Проект "Народный фольклор как средство развития речи детей"
проект по развитию речи (старшая группа)

Наталья Сергеевна Безик

Проект можно реализовать как в старшей, так и в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_narodnyy_folklor_dlya_razvitiya_rechi_detey.docx32.84 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Народный фольклор как средство развития речи детей»

Старший дошкольный возраст

Авторы: учитель-логопед Безик Н.С.

2023г.

Паспорт проекта

«Народный фольклор как средство развития речи детей»

Вид проекта: познавательно-игровой.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, учитель-логопед, родители.

Длительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2023г. - май 2024г.)

Цель проекта: развитие навыков свободного общения с взрослыми и детьми, творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.

Задачи проекта:

  • проанализировать психолого-педагогические основы развития речи детей старшего дошкольного возраста;
  • определить основные методы, формы использования малых форм фольклора в процессе речевого развития детей и разработать методику их комплексного применения;
  • обогатить словарный запас детей;
  • развивать образную и связную речь детей;
  • вызвать интерес к устному народному творчеству и помочь детям успешно войти в мир сказок с использованием различных методов и приемов;
  • проследить динамику изменения уровня речевого развития в процессе исследовательской работы;
  • знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы), с укладом жизни и быта русского народа.

Актуальность

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Ценность фольклора, в частности детского, заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость, оказывают воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства - речевые, смысловые, звуковые. Они помогают увеличить запас слов ребёнка, то есть привлекают его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекает детей, развивает речевой слух, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи. Дети учатся тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

 М. Горький говорил: «Начало искусства слова - в фольклоре».

В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества пословицы, поговорки и загадки занимают особое место. С их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие.

Проблема

Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редко используют пословицы, поговорки, а ведь в них заключается суть разрешения практически любого конфликта. Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, накопления, положительного морального опыта в межличностных отношениях. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает ее в маловыразительную, скучную и малоприятную. Без яркости и красочности речь блекнет.

Этапы реализации

I этап – сентябрь 2023 г. - подготовительный (подготовка целей и задач, подбор литературы по устному народному творчеству).

II этап – октябрь 2023 г. – апрель 2024 г. - практический (выполнение основных мероприятий, предусмотренных проектом).

III этап – май 2024 г. – заключительный (обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов).

Ожидаемый результат:

  • у детей имеются знания об укладе жизни и быта русского народа;
  • у детей обогащен социальный быт дошкольников, расширен их кругозор;
  • у детей повышен интерес к устному народному творчеству;
  • у детей усовершенствована диалогическая и монологическая речь;
  • у детей воспитаны эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества;
  • у детей сформированы предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность;
  • у детей сформированы представления о нравственно-ценных нормах и правилах поведения;
  • у детей сформированы коммуникативная и социальная компетентность детей;
  • у родителей сформированы представления о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата для полноценного развития    ребенка;
  • родители вовлечены в единое пространство «семья – детский сад».

Продукты проекта

  • занятия в стиле старинных русских посиделок,
  • Выставки детского творчества,
  • Консультации-буклеты для родителей.

Формы и методы работы

Работа с детьми

Обогащение предметно- развивающей среды

Работа с родителями

  • Беседы
  • ОД
  • Самостоятельная художественная деятельность (аппликация, лепка, рисование)
  • Дидактические игры
  • Хороводные игры
  • Подвижные игры
  • Разучивание песенок, потешек, скороговорок и т. д.
  • Аудио-прослушивание песенок, потешек, сказок
  • Наблюдения
  • Конструирование
  • Развлечение, досуг
  • Подбор книг, иллюстраций, текстового материала по теме
  • Подбор игрушек по теме
  • Изготовление элементов костюмов
  • Подбор атрибутов для игр
  • Изготовление картотеки подвижных игр, хороводных игр, пальчиковых игр.
  • Пополнение количества настольно- печатных игр.
  • Анкетирование
  • Консультации
  • Выставки книг
  • Мини-выставка декоративно- прикладного искусства
  • Совместный досуг
  • Изготовление элементов костюмов
  • Привлечение родителей к пополнению библиотеки сказок в группе.
  • Привлечение к оформлению детских коллективных работ.

Календарно –тематическое планирование  

Месяц

Тема

Задачи

Сентябрь

«Ложки деревянные»

«Котик усатенький»

1. Знакомить детей с деревянными ложками.

2. Учить держать, играть на них.

3. Разучить пальчиковую игру «Кошка».

4. Познакомить детей с русской народной попевкой, учить повторять её с голоса.

5. Побуждать выполнять простые игровые действия.

6. Формировать у детей элементарные представления о доброте.

«Жили у бабуси»

1. Слушать русскую народную песню.

2. Знакомить детей с настольным театром.

3. Разучить пальчиковую игру «Гусь».

4. Развивать эмоциональную сферу детей.

5. Учить соотносить движения с текстом.

6. Развивать коммуникативные навыки игрового взаимодействия.

«Капустница»

развлечение

1. Дать представление об обычае солить капусту.

2. Активизировать речь детей.

3. Закреплять навыки соотнесения движения с текстом.

4. Создать атмосферу веселья и радости.

Октябрь

«Русские потешки»

«Гуси-лебеди»

«Весёлые музыканты»

1. Продолжать знакомить с потешками, проговаривать их с разными интонациями.

2. Уточнять артикуляцию (положение губ, языка), упражнение «Дудочка».

3. Учить передавать содержание сказки, исполняя простейшие роли.

4. Прививать уважительное отношение к труду.

5. Закреплять навыки игры на деревянных ложках.

6. Знакомить со звучанием колокольчика.

7. Учить детей водить хоровод.

«Осенины»

праздник

1. Расширять кругозор детей

2. Закрепить знания потешек, закличек об осени.

3. Создать атмосферу доброты, радости.

Ноябрь

«Крошечка-Хаврошечка»«

«К нам пришёл Петрушка»

«У наших, у ворот, всегда хоровод»

1. Знакомить с предметами русского быта (печь, самовар, свеник). Внести элементы народного костюма (сарафан, рубаха, фартук).

2. Вырабатывать чёткие, координированные движения во взаимосвязи с речью.

3. Знакомить детей с персонажем народного театра.

4. Учить притопывать ногами на месте и с продвижением вперёд, закреплять навыки движения в хороводе.

5. Побуждать к правильному произношению слов.

Развлечение по потешке «Уж как я свою коровушку люблю»

1. Воспитывать любовь к родным, побуждать к свершению добрых поступков.

2. Вызывать эмоциональный отклик на произведения фольклора.

3. Доставить детям радость от общения.

Декабрь

«Зимушка-зима»

«Зайка беленький»

«Зайка»

1. Знакомить с варежковым театром.

2. Разучивать потешки о зиме.

3. Развивать мелкую моторику, используя пальчиковую игру «Зайка».

4. Слушать русскую народную песню «Зайка»

5. Знакомить детей со считалкой. Чётко проговаривать повторяющиеся фразы.

6. Побуждать детей к инсценированию потешек с использованием предметов русского быта.

7. Воспитывать у детей умение слушать других.

«Чудеса-кудеса»

развлечение

1. Создавать условия к преодолению застенчивости у детей, вызывать желание выступать.

2. Формировать эмоциональную отзывчивость.

3. Создать радостную атмосферу праздника. Доставить детям удовольствие.

Январь

«Зимние забавы»

«Пришла Коляда»

«Маленькие колядовщики»

1. Дать элементарные представления о традиционных зимних праздниках.

2. Учить детей слушать и подпевать колядки.

3. Развивать мышцы губ и языка. Упражнение «Ветер-ветерок».

4. Развивать речевое общение со сверстниками и взрослыми.

5. Знакомить с зимними русскими народными играми, забавами.

6. Приучать детей к вежливому общению.

Февраль

«Кот, петух и лиса»

«Топ, топ, топоток»

«Баюшки-баю»

1. Учить передавать разные образы посредством жестов, мимики и интонации.

2. Для выработки подъёма языка и укрепления его мышц использовать артикуляционное упражнение «Лошадка».

3. Активизировать диалогическую речь детей.

4. Учить слушать колыбельную песню и эмоционально откликаться на её характер.

5. Учить детей бережно относиться к труду окружающих.

«Счастливая зыбка» развлечение

1. Поддерживать положительное эмоциональное отношение, развивать интерес к колыбельным песням.

2. Формировать знания детей о традициях русского народа.

3. Развивать эстетическое восприятие фольклорных произведений.

Март

«Масленица»

развлечение

1. Дать первоначальное представление о празднике проводов зимы.

2. Поддерживать интерес к совместной игровой деятельности. Выбирать ведущего считалкой.

3. Создавать атмосферу радости.

«Весёлая матрёшка»

«Солнышко-колоколнышко»

«Кот и мыши»

1. Познакомить детей с русской матрёшкой.

2. Разучить рече-двигательную игру «Солнышко-колоколнышко».

3. Учить использовать считалки при выборе ведущего в игре, соблюдать правила игры.

4. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

5. Закрепить навыки игры на бубне и колокольчиках.

Апрель

«Жаворонушки - перелётушки»

«Палочка-выручалочка»

1. Развивать общую моторику, используя пальчиковую игру «Совушка-сова».

2. Знакомить с весенними закличками.

3. Побуждать детей к совершению добрых поступков.

4. Учить работать аккуратно, не мешая друг другу.

«Небылицы в лицах»

развлечение

1. Закрепить полученные знания, умения, навыки.

2. Развивать эстетическое восприятие фольклорных произведений.

Май

«Трудиться - всегда пригодится»

«Пасхальное яичко»

«На зелёном, на лугу».

1. Знакомить детей с членами семьи.

2. Развивать мелкую моторику в пальчиковой игре «Моя семья»

3. Воспитывать у детей уважение к чужому труду и любовь к природе.

4. Развивать фантазию и мелкую моторику рук, украшая пасхальное яичко.

5.Слушать и подпевать русскую народную песню «На зелёном лугу».

6.Учить выразительно передавать различные образы

«В гости к солнышку»

итоговое НОД

1. Побуждать произносить тексты знакомых закличек, потешек.

2. Использовать знакомые танцевальные движения в свободной пляске.

3. Поддерживать интерес к народным играм, забавам.

4. Поддерживать атмосферу эмоционального благополучия и комфорта.

Заключение

Художественное слово играет важную роль в развитии личности человека, формировании его мировоззрения. Очень важно уже в дошкольном детстве вызвать у детей интерес и любовь к литературным произведениям.

Художественные литературные произведения становятся эффективным воспитательным средством при условии, если они содействуют повышению уровня познавательной, художественной деятельности детей, их нравственному воспитанию.

Список используемой литературы

1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М.: 2007.

2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет: Развитие диалогического общения / А.Г. Арушанова. М.: Мозаика-Синтез, 2004. 128 с.

3. Асташина М. Фольклор в воспитании дошкольников / М. Асташина// Дошкольное воспитание. 2007. № 3. С.61-68.

4. Большакова М. Фольклор в познавательном развитии // Дошкольное воспитание, 2004, №9, С.47- 49.

5. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно - обрядовых праздников / авт. - сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А.Маркеева, О.Н.Корепанова и др. СПб: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2001. 216 с.

6. Князева О.А, Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской-народной культуры: программа.- СПб.: Детство-Пресс, 2002.-304с.

7. Мельников М.Н. Русский детский фольклор.- М.: Просвещение, 1987

8. Селиванов Ф.М. Хрестоматия по фольклору.- М.: Просвещение, 1972

9. Соболева А.В. Загадки-смекалки: практ. пособие для логопедов, воспитателей и родителей / А.В. Соболева. М.: ГНОМ и Д, 2000. 96 c.

10. Чернядьева Т. Знакомство детей с малыми фольклорными формами /Т.Чернядьева // Ребёнок в детском саду. 2001. №4. с. 65- 69.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народный фольклор как средство развития речи детей

Известно, что количество детей с отклонениями в развитии непрерывно увеличивается. Это обуславливает необходимость дальнейшего поиска новых эффективных подходов к диагностике и коррекции их развития ....

Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста

Раздел детского календарного фольклора – один из самых поэтических страниц детского творчества. Он приучает детей видеть, подмечать поэзию окружающей природы во всякое время года. Обусловленность крес...

Фольклор как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.

МБДОУ № 17г.  Таганрог    КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Тема:  Фольклор  как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста  Воспитател...

ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. КЛАССИФИКАЦИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА.

Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возрастаФольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста.Классификация и терминология детского музыкального фольклорСобирание и изу...

Народный фольклор как средство развития речи детей

"А.П. Усова, О. Ушакова  считают, что потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ре...