Психическое развитие детей раннего возраста.
консультация по логопедии

Гилева Ольга Петровна

Особенностью детей раннего возраста является очень быстрый темп развития, неравномерность и скачкообразность процессов роста организма. Это обуславливает дифференциацию на возрастные периоды и выделение в каждом возрастном периоде линии развития, формирующихся здесь впервые, более быстро и существенно влияющих на последующее развитие ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihicheskoe_razvitie_rebenka.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

     Особенностью детей раннего возраста является очень быстрый темп развития, неравномерность и скачкообразность процессов роста организма. Это обуславливает дифференциацию на возрастные периоды и выделение в каждом возрастном периоде линии развития, формирующихся здесь впервые, более быстро и существенно влияющих на последующее развитие ребенка.

     В периоде новорожденности определяют степень зрелости и формирование первых зрительных и слуховых реакций. На 1-ом году жизни в возрасте с конца периода новорожденности и до 5 – 6 месяцев проверяют развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций, положительных эмоций и общения детей друг с другом, движений руки, общих движений (головы, ног, тела), подготовительных этапов активной речи и умений в процессе кормления. В возрасте от 6 до 12 месяцев контролируют развитие общих движений, понимания и активной речи, действий с предметами, навыков в режимных процессах (кормление, туалет), общения детей друг с другом, сенсорное развитие (в 9 и 12 мес.).

     Наиболее значимым в 1-ом полугодии являются зрительные и слуховые ориентировочные реакции, положительные эмоции и движения руки (с 4 мес.). Значение движения руки особенно велико во 2-ом полугодии (с 7 мес.). В этом же возрасте важную роль для развития функций играет понимание речи. Наиболее информативными, отражающими не только развитие ребенка, но и его состояние, и уровень воспитательной работы с ним, зависимыми от многих умений являются показатели, которые могут быть отнесены к социальным (этапы развития активной речи, первые формы общения детей друг с другом, навыки в процессах). В случае задержки развития других они также формируются с отставанием. На каждом этапе развития между функционально близкими показателями устанавливается двусторонняя связь, т.е. два показателя определяют развитие друг друга и являются взаимосвязанными.

АДАПТАЦИЯ (1-2 месяца)

Медленно следит за игрушкой, которую вы держите высоко над кроваткой;

Провожает взглядом висящую игрушку;

Крепко держит игрушку в руке

ОБЩАЯ МОТОРИКА

Если поддерживать головку, то держит прямо, но головка падает, если прекратить поддерживать;

Лежит на животе, поднимает голову на 45'

РЕЧЬ

Живое выражение лица;

Вполне осмысленный при разговоре со взрослым взгляд

Произносит одиночные гласные

СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Улыбается, если взрослый кивает головой и разговаривает с ним;

Провожает глазами движущихся около него людей

ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОД 2-3 МЕСЯЦА

АДАПТАЦИЯ

Быстрый взгляд за игрушкой, качающейся над кроваткой;

Провожает взглядом игрушку или руки взрослого;

Глядит на игрушку, которую держит в руке

ОБЩАЯ МОТОРИКА

Если посадить, наклоняет голову вперед;

Наблюдаются симметричные положения тела и головы;

Лежа на животе, длительно удерживает голову на 45'

МЕЛКАЯ МОТОРИКА

Свободно сжимает руки в кулачки и разжимает их;

Держит игрушку в руке с энергичным захватыванием

РЕЧЬ

Гукает и смеется;

«Разговаривает» если взрослый кивает головой или разговаривает с ним

СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Смотрит преимущественно на взрослого (фиксирует на нем взгляд);

Поднимает свою руку и смотрит на нее;

Дергает одежду, теребит

ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОД 3-4 МЕСЯЦА

АДАПТАЦИЯ

Машет руками, поворачивается при виде игрушки, если она качается за спиной, или ее кладут на стол;

Рассматривает игрушку в руке;

Когда лежит, берет игрушку в рот

ОБЩАЯ МОТОРИКА

Головка, устойчивая, направлена вперед, вертит, когда сидит;

Преобладают симметричные положения тела;

Лежа на животе, держит голову на 90', смотрит прямо

МЕЛКАЯ МОТОРИКА

Царапает, хватает пальцами одежду;

Поднимает обе руки, играет своими пальцами

РЕЧЬ

Громко кричит (лепечет)

Сильно возбуждается в игре

СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Улыбается, когда подходят люди и стоят рядом с ним;

Когда видит свою бутылочку, узнает ее

ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОД 4-5 МЕСЯЦЕВ

АДАПТАЦИЯ

Тянется обеими руками к игрушке, лежа на спине или в положении сидя;

Захватывает игрушку, только если она недалеко от руки или, если медленно отодвигать игрушку;

Наблюдает за падающей игрушкой

ОБЩАЯ МОТОРИКА

Когда сидит, голову держит прямо, устойчиво;

Голова отстает, когда берут на руки и напряжена при сидении;

Пытается «вылезти» их кроватки

МЕЛКАЯ МОТОРИКА

Царапает крышку стола или спинку кровати (если игрушка не в поле зрения)

РЕЧЬ

Визжит (высокий голос)

СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Смеется на самого себя, если увидит в зеркале;

Берет бутылочку обеими руками, когда кормят

ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОД 5-6 МЕСЯЦЕВ

АДАПТАЦИЯ

Тянется за игрушкой и берет ее в обе руки;

Тянется за игрушкой в пределах возможного;

Когда удерживается в сидячем положении, берет игрушку в рот

ОБЩАЯ МОТОРИКА

Захватывает ногу, когда лежит на спине;

Переворачивается на живот, берется обеими руками за кроватку;

Лежа на спине, поднимает голову

МЕЛКАЯ МОТОРИКА

Берет маленькую игрушку и зажимает ее в кулак

РЕЧЬ

Мычит и бормочет, пускает пузыри;

Заводит «разговор» с игрушками и человеком

СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Отличает незнакомых от членов своей семьи;

Смеется и показывает на себя, если подносят к зеркалу

ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОД 6-7 МЕСЯЦЕВ

АДАПТАЦИЯ

Тянется за игрушкой, которой взрослый делает дугу перед лицом ребенка, берет игрушку из руки взрослого;

Легко перекладывает игрушку из одной руки в другую;

В положении сидя бросает игрушку вверх и вниз, ударяет игрушкой там и сям, когда сидит с поддержкой

ОБЩАЯ МОТОРИКА

Сидит 1 минуту прямо, неустойчиво, опираясь на руки;

Садится, если поставить на твердую поверхность, опираясь на руки взрослого;
Стоит, если поддерживать под руки

МЕЛКАЯ МОТОРИКА

Берет маленькую игрушку, держит ее на ладони 2-3 пальцами;

Кладет изюм на руку, тщательно собирает его

РЕЧЬ

Лепечет

Произносит некоторые гласные звуки по порядку: а-а-а-у-у-у-о-о-о

СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Когда лежит на спине, берет ногу в рот;

Тянется руками и хлопает, когда увидит себя в зеркале

ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОД 7-8 МЕСЯЦЕВ

АДАПТАЦИЯ

Берет сначала одну маленькую игрушку, а затем вторую;

Долго удерживает обе игрушки;

Прикладывает к игрушке тесемку, если тесемка находится недалеко от руки, тянет шнурок на ботинок

ОБЩАЯ МОТОРИКА

Сидит 10 минут устойчиво, без поддержки;

Стоит во весь рост, поддерживаемый за плечи руками;

Точка опоры создается при помощи рук

МЕЛКАЯ МОТОРИКА

Пытается взять и собрать изюм сначала большим пальцем, потом двумя и тремя, обычно маленькая ручка спешит

РЕЧЬ

Произносит слоги «да, ба, га, ка»

СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Берет в рот, кусает игрушку, но пока не лижет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика определения нервно-психического развития детей раннего возраста

Правильно ли развивается ребенок? Как правильно дать оценку уровня его развития, чтобы избежать в будущем мно­гих проблем? Что является критериями показателей развития ма­лыша? Ведь своевременность фо...

Показатели нервно-психического развития детей раннего возраста

Показатели нервно-психического развития детей раннего возраста (1-3 года)...

Организация и регистрация нервно-психического развития детей раннего возраста

В данном материале представлены таблицы с помощью которых педагог-психолог может фиксировать результаты диагностики нервно-психического развития детей, а так же отслеживать достижение детьми эпикризны...

Организация и регистрация нервно-психического развития детей раннего возраста

В данном материале представлены таблицы с помощью которых педагог-психолог может фиксировать результаты диагностики нервно-психического развития детей, а так же отслеживать достижение детьми эпикризны...

Организация и регистрация нервно-психического развития детей раннего возраста

В данном материале представлены таблицы с помощью которых педагог-психолог может фиксировать результаты диагностики нервно-психического развития детей, а так же отслеживать достижение детьми эпикризны...

Организация и регистрация нервно-психического развития детей раннего возраста

В данном материале представлены таблицы с помощью которых педагог-психолог может фиксировать результаты диагностики нервно-психического развития детей, а так же отслеживать достижение детьми эпикризны...

Из опыта работы «Диагностика нервно – психического развития детей раннего возраста».

Развитие ребенка идет неравномерно: в различные возрастные периоды определенные умения формируются наиболее интенсивно, поэтому при оценке нервно-психического развития детей раннего возраста исходят и...