Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Готовность речи ребенка к школе»
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Захарова Юлия Андреевна

Родительское собрание в подготовительной группе «Готовность речи ребенка к школе»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Готовность речи ребенка к школе»

Цели:

• Повысить уровень педагогической культуры родителей

• Раскрыть перед родителями важные стороны речевого развития детей, познакомить с критериями речевой готовности к школьному обучению.

• Показать приемы и методы работы по речевому развитию, раскрыть возможности переноса полученных знаний в условиях семейного воспитания.

Слайд 1 Речевая готовность к школе. Совсем скоро Ваш относительно беззаботный малыш станет первоклассником. И говоря о готовности к школьному обучению, необходимо подчеркнуть именно уровень речевого развития ребенка, поскольку именно при помощи родного языка будет происходить усвоение всего курса школьной программы.

Поэтому давайте уточним, а что, собственно, подразумевается под понятием «речевая готовность к школьному обучению».

Слайд 2 Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компоненты речевой системы к моменту поступления ребёнка в первый класс.

Слайд 3 Родителям в первую очередь следует обратить внимание на:

Слайд 4 Правильное произношение всех звуков

В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам. К этому возрасту ребёнок должен уметь различать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.

Сформированность фонематических процессов. Умение различать звуки речи на слух: по звонкости-глухости (бочка – почка),

твердости – мягкости (банка – белка), свистящие – шипящие (сок – шок), слова, отличающиеся одним звуком.

Слайд 5 Навыки анализа и синтеза 

• умение выделять звук на фоне слова;

• слышать и выделять первый и последний звук в слове;

• определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);

• определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим;

• называть слова с заданным звуком;

• уметь составлять слова из звуков;

• дети должны знать и правильно употреблять термины «звук»«слог»«слово»«предложение».

Слайд 6 Слоговая структура слова

Ребенку 6 -7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не выкидывает, не добавляет звуки и слоги.

Слайд 7 Словарный запас

К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас до 3500 слов. Он должен уметь обобщать и классифицировать предметы по группам: не только времена года, овощи, фрукты, грибы, ягоды и т. д., но и головные уборы, ткани, посуда, транспорт, профессии, инструменты, комнатные растения, геометрические фигуры, школьные принадлежности, знать зимующих и перелетных птиц, как называются детеныши животных).

В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные, понимать переносное значение слов, подбирать обобщающие понятия для группы предметов, знать многозначные слова.

Слайды 8 - 14 Картинки с изображением многозначных слов, антонимов, синонимов, обобщающих понятий.

Слайд 15 Сформированность грамматического строя речи:

Иметь грамматически правильно оформленную речь.

• Уметь пользоваться различными способами словоизменения и словообразования (стол – столик, ковер - коврик, варенье из вишни вишневое, сок из ананаса - ананасовый).

• Уметь образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе (ухо - уши, лист - листья много карандашей, пней, лис);

• Согласовывать имена существительные с именами прилагательными (коричневая юбка, коричневое пальто, правильно употреблять в речи относительные и притяжательные прилагательные (лисий хвост, медвежье ухо);

• Уметь употреблять не только простые, но и сложные предлоги и т. д. (из-под стола, из-за дерева)

Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных, изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными).

Слайд 16 Связная речь

к 7 годам ребёнок должен уметь

Уметь связно, последовательно, а также четко и точно формулировать основную мысль высказывания. Использовать языковые средства, соответствующие виду высказывания.

• Владеть навыком полного и краткого пересказа, составления описательного рассказа, рассказа по картине, по серии картин, из личного опыта, отвечать на вопросы по тексту

• Владеть нормами речевого этикета: использовать принятые нормы вежливого речевого обращения (обращаться в соответствии с возрастом собеседника, внимательно его слушать, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно).

При пересказе (рассказе) обращается внимание

- на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль),

- на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ),

- на лексику (полнота и точность использования слов),

- на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).

Слайд 17 Речевая коммуникация

- Ребёнок должен быть достаточно активен в общении,

- уметь слушать и понимать речь,

- строить общение с учетом ситуации,

- легко входить в контакт с детьми и взрослыми,

- ясно и последовательно выражать свои мысли,

- пользоваться формами речевого этикета.

Без специального обучения ребёнок этими навыками овладеть не может. Обучение звуковому анализу и синтезу проходит на логопедических занятиях и занятиях по обучению грамоте. Формирование фонематического анализа проходит в 3 этапа: 1 с опорой на вспомогательные средства (картинки, схемы, фишки, 2 – в речевом плане (дети называют слово, определяют количество и последовательность звуков без опоры, 3 – в умственном плане (дети определяют место звуков, их количество, последовательность, не называя слова).

Слайд 18 Мелкая моторика рук

Хорошо развитая мелкая моторика способствует развитию речи (пальчиковая гимнастика, игры с прищепками, ниткография, использование шариков су-джок, обведение и штриховка предметов, шнуровка, нанизывание бусинок, аппликации, лепка, плетение, вырезание ножницами и т. д.).

Слайд 19 Психические процессы

Все психические процессы тесно взаимосвязаны. Недоразвитие хотя бы одного психического процесса приводит к нарушению умственного развития ребёнка в целом.

.Слайд 20 Уважаемые родители!

Если ваш ребенок имеет трудности в речевом развитии и нуждается в специальной помощи, не стоит надеяться на то, что он «вырастет, и сам научиться говорить». Необходимо обратиться к логопеду

Заканчивая разговор о необходимости речевой подготовки детей к школе, хочется подчеркнуть, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности, тем полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми. И наоборот, неясная, плохо развитая речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения со сверстниками, нередко накладывает отпечаток на характер ребенка, препятствует успешному обучению в школе.

Слайд 21 Спасибо за внимание!

   

 

А сейчас, давайте поиграем.

  1. «Кто больше знает слов?». - Сейчас мы узнаем, кто из вас знает больше названий. Я называю тему, а вы к ней говорите относящиеся к ней предметы по очереди до тех пор пока ваши знания не иссякнут, например: овощи- капуста, редис и так далее. Чья команда скажет последнее слово — та и выиграла и получает фишку (цветы, ягоды и т. п.).

  1. «Вспомни слово». - К нам пробрался Буквоед. Он очень любит лакомиться буквами. От слов остался только первый слог. Чья команда больше назовёт слов, начинающихся на этот слог, та и выиграет. Слова также называем по очереди. КО… МА…

3. «Угадай, кто». - В этом задании нужно мимикой, жестами, движениями изобразить людей разных профессий. Одна команда показывает, другая отгадывает. Если команда правильно ответит, то получает фишку (художник, парикмахер, гармонист, гитарист).

4.«Назови, одним словом». - Каждой команде будет названо по 4 слова, которые она должна назвать другими словами, например: роза - красивый цветок с шипами. За каждый правильный ответ — фишка.

5. «Скажи, одним словом». - Каждой команде будет задано по четыре определения, вы должны ответить одним словом. Например, мальчик ростом с палец- Мальчик-с-пальчик. За каждый правильный ответ — фишка. Для первой команды: Девочка с голубыми волосами — Мальвина; Неизвестный зверь с большими ушами — Чебурашка; Сынок свиньи — поросёнок; Малыш, который ничего не знает – Незнайка. Для второй команды: Мальчик с длинным носом — Буратино; Мужчина в полном расцвете сил — Карлсон; Мальчик-луковица – Чиполлино; Сынок лошади – жеребёнок.

6. «Три определения». Команде называется три определения какого-нибудь предмета, а вы угадайте, что это. Например, что может быть одновременно чёрным, блестящим и горячим? (уголь) Первой команде: - жёлтый, тёплый, маленький (цыплёнок); - северный, пронизывающий, резкий (ветер); - оранжевый, круглый, сочный (апельсин). Второй команде: - мелкий, белый, сладкий (сахар); - мокрый, холодный, осенний (дождь); - яркое, жёлтое, горячее (солнце).

7. «Однокоренные слова». - У каждого слова, как у дерева есть корень. Из него можно вырастить другие слова. Например, дом- домик, домовой, придомовой, домашний. А какие слова вырастут у вас из корней: сад, лес. Каждая команда на листочке пишет слова, затем после одной минуты раздумий, называет слова по очереди. Выигрывает та команда, у которой больше составлено слов.

8. «Быстро отвечай». - В этом задании нельзя называть цвета. А как же быть. А вот так. Думайте и всё получится. Например, какого цвета небо? - Как незабудка. Первая команда: Какого цвета белочка? (как апельсин); Какого цвета мел? (как снег); Какого цвета колосок? (как золото); Вторая команда: Какого цвета губы? (как малина); Какого цвета земля? (как уголь); Какого цвета василёк? (как море).

9. «Придумай предложение». - Каждая команда придумывает предложение, начиная с последнего слова предыдущего, стараясь сохранить связь между предложениями. Чья команда не сможет придумать продолжение — проиграла. Мы ходили в лес за грибами…

10. «Определите последовательность». - У каждой команды карточка с текстом, но в нём перепутались предложения. Определите последовательность и прочитайте правильно. Первая команда: Мурзик похитил у неё клубок. Бабушка вязала свитер. Котёнок запутался в нитках и жалобно мяукал. Вторая команда: Он врезался в дерево. Но Вадик не умел кататься. Папа купил Вадику велосипед. - Ну, а теперь, подведём итоги нашей викторины «В стране слов» и определим команду-победительницу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в подготовительной группе "Готовность ребенка к школьному обучению"

Данный материал предназначен для воспитателей, для проведения родительского собрания. В данном материале собрана необходимая информация о том, что же должен знать и уметь ребенок 6-7 лет и как же опре...

Родительское собрания в подготовительной группе «Готовность речи ребенка к школе»

Родительское собрания в подготовительной группе «Готовность речи ребенка к школе»...

Конспект родительского собрания в подготовительной группе. «Развитие речи детей в подготовительной к школе группе. Игры, способствующие развитию речи дошкольников».

Родительское собрание«Развитие речи детей в подготовительной к школе  группе. Игры, способствующие развитию речи дошкольников».Думаю, никто не станет возражать против того факта, что ...

Конспект родительского собрания в подготовительной группе. "Как подготовить ребенка к школе – советы родителям будущих первоклассников"

Родительское собрание"Как подготовить ребенка к школе – советы родителям будущих первоклассников"Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на нашем собрании. Этот год...

Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Готовность речи ребенка к школе»

Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Готовность речи ребенка к школе»...

План-конспект родительского собрания в подготовительной группе «Готовность дошкольника к школьному обучению»

Цели собрания:повысить компетентность родителей в вопросах подготовки детей к школьному обучению;раскрыть понятие «Психологическая готовность к школьному обучению»;помочь родителям осознат...