Картотека игр для формирования звуковой культуры речи
картотека по логопедии (подготовительная группа)

Божескова Юлия Витальевна

Игры для формирования ЗКР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_zkr.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр для формирования звуковой культуры речи

Д/И «Подскажи Петрушке звук» 

Цель: показать детям, что слова звучат потому, что они состоят из звуков, что звуки в слове разные. Учить детей самостоятельно узнавать слова, в которых не хватает одного звука, последнего или первого.

Материал: Петрушка, ширма.

Ход игры: Петрушка сообщает детям, что будет им читать, но в некоторых словах будет специально недоговаривать звук, дети должны ему подсказать. Вначале дети говорят хором, потом индивидуально.На солнышке грелся черноухий котёно…. На него смотрел белолапый щено… Охотники развели в лесу косте… Ученик держал в руке каранда… Малыш попросил купить красный ша… На лесную поляну выбежал зая… В зоопарке жили сло., бегемо., крокоди… По стволу стучал пестрый дяте… Белочка спрятала орешки в дупл… По двору бродили пету., куриц., утк….

Д/И «ЦЕПОЧКА СЛОВ» 

Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.

Материал: карточки с картинками (карандаш – шкаф- флажок – куст – топор – ракета – автобус – сук – ключ – чайник- кошка – ананас- сом – мак)

Ход игры: У взрослого карточка с изображением карандаша. Сегодня мы будем выкладывать цепочку из предметов. Наша цепочка начнется со слова карандаш. Следующим будет слово, которое начинается с того звука, каким кончается слово карандаш. Найди картинку со звуком –ш -, прикладывай к моей картинке. Когда будет выложена вся цепочка слов, ребенок называет все предметы, слегка выделяя голосом первый и последний звуки в каждом слове.

Д/И «ПОДБЕРИ СЛОВО К СХЕМЕ» 

Цель: упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине или конце).

Материал: карточки со схемами расположения звука в словах, одна клетка закрашена. Картинки: сумка, сом, совок, скамейка. Миска, капуста, лиса. Колос, ананас, автобус. Шапка, шуба, шляпа, мишка, ромашка, вишня, душ, карандаш, ландыш.

Ход игры: взрослый дает карточку ребенку, объясняет, что обозначает закрашенная клетка. Берет карточку, называет ее, ребенок определяют позицию звука в слове. Если местонахождение звука соответствует схеме на карточке, ребенок берет картинку и кладет на свою карточку.

Получив карточку, ребенок подбирает 3 слова со звуком –с или ш-, ориентируясь на закрашенный квадрат.

Д/И «НАЙДИ МЕСТО ЗВУКА В СЛОВЕ» 

Цель: упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине или конце).

Материал: карточки со схемами расположения звука в словах (одна клетка закрашена).

Ход игры: Взрослый ставит карточки, на которых нарисованы автобус, платье, книга, предлагает сказать, что изображено на карточках. Какой одинаковый звук слышится в названиях предметовЗвук – а-. одно слово начинается на звук –а-, в другом он находится в середине, в третьем – в конце. Под каждой картинкой – полоска из трех клеток. Если звук в начале слова, то фишку надо поставить на первую клетку и т.

Д/И «КТО В ДОМИКЕ ЖИВЕТ?» 

Цель: упражнять детей в подборе слов с определенным звуком.

Материал: карточки в виде плоских домиков с окошками. На чердачном окошке – буква. К – кот, коза, кролик, кенгуру. С – слон, собака, сорока, снегирь. З – заяц, зебра, коза. Ц- цыпленок, цапля, курица, ж – жираф, ежик, жаба.

Ход игры: на доске 2-3 домика, а на столе предметные картинки. Это домики для зверей и птиц, давайте им поможем заселиться. В первом домике будут жить те животные, в названии которых есть звук К, в другом – звук С и т. д. Дети отбирают нужные картинки и вставляют их в кармашки, а потом называют кого они поселили в домик и почему.

Д/И «НАЙДИ ПАРУ» 

Цель: упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух.

Материал: диск, разделенный на две половины, по краю которого наклеено одинаковое количество кругов. На диск прикреплена двойная стрелка, которую удобно передвигать. Предметные картинки: коза-коса, трава-дрова, уточка-удочка, мишка-мышка, крыша-крыса, рак-мак, кит-кот, усы-осы, ком-сом, дом-дым.

Ход игры: воспитатель выкладывает диск с картинками, остальные картинки лежат на столе, в верхней половине диска расположены картинки и им нужно найти пару, картинку с предметом, название которого звучит сходно с названием предмета, на который указывает стрелка. Подобрав картинки, надо произнести четко коза-коса.

Д/И «ЦВЕТОЧНЫЙ МАГАЗИН» 

Цель: упражнять детей в делении слов на слоги. Закрепить в словаре детей названия цветов.

Материал: открытки с изображением цветов, названия которых состоят из 2-3-4 слогов. Роза, пион, астра, тюльпан, нарцисс; ромашка, василек, гвоздика. Четырехсложные: незабудка, колокольчик, хризантема. «Деньги» с двумя, тремя, четырьмя кружками.

Ход игры: воспитатель предлагает поиграть в цветочный магазин и ставит перед детьми открытки с цветами. Одни с коротким названием: пион, другие – с длинным - незабудка. У вас есть карточка с кружками. Покупатель может купить лишь тот цветок, в названии которого столько частей (слогов, сколько кружков на карточке. Вызванные дети произносят по слогам названия цветов и отдают педагогу числовые карточки. В конце игры воспитатель сам показывает детям числовую карточку с двумя (3-4) кружками, просит показать и назвать купленные цветы с таким количеством слогов.

Д/И «ВКЛЮЧИ ТЕЛЕВИЗОР» 

Цель: упражнять в определении первого или последнего звука в словах, в составлении слов из выделенных звуков. Упражнять в чтении слов из 3-4 букв.

Материал: таблица с двумя полосками: для предметных картинок и букв, справа – демонстрационные картинки: шар, ком, сом, рак, кит, кот, роза, ваза, утка. Предметные картинки карточки с буквами.

Ход игры: чтобы включить телевизор и увидеть изображение, нужно определить первый звук в словах – названия картинок. Под этими звуками вы составите новое слово. Если слово составите правильно, то увидите картинку. Например картинки: матрешка, аист, кот, какое слово можно составить из звуков – м-а-к, это будет – кот.

Д/И «Как звучит слово?» 

Цель: учить детей вслушиваться в звучание слов, упражнять их в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков в них. Учить вслушиваться и самостоятельно находить слова, сходные и разные по звучанию.

Ход игры: дети становятся в круг. Каждый ребенок должен вспомнит какое-нибудь слово, и сказать его рядом стоящему. Так по очереди все дети должны произнести по одному слову. Нельзя повторять уже названные слова. Воспитатель следит за тем, чтобы все дети говорили разные слова, произносили их чисто, отчетливо и громко.

Д/И «Что звучит вокруг нас?» 

Цель: учить детей вслушиваться в звучание слов, упражнять их в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков в них. Учить вслушиваться и самостоятельно находить слова, сходные и разные по звучанию.

Материал: предметы, находящиеся в групповой комнате.

Ход игры: дети стоят вокруг воспитателя. вы уже знаете, дети, что слова звучат. Послушайте стихотворение А. Л. Барто «Игра в слова»

Скажи погромче слово «гром» – грохочет слово, словно гром. Скажи потише«шесть мышат» - и сразу мыши зашуршат. Скажи«Кукушка на суку» - тебе послышится «ку-ку». А скажешь слово «Листопад» - и листья падают, летят, И словно, наяву, ты видишь осень: желтый сад и мокрую траву. Скажи «Родник» - и вот возник, бежит в зеленой чаще Веселый ключ журчащий.

Слова звучат потому, что в них есть звуки, звуки разные: ззооннт, шшаарффиик, жжуук, рраак. Повторите вместе со мной эти слова, чтобы были слышны звуки. А теперь вы назовите каждый свое слово только, так, чтобы были слышны все звуки.

Д/И «Найди себе пару» 

Цель: учить детей вслушиваться в звучание слов, упражнять их в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков в них. Учить вслушиваться и самостоятельно находить слова, сходные и разные по звучанию.

Ход игры: взрослый предлагает игру: «Каждый должен найти себе пару. Для этого надо сказать слово и назвать сходное по звучанию. Например, Сережа говорит: Петрушка, а кто-то отвечает – Пеструшка, мишка – топтыжка, чайник – купальник, носок – песок, шина – машина». Игра продолжается до тех пор, пока все ребята не подберут себе пару.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр "Формирование звуковой культуры речи - ранний возраст и старше"

Речь занимает выжное место в развитии ребёнка. Знание родного языка вводит его в жизнь окружающих, помогает в овладении программы детского сада, а в дальнейшем и школьной. Поэтому взрослым необходимо ...

Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи

Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи. В картотеке представлены игры и упражнения на формирование речевого дыхания, правильной артикуляции, фонематического слуха дл...

картотека игр направленных на формирование звуковой культуры речи для детей 2-3лет

Упражнения на закрепление правильного произношения и развитие фонематического слухаЦели: развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, сл...

Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи

Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи...

Картотека игр и упражнений по формированию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста

Набор игр и упражнений для формирования у детей звуковой культуры речи. Данные игры можно использовать как для индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста в закреплении поставленных звуков, та...

Картотека игр по формированию звуковой культуры речи у детей 4-5 лет

ДАННАЯ КАРТОТЕКА ПОМОЖЕТ ПЕДАГОГУ ОРГАНИЗОВАТЬ РАБОТУ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ...

Картотека игр по формированию звуковой культуры речи дошкольников

Закрепление правильного произношения звуков....