Задания для воспитателей . "Перелётные птицы"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Кирьянова Наталья Николаевна
Задания для воспитателей . "Перелётные птицы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задания для воспитателей.

 Тема: «Перелётные птицы»

Пальчиковая гимнастика

Перелетные птицы

Птицы в небе тают, тают

Птицы к югу улетают.

Все растаяли вдали

Аист, цапли, журавли

Машем руками

Ладонь «козырьком» ко лбу

Загибать по очереди мизинец, безымянный и средний пальцы

Дыхательная гимнастика

 «Перышко» (дуем на перышки на выдохе произносим: «Пф-пф…)

«Аист» Представим, что мы превратились в аиста, разгуливающего с важным видом по болоту. Голова гордо поднята, спина - прямая. Руки-крылья вытянуты в стороны. На вдохе поднимаем «крылья» и одну ногу, сгибая ее в колене. Затем колено разгибаем, вытягиваем носок вперед. На выдохе медленно опускаем руки и ногу, делая шаг и произнося «ш-ш-ш...». Так же - с другой ногой. Чередование вдох-выдох рекомендуется повторить 6-7 раз.

 «Гуси летят» Медленная ходьба по комнате. На вдох — руки поднять в стороны; на выдох — опустить, произнося длительное: «Г-у-у у». Продолжительность 60 секунд.

Развитие артикуляционной моторики.

«Клювы разных птиц». Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед

 «Голодные птенчики». Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам-ам».

Упражнения для щек и губ. «Мама-птица прогоняет от птенцов куницу». Всасывать верхнюю губу под нижнюю, а потом резко выбрасывать ее при раскрытом рте (чмоканье).

Упражнения для языка - «Птенчики ждут пищу». Сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под счет до «шести».

 «Очень вкусная пища!» Присасывать «широкий» язык к нёбу, затем произносить звук а-а-а.

«Аист». Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта удерживать под счет до «шести—восьми».

Развитие мимических мышц.

 Осенью вы прощались с птицами, (Грустно). Изобразить голодных птиц в морозный день. Передать эмоциональное состояние, вы сочувствуете птицам, жалеете их. Грустное, жалостливое лицо).       Скворец попался в лапы кошке. (Страх)     Птицы вернулись из теплых стран. (Радость)

Рассказ о птицах

В природе существует большое разнообразии птиц. Где бы вы ни гуляли – в городском парке, по берегу моря, в деревне, в лесу,- повсюду вы встретите птиц. Почти все они умеют летать. Птицы – это животные с перьями и крыльями. Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску. Птицы часто охорашиваются, то есть чистят перья, втирая в них свой жир. Они также вырывают старые перья там, где растут новые. Птицы живут в гнёздах. Обычно они строят гнёзда из листьев, травы, веточек, но некоторые птицы живут в кучках камней. Самка откладывает яйца, а потом высиживает их, грея своим теплом, пока не вылупятся птенцы. Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы перезимовать.

Расскажите детям о перелетных птицах.

Перелетные птицы - это те птицы, которые поздней осенью и зимой не находят для себя корма и улетают в теплые края, где много корма.

Улетают от нас насекомоядные, болотные и водоплавающие птицы. А почему?

Скворец, грач, кукушка и другие насекомоядные птицы питаются насекомыми. Осенью насекомые прячутся в кору деревьев, зарываются в землю, находят укромные местечки и там зимуют. Птицы не могут отыскать насекомых, им становятся голодно, холодно; они улетают.

Болотные и водоплавающие птицы питаются мелкими рыбками, лягушками, водными насекомыми. Осенью холодно - лягушки и водные насекомые впадают в спячку. Зимой вода превращается в лед - до рыбешек птицам не добраться.

Побеседовать о том, какую пользу приносят перелётные птицы.

Существительные: ласточки, грачи, скворцы, гуси, утки, журавли, лебеди, дрозды, жаворонки, чижи, стрижи, перо, крылья, клюв, голова, тело, лапы, глаза

 

Назвать и показать части тела птицы:

- Рассмотрите изображение птиц, скажите, какие у них есть части тела. Отвечать полным предложением.   У птиц есть голова.   У птиц есть два крыла.

У птиц есть две лапки.   У птиц есть хвост. У птиц есть клюв.

У птиц есть шея. Тело птиц покрыто перьями.

 

Назвать перелетных птиц: лебедь, скворец, журавль, аист, грач, кукушка, соловей, иволга, жаворонок, утка, цапля, ласточка, гусь, дрозд, чиж, стриж.

 

Игра «Добавь слово»

У человека квартира, а у птицы … гнездо.

У зверей шерсть, а у птицы … перья.

У человека нос, а у птицы … клюв.

У человека руки, а у птицы … крылья.

У человека ноги, а у птицы … лапки.

У человека ребенок, а у птицы … птенец.

Игра «Назови детёныша птицы»

грач                     –    грачонок        –            грачата

аист                      -    аистёнок        -              аистята

журавль               -    журавлёнок   -              журавлята

кукушка               -    кукушонок    -              кукушата

скворец                -    скворчонок    -              скворчата

утка                      —  утенок            -              утята

гусь                      -    гусёнок          -              гусята

Упражнение «Назови ласково» (на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов)

- У птиц есть крылья. А как про крылья скажем ласково?

крыло – крылышко                  крылья – крылышки             птенец – птенчик

перо – перышко                       голова – головка                  шея – шейка       

ноги – ножки                            лапы – лапки                        клюв – клювик   

глаз – глазик                            глаза – глазки,                      птенец – птенчик

хвост – хвостик                        гнездо – гнездышко             кукушка – кукушечка

Упражнение «Один — много» (на употребление существительных множественного числа в родительном падеже)

он  грач –                  они грачи                -                           много грачей

он  стриж –                они …                      -                            много …

он  аист –                  они …                      -                            много аистов

он скворец                они…                      -                           много…

она ласточка –           они  ласточки          -                            много  …ласточек

она кукушка –           они  …                     -                            много  …кукушек

 

Игра «Есть – нет» (родительный падеж единственного числа):

лебедь – нет лебедя                скворечник — …          птица — …          грач — … журавль — …                         соловей — …                перо – …              аист — … клюв — …     

 

Игра «Сосчитай» (согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже):

Одна ласточка, две ласточки, пять ласточек.

Один соловей — два соловья — пять соловьев

одна кукушка — две кукушки — пять кукушек

один скворец – два скворца – пять скворцов

(аист, грач, журавль)

Игра «Закончи предложение».

На дереве гнездо, а на деревьях ... (гнезда).

На ветке сук, а на ветках ....

В гнезде птенец, а в гнездах — ....

На дворе дерево, а в лесу — ....

Упражнение «Нелепицы»

- Послушайте  предложения. Расскажите, чего не бывает. А как должно быть на самом деле?

Птенцы высиживают яйца. Тело птицы покрыто шерстью.

Из яиц птиц вылупились крокодильчики. Птенцы строят гнезда. Дети сделали для аистов скворечники. Скворец живет в будке.

Развитие логического мышления: Ласточки улетают на юг раньше, чем журавли. Какие птицы улетают первыми?  Какие – вторыми? Кто за кем 

Прилагательные: перелетная, длинношеий, длинноногий, красноклювый, короткоклювый.

Упражнение «Какая птица?» (подбор слов-признаков)

Ласточка какая?-…(маленькая, чёрная, быстрая)

Аист какой?-…(белый, большой, красивый)

Грач какой?-…(чёрный, крупный)

Кукушка какая?-…(хитрая, пестрая)

Лебедь какой?-…(белый, крупный, благородный)

Скворец какой?-…(пёстрый, заботливый)

Соловей какой?-…(маленький, голосистый)

Игра «Чем питаются птицы» (образование формы творительного падежа существительных)

Перелётные птицы питаются (чем?) насекомыми (бабочками, жуками, улитками, комарами, кузнечиками, гусеницами, стрекозами, муравьями, мухами), червяками, ягодами;

Журавли, цапли, аисты питаются (чем?) лягушками, рыбой.

Игра «Из двух – одно» (образование сложных прилагательных).

Если у цапли длинный клюв, то это … (длинноклювая цапля).

Если у цапли длинные ноги, то она – (длинноногая).

Если у аиста длинные ноги, то это … (длинноногий аист).

Если у аиста красный клюв –  (красноклювый)

Если у скворца короткий хвост, то это … (короткохвостый скворец).

Если у ласточки острые крылья, то это … (острокрылая ласточка).

Если у ласточки длинный хвост. Она... (длиннохвостая)

Если у соловья звонкий голос, то это … (звонкоголосый соловей).

Если у гуся  длинная шея. Значит, какой гусь?  (длинношеей.)

Если у утки  плоский клюв. Она какая? (Плоскоклювая)

Если у утки лапы с перепонками. Значит они.... (перепончатые)

Игра «Чьи крылья?»

У журавля – журавлиные                                    У гуся - …

У грача - …                                                           У соловья - …

Игра «Исправь ошибку». (развитие пространственного восприятия).

У цапли впереди хвост.
У грача сзади клюв.
У ласточки вверху лапы.

У кукушки внизу крылья.
У утки сбоку хвост.

Закончи предложение словами (длинноногий журавль)
В поле я увидел ... (длинноногого журавля). Я долго наблюдал за ... (длинноногим журавлем). Мне очень понравился этот красивый и стройный ... (длинноногий журавль). Я хотел подойти к ... (длинноногому журавлю). Но он испугался и улетел. Красиво летел, расправив крылья, и кружась в небе ... (длинноногий журавль). Я рассказал маме о ... (длинноногом журавле). Мама сказала, что нельзя подходить и пугать ... (длинноногого журавля). Я обещал маме больше не подходить к ... (длинноногому журавлю). Теперь я буду только издалека наблюдать за ... (длинноногим журавлем). 

Глаголы: лететь, нырять, клевать, заглатывать, курлыкать, крякать, шипеть.

Игра «Что может делать птица?»

Ласточка – (летает, щебечет, ловит мошек).

Лебедь – (плавает, машет крыльями, летает).

Цапля – (стоит на одной ноге, ходит, ест лягушек).

Соловей – (поёт, заливается, сидит на ветке, летает).

Грач – (ходит, летает, ищет червяков).

Кукушка – (летает, откладывает свои яйца в чужие гнёзда).

Игра «Кого много в лесу?» (словоизменение)
- В лесу много скворцов.   (
ласточка, соловей, аист, грач, журавль, жаворонок, кукушка)

Одна птица, а много…  (птиц).                          Один птенец, а много (птенцов).

Одно гнездо, а много (гнёзд).                             Один грач, а много…(грачей).

Один лебедь, а много…(лебедей).                     Одна утка, а много…(уток).

Один жаворонок, а много… (жаворонков).       Один гусь, а много…(гусей).

Один скворец, а много… (скворцов).

(Одна ласточка, один соловей, один журавль, один аист, одна кукушка, одна стая, одно крыло).

Упражнение «Скажи правильно» (использование глаголов в единственном и множественном числе)

Птица улетает, а птицы ... (улетают)

(вылетает, залетает, прилетает, летает, клюёт, машет крыльями, прыгает, кричит, спит, вьёт гнездо, поёт)

 Игра «4 лишний» (назвать лишнее и объяснить свой выбор)

Ворона, воробей, ласточка, голубь

Скворец, грач, голубь, аист

Индюк, лебедь, петух, гусь.

Кукушка, соловей, грач, курица.

Игра «Что делает птица» (на доскегнездо, птица)

Поиграйте в такую игру: птичка к гнезду (что сделала?) …подлетела.

Птичка из гнезда (что сделала?) …улетела; вылетела.

Птичка в гнездо (что сделала?)…залетела; влетела; прилетела. 

Словесная игра «Кто как голос подаёт» (с мячом)

Правила игры: воспитатель называет птицу и спрашивает ребёнка, как она подаёт голос, после бросает мяч ребёнку. Ребёнок ловит мяч, отвечает на вопрос и бросает мяч обратно воспитателю.

Соловей (поёт)

Ласточка… (щебечет)

Гусь … (гагочет)

Журавль… (курлычет)

Кукушка… (кукует)

Утка (крякает)

Игра «Улетает – не улетает».

Взрослый называет птицу, а ребёнок говорит, какая она – перелётная или зимующая: воробей, ласточка, голубь, снегирь, аист, соловей, дятел, скворец, грач, глухарь, ворона, журавль, лебедь, кукушка, синица, утка 

 Игра «Сколько птичек  улетело? »(цифры 1, 2, 5)

- Посмотри внимательно на цифры, которые стоят возле птиц. Ответь «Сколько птиц улетело? » Ответь полным предложением.

Образец:    Улетело 2 ласточки, а потом еще 5 ласточек.

Улетел 1 лебедь, а потом еще 5 лебедей. 

 Игра «Найди  гнездо каждой птицы» (развитие слоговой структуры слова)

 «Отхлопать» название птицы, сосчитать количество слогов (1 слог : грач, гусь;

2 слога: чай-ка,  ут-ка, а-ист, ле-бедь;  3 слога: ку-куш-ка, лас-точ-ка)

Прослушай текст. Ответь на вопросы.

Улетают журавли (И. С. Соколов—Микитов)

В золотые осенние дни собирались к отлету журавли. Готовясь в далекий путь, покружили они над рекой, над родным болотом. Собравшись в стройные косяки, потянулись в дальние, теплые страны.

Через леса, через поля, через шумные города высоко летели журавли.

Высоко в небе летели журавли. С высокого ясного неба услышим их прощальные голоса.

До свидания, до свидания, журавли! До радостной встречи весною!

• Куда и когда улетают журавли?
• Когда журавли прилетают обратно?
• Где летят журавли?

 

Составление описательного рассказа по образцу: - Это скворец. Скворец – перелётная птица. У него пёстрое оперение. Живет скворец в домике, который называется «скворечник». Питается скворец дождевыми червяками, гусеницами, личинками и семенами. Птенцы скворца называются скворчата. Скворцы приносят пользу, поедая вредных насекомых и их личинки.

Составление описательного рассказа по мнемотаблице:
Грач – птица черного цвета с белым клювом. У грача есть голова, туловище, крылья, хвост, лапы. Все тело птицы покрыто перьями. Весной грачи прилетают из теплых стран, строят гнезда и выводят птенцов – грачат. Грачи питаются насекомыми, червями и семенами растений. Осенью, когда становится холодно, грачи собираются в стаи и улетают в теплые страны до весны. Грачи помогают человеку, они уничтожают насекомых и гусениц – вредителей полей и огородов.

Отгадывание загадок по теме «Перелётные птицы

 

Загадки

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей. (Грач)

Кто на ёлке, на суку

Счёт ведёт: «ку-ку, ку-ку»? (Кукушка)

Детки домик смастерили
И на дерево прибили.
Поселился в нем певец...
Как зовут его? 
... (Скворец)

Хвостик - тонкие косицы,
Предсказать погоду может, -
Вам знакома эта птица. 
(Ласточка)

В небе осенью курлычут,
За собою в небо кличут.
Долго манят нас вдали...
Кто скажите? ... 
(Журавли)

Раньше всех из птиц встаёт,
Солнцу песенку поёт,
Всё живое поднимает,
Как ту птичку называют? 
(Жаворонок)

Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (Аист)

Может плавать и нырять,
В небе высоко летать.
Мне скажи через минутку.
Что за птица? Знаешь? - 
..(Утка)

Пушистый матросик,
Лопаточкой носик.
На ножках коротеньких -
Красные ботинки.  
(Утенок)

 

В ледяной воде болота
Целый вечер бродит кто-то,
И не холодно ни капли
Долговязой грустной … 
(Цапле)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашнее задание для старшей логопедической группы по теме: "Перелётные птицы"

Домашнее задание для старшей логопедической группы по теме: "Перелётные птицы"...

Домашние задания по лексической теме "Перелётные птицы"

В материале представлены домашние задания для закрепления лексической темы "Перелётные птицы"...

Логопедические домашние задания для детей по лексической теме «Перелётные птицы».

Логопедические домашние задания для детей и родителей по лексической теме «Перелётные птицы»....

домашнее задание по теме "Перелётные птицы"

буклет содержит речевой материал для закрепления лексико-грамматического материала по теме "Перелётные птицы". В разработку включены задания на развитие зрительного внимания и графомоторных ...

Рекомендации для выполнения домашнего задания по лексической теме "Перелётные птицы".

Содержит материал для развития мелкой моторики и для координации речи с движением, упражнения для развития лексико-грамматическихкатегорий детей старшей и подготовительной групп, материал для развития...

Домашнее задание по лексической теме: Встречаем перелётных птиц

Задание для родителей по лексической теме: Встречаем перелётных птиц....

Логопедические домашние задания для детей подготовительной группы. Тема: Перелётные птицы. Звуки [т], [т\']. Буква Т.

Логопедические домашние задания для детей подготовительной группы. Тема: Перелётные птицы. Звуки [т], [т']. Буква Т....