Консультация для педагогов "Организация и проведение артикуляционной гимнастики
консультация по логопедии (старшая группа)

Эшкинина Елена Николаевна

Данная консультация позволить педагогам на практике применить упражнения по артикуляционной гимнастики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_pedagogov.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 143»

Консультация для педагогов

«Организация и проведение артикуляционной гимнастики»

Подготовила:

 Воспитатель высшей квалификационной категории:

Эшкинина Е.Н.

Город Оренбург 2023г.

Консультация для педагогов «Организация и проведение артикуляционной гимнастики»

Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз, можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, к которым относятся губы, язык, Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваю  и работать координировано.

 

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме аптикуляционной гимнастики.

Метод воспитания звукопроизношения путем спецефической гимнастики признан целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по расстройствам речи (М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, М.В. Фомичева).

Артикуляционная гимнастика- это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Цель: артикуляционной гимнастики- выработка полноценных движений и определённых положений органов речедвигательного аппарата, умение синтезировать простые движения в сложные, что особенно необходимо для правильного произнесения звуков родного языка. Гимнастика включает в себя упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки всевозможных положений губ,

языка, мягкого нёба, так необходимых для правильного произнесения той или иной фонемы (звука).

Занятия проводятся по следующей схеме: вначале формируются грубые, диффузные движения упражняемых органов. По мере их усвоения переходят к выработке более дифференцированных топких движений.

Работа организуется следующим образом.

  1. Педагог рассказывает ребенку о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
  2. Педагог показывает выполнение упражнения.
  3. упражнение выполняет ребенок, а педагог проверяет правильность выполнения.

Упражнения должны быть целенаправленными: не столько важно их количество, сколько важны правильный выбор и качество их выполнения.

При отборе материала для артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определенную последовательность – идти от простых упражений к более сложным.

Дозировка количества повторений одного и того же упражнения должна быть индивидуальной как для каждого ребенка, так и для каждого данного периода работы с ним.

Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размещать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога, которое должно быть хорошо освещено.

Педагог должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигнет своей цели.

Не все дети овладевают двигательными навыками одновременно, поэтому к каждому ребенку необходим индивидуальный подход.

Для красочного и забавного оформления игры-занятия используются игрушки, сказочные герои, стихотворные тексты. Если педагог видит, что группа в основном справляется с выполнением упражнения и только некоторым детям оно не совсем удается, он проводит с ними дополнительную индивидуальную работу.

 

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов;

- улучшить подвижность артикуляционных органов;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

- увеличить амплитуду движений;

- уменьшить напряжённость артикуляционных органов;

-подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению звуков.

Свистящие звуки

Артикуляционная гимнастика

Улыбка

Улыбайся широко,

Это делать так легко –

Растянуть губы в улыбку, удерживать 5 секунд. Повторить 5-6 раз

.

Заборчик

Если выйдешь ты во двор,

То увидишь там забор.

Растянуть губы в улыбку, показать зубки, удерживать 5 секунд, повторить 5-6 раз.

Чистим зубки

Мы с утра не шутим шутки-

Аккуратно чистим зубки.

Рот открыть и растянуть губы в улыбке, «чистить» языком сначала верхние зубки с внешней и с внутренней сторон.

Горка

Видно нам из далека:

Эта горка высока.

Широко открыть рот. Спрятать кончик языка за нижние зубки, удерживать 5 секунд.

Катушка

Язычок мы вниз опустим

И катушку там закрутим.

Рот открыт, спрятать кончик языка за нижние зубки, выгнуть спинку языка и прижать закрученный язык зубами. Удерживать 5 секунд. Повторить 5-6 раз.

Лопата

Мы лопатою копаем,

А устанем –отдыхаем.

Рот открыт. Высунуть широкий язык и положить его на нижнюю губу. Мышцы языка расслабить.

Ветерок

Ветерок был на лугу,

Дуть я тоже так могу.

Спрятать кончик языка за нижние зубки, подуть на язычок.

Шипящие звуки

Артикуляционная гимнастика

Рупор

Словно рупор губки стали

Подержали, не устали.

Сложить губы в форме рупора, зубки разжать, удерживать 5 секунд. Повторить 5-6 раз.

Качели

На качелях прокатись,

Язычок наш, вверх и вниз

Рот открыт, высунуть язык, тянуться языком к носу и подборотку попеременно. Повторить 5-6 раз.

Чашечка

Можно в чашку чай налить

И ни капли не пролить

Высунуть язык изо рта, загнуит края языка, сделать «чашечку», удерживать 5 секунд, повторить 5-6 раз.

Жеребенок

Жеребенок скачет в поле,

Хорошо ему на воле.

Рот открыть, присасывать язык к небу и щелкать языком.

Маляр

Потолок маляр белил,

Плавно кисточкой водил,

Рот открыть, язык поднять к небу, проводить языком по небу вперед-назад.. Повторить 5-6 раз.

Фокус

Фокус можем показать,

Ватку с носика сдувать.

Положить на нос кусочек ваты. Высунуть язык изо рта в форме «чашечки». Подуть на язык так, чтобы вата слетела с носа. Повторить 5-6 раз.

Ветерок

Ветерок был на лугу,

Дуть я тоже так могу.

Рот открыт, поднять язык к небу в форме «Чашечки». Подуть на язык. Повторить 5-6 раз.

Литература: Практический журнал «ВоспитательДОУ» № 10 2010г;

Т.А. Куликовская «Говорим и играем. Картотека упражнений, игр, текстов для автоматизации звуков».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

Презентация консультации для родителей по проведению артикуляционной гимнастике"В ГОСТИ К БАБУШКЕ"

Презетация " Консультация для родителей  по проведению артикуляционной гимнастике "В ГОСТИ К БАБУШКЕ"...

Консультация для родителей "ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ"

Мы  правильно  произносим  различные  звуки  благодаря  хорошей  подвижности  органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нѐбо. ...

консультация «Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков»

Консультация "Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков"...

Тематическая консультация «Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеБорисоглебского городского округа Борисоглебская средняя общеобразовательная школа №13 структурное подразделение детский сад...

Мастер-класс «Вариативность артикуляционной гимнастики. Инновационные методики проведения артикуляционной гимнастики»

Артикуляционная гимнастика – это поле для полета фантазии и развития творчества педагога. Ведь она предназначена не только для подготовки органов артикуляции к постановке и произн...