Как подготовить руку ребенка к письму
материал по логопедии

Тихонова Алена Владимировна
Рекомендации для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_mozhno_podgotovit_ruku_rebenka_k_pismu_1.docx35.72 КБ

Предварительный просмотр:

«Как можно подготовить руку ребенка к письму?»

Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе.

  В данной статье описан опыт совместной работы педагога-психолога и воспитателей детского сада «Березка» по теме «Подготовка руки ребенка к письму». Рассматриваются условия, необходимые для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. В статье обсуждаются формы и методы работы  с детьми старшего дошкольного возраста, их эффективность, успешность в развитии мелкой моторики.

 Предлагаются упражнения, игры, направленные на повышение уровня развития мелкой моторики. 

http://tmndetsad.ucoz.ru/_pu/1/25212043.jpg

Каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. Как обеспечить полноценное развитие детей в дошкольном возрасте, как правильно подготовить их к школе – этот вопрос волнует коллектив педагогов нашего детского сада уже не первый год.

Одним из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению является уровень развития мелкой моторики.

Проблема повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики у детей 5 - 6 лет не теряет своей актуальности. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные  трудности с овладением навыков письма. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.[4,с.227] Ведь неподготовленность руки ребенка к письму создает с первых же дней обучения комплекс трудностей. Эти трудности могут быть вызваны самыми разными причинами: нарушением элементарных гигиенических требований (положение тетради, руки, ручки в руке и т. д.), перенапряжением руки, отсутствием необходимой пространственной ориентации, несовершенством регуляции движений и т.д. Всё это говорит о том, что для плодотворного обучения технической стороне письма необходим определённый уровень психофизиологического развития ребенка, и не только руки, как иногда считают, а прежде всего мышления, памяти, внимания, способности к зрительному пространству восприятия объектов.

   В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что приводит к формированию неправильной техники письма. Это связано с психолого-физиологическими особенностями 5-6-летнего ребёнка.

Согласно данным психологов и физиологов у детей данного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, незакончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов находятся на разной стадии развития. У детей 5-6 лет недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависит полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв. Кроме того, дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх - низ, ближе - дальше, над - под, около – внутри. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. [4,с.228]

У большинства детей пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие пятилетние дети держат ложку в кулаке, с трудом правильно берут кисточку, карандаш, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.

К сожалению, о проблемах связанных с координацией движений и мелкой моторикой рук большинство родителей узнают только перед школой. Это приводит к усиленной  нагрузке на ребенка. Детям, кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах ручку.   

При подготовке детей к школьному обучению необходимо решить следующие задачи:

1.                Формировать графические навыки, подготовить руку ребёнка к овладению письмом:

Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

Развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

2.                      Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:

Произвольное внимание;

Логическое мышление;

Зрительное и слуховое восприятие;

Память;

Речь;

Умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным темпом;

Умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль над собственными действиями.

Для развития мелкой моторики рук предлагаем следующие приемы и упражнения:

·          Массаж кистей рук;

·         Пальчиковую гимнастику или физкультминутки;

·         Пальчиковые игры: со стихами, со скороговорками, со счётными палочками;

·         Пальчиковый театр;

·         Лепку из пластилина;

·         Аппликацию;

·          Работу с бумагой в технике «Оригами»;

·          Рисование красками различными способами: кистью, пальцем и т.д.;

·          Выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, завязывание верёвочек, вырезание ножницами);

·          Рисование по трафаретам;

·           Дорисовку (по принципу симметрии);

·           Штриховку;

·             Графические диктанты;

·             Лабиринты;

·            Копирование (по точкам, по образцу);

·            Специальные упражнения для подготовки руки к письму. [3,с.29]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как подготовить руку ребенка к письму

Консультация на тему "Как подготовить руку ребенка к письму" содержит материалы,которые помогут родителям при подготовке ребенка к школе....

Как подготовить руку ребенка к письму.

Письмо — сложный процесс, который требует совместной работы мышц кисти, всей руки, координации движений всего тела. Не каждый взрослый умеет красиво писать, что же говорить о детях?   ...

Как подготовить руку ребенка к письму без карандаша и бумаги.

В статье предлагаются не традиционные игры для подготовки руки к письму, некоторые упражнения использовались М. Мантесори. Для проведения этих игр не надоо использовать дорогостоящие материалы,необход...

Пальчиковые игры для малышей от 2 до 6 лет, которые помогают развивать речь, а также подготовить руку ребенка к письму.

Пальчиковые игры для малышей от 2 до 6 лет,  которые помогают развивать речь, а также подготовить руку ребенка к письму....

Как помочь родителям подготовить руку ребенка к письму

Воспитателям и родителям известно,насколько сложен и трудоемок процесс обучения дошкольника каллиграфически правильному письму.Советы,которые дадут возможность ребенку подготовить руку к напряженной и...

статья на тему: "Как подготовить руку ребенка к письму."

Занимательные игры для развития мелкой моторики....