числе, прилагательных с существительными и пр.); употребление пространственных предлогов;

3. развитие интонационной выразительности;

4. формирование представлений о структуре связного высказывания; упражнение в составлении собственных историй (сказок, рассказов);

5. формирование активной коммуникативной позиции.

В наборе 10 кубиков четырех цветов: красные, синие, зеленые, оранжевые.

Кубики выполнены из мягкого материала, они достаточно крупных размеров, поэтому с ними можно работать сидя за столом или на полу, их можно вытаскивать из мешочка или перебрасывать друг другу.

На гранях кубиков – условные изображения:

красные: семья (возраст и пол); профессии; незнакомцы (персонажи из незнакомого мира);

Красные кубики –это главные действующие лица, персонажи. (кто?)

Синие: время суток и погода; место действия;

Зеленые: волшебные предметы; транспорт.

Все кубики отражают разные части речи (существительные, глаголы, прилагательные, наречия);

Оранжевые: обозначают: эмоции; выразительность речи; пространственные предлоги;

Цвета кубиков структурно организуют высказывание (рассказ): красные кубики – начало, зеленые – середина, синие – конец.

При составлении рассказа необходимо соблюдать следующую структуру:

1.Вступление.

Начать рассказ нужно интересно, можно предложить детям вспомнить начало сказок.

- Однажды, много лет назад…

- В некотором царстве, в некотором государстве…

- Когда-то давным-давно…

- Жили-были…

2.Основная часть истории.

Описывается основная сюжетная линия.

- Что произошло с героем?

- Кого он встретил или что нашел?

- Что он планирует с этим делать?

3. Заключение.

Для знакомства с кубиками необходимо провести как минимум одно занятие-знакомство.

Начинать следует с одного-двух кубиков и далее переходить к работе с тремя и более кубиками.

Упражнения с одним кубиком: Назови, кто изображен на кубике?

Подбери слова-признаки (Бабушка какая?) Чему радуется мама? 

Игра «Кто ты?». В игре используются красные кубики. Кидаем кубик ребенку, он рассказывает о персонаже, который ему выпал. Передает кубик следующему и т.д.

Каждый ребенок по очереди добавляет свое слово в предложение и передает кубик по кругу.

«Художник рисует» - «Художник рисует картину» - «Художник рисует красивую картину» и т. д.

Упражнения с двумя кубиками:

«Красные кубики» + «Эмоции»

По выпавшим граням кубиков задается вопрос: «Что огорчило маму?», Чему обрадовалась мама?

Рассказывание с 3 и более кубиками:

«Составь предложение и произнеси его выразительно!». Используются кубики всех цветов. «Семья» + «Транспорт» + «Место действия» + «Выразительность речи». Дети по очереди бросают кубики и составляют предложения по выпавшим изображениям, произносят его с интонацией, выпавшей на оранжевом кубике

Техника сторителлинг, которая лежит в основе игры «Речевые кубики», открывает уникальную возможность для развития коммуникативной компетенции детей, облегчает запоминание сюжета, эффективна в процессе рассуждения. Импровизированные рассказы вызывают наибольший интерес, обогащают фантазию и речь, развивая логику. Сочиняя, дети «проживают» истории, у них появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Каждый ребёнок рассказывает свои истории, опираясь на свой жизненный опыт, наделяя героев историй своими эмоциями, чувствами, мечтами. Таким образом, с помощью игры «Речевые кубики» формируется способ передачи опыта в процессе обучения и воспитания детей. Сочинять истории не только полезно, но и очень увлекательно!

Литература:

  1. Гризик Т.И. Учебно – методическое пособие. Серия «Речь: плюс» Речевые кубики для детей 4-9 лет. ООО Издательство «Национальное образование», 2017г. – 31 с.
  2. Русакова А.С. Ключи к детской душе. Как рассказывать и сочинять истории и сказки. М.: Обруч, 2015 г. – 192 с.
  3. Симмонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013г. – 177 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевой тренинг как средство развития речи старших дошкольников

В статье приведены примеры речевых тренингов. Дано обоснование необходимости их внедрения в педагогический процесс....

Консультация для родителей «Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников с ЗПР"

Консультация для родителей "Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников с ЗПР"...

Самообразование на тему: «Русская народная сказка, как средство развития речи старших дошкольников»

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы войти в действительность новыми путями,может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение»Д. Родари....

"Фольклор как средство развития речи старших дошкольников"

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребенка в детском саду....

Буклет «Игры с кинетическим песком как средство развития речи старших дошкольников».

Буклет «Игры с кинетическим песком как средство развития речи старших дошкольников»....

Консультация "Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников"

Консультация "Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников"...

Памятки и буклеты для родителей. "Кинезиология и её виды, как средство развития речи старших дошкольников, имеющих нарушения речи".

      Жизнь современного ребенка становится все разнообразнее и сложнее. И она требует не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и ад...