Консультация для педагогов "Роль пересказа в развитии речи детей дошкольного возраста"
консультация по логопедии (старшая группа)
Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль пересказа в развитии речи детей дошкольного возраста
Дошкольное детство – период, когда особое внимание уделяется развитию у детей связной речи. Правильно организованный пересказ окажет неоценимую помощь в работе над речевыми навыками. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления. При этом совершенствуется произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста. Использование высокохудожественных текстов детской литературы позволяет эффективно проводить работу по развитию «чувства языка» — внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи, способности оценивать правильность высказываний с точки зрения соответствия их языковой норме. Кроме этого, воспитывает в ребенке положительные качества личности: доброту, отзывчивость, толерантность и др. Пересказ текста играет большую роль в общем развитии ребенка и активно используется на занятиях в дошкольных учреждениях, являясь основным видом монологической речи, которому обучают детей с целью подготовки к школе.
Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления.
В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь. Однако мыслительные и языковые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими. По мере того, как ребенок растет, общение усложняется по своему содержанию, что в свою очередь влечет за собой усложнение речевых форм, в которых оно протекает.
"Изменение образа жизни ребенка, возникновение новых отношений со взрослыми и новых видов деятельности приводит к дифференциации функций и форм речи. Возникают новые задачи общения, заключающиеся в передаче ребенком взрослому своих впечатлений, полученных вне непосредственного контакта со взрослыми.
Овладение связными формами высказываний - сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства.
Развитие речи ребенка дошкольника осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях.
В свою очередь постепенное овладение связной речью существенно влияет на интеллектуальное развитие малыша: он все совершеннее пользуется речью как средством общения и мыслительно-познавательной деятельности.
Исследователями установлено, что в дошкольном возрасте дети легче осваивают правильное построение отдельных предложений и значительно труднее овладевают различными формами связи и согласования фраз и частей рассказа. Зачастую ребенок 4-5 лет, не закончив одной части высказывания, переходит к другой, с совершенно новым содержанием, Т.е. смысловые связи между фразами в его речи либо слабо выражены, или совсем отсутствуют.
Связная монологическая речь детей успешно развивается на занятиях по пересказу. Пересказ - это творческое воспроизведение литературного образца. Особенность пересказа заключается в том, что в повествовании не только точно передается замысел, но и сюжет, но и сохраняется стиль произведения. Для этого исполнитель должен хорошо знать особенности жанра (сказка, рассказ), не допускать слов и оборотов речи, несвойственных жанру. Специфика обучения пересказу по сравнению с другими видами занятий по развитию монологической речи, прежде всего в том, что качество пересказа оценивается с точки зрения близости к первоисточнику. Мы останавливаем ребенка и возвращаем его к образцу, если он добавляет слишком много своего или упускает важные детали.
Пересказ художественного произведения доступен и близок детям дошкольного возраста в силу того, что ребенок получает готовый образец, который действует на его чувства, заставляет сопереживать и тем самым вызывает желание запомнить и пересказать услышанное.
Пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком. Они более творчески начинают строить свои собственные рассказы - на темы из личного опыта, на предложенный сюжет.
Развитию речи и мышлению детей способствуют составление рассказов из личного опыта. Рассказывание на темы из опыта относятся к группе рассказов, сочиняемых по памяти. Поэтому, кроме специальных занятий, рекомендуется проводить игры и упражнения, совершенствующие у ребенка умения припоминать события, отбирать наиболее интересные и рассказывать их окружающим. Составляя рассказы творческого характера по набору картинок, у детей развивается воображение, умение воспроизвести в речи увиденное. Развитию детей связной речи способствуют игры — драматизации, показ детьми настольного и кукольного театров, инсценировки с игрушками вечера, досуга. Необходимо всячески поощрять успехи детей, это предает им уверенности в собственных силах. Учить ребенка рассказывать и пересказывать — это значит формировать его связную речь. В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь.
Литература:
Алексеева, М. М., Яшина, Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: Учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений/ М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. — 3-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2000. — 400с.
Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] / А. М. Бородич. — М.: Просвещение, 2001. — 256с. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]/ Под ред. О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной. — М.: Владос, 2013. — 288с.
Тихеева, Е. И. Развитие речи у детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст]/Е. И. Тихеева. — М.: Просвещение, 2001.- 111с. Журнал «Дошкольное воспитание» № 3 1987г. Программа «Детство».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/27/picture-189534-1359291583.jpg)
Консультация “Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста”
Одним из основных направлений работы детского сада является - социализация личности ребёнка через игру....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/08/picture-398477-1391871027.jpg)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "ФОЛЬКЛОР В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ ФОЛЬКЛОРА....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/11/picture-591341-1423647318.jpg)
Консультация "Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста"
консультация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/09/picture-682017-1444383646.jpg)
Консультация для воспитателей на тему «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством развивающих игр»
В консультации представлены разнообразные игры на развитие речевого дыхания, силы голоса и темпа....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/13/picture-866066-1481643029.jpg)
Консультация для родителей по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста».
Консультация для родителей по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста».Воспитание правильной и чистой речи у ребенка – одна из важных задач.Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/05/picture-885624-1486300291.jpg)
Роль пересказа в развитии речи детей дошкольного возраста
Роль пересказа в развитии речи детей дошкольного возраста...
Консультация для воспитателей "Роль пересказа в развитиии речи детей дошкольного возраста"
В консультации говориться о том, что метод пересказывания развивает речь детей, память, воображение и влияет на становление нравственных качеств дошкольника...