Игры и упражнения по логоритмике для занятий родителей с детьми
консультация по логопедии (старшая группа)

Соболева Александра Егоровна

Игры и упражнения по логоритмике для занятий родителей с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_uprazhneniya_po_logoritmike_dlya_roditeley.docx15.03 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения по логоритмике для занятий родителей с детьми

Тренинговая игра «Приветствие»

Ее участниками могут стать все члены семьи. Участники передают мяч по кругу, приветствуют друг друга и передают добрые пожелания, свои чувства и настраиваются на приятное общение.

Также при организации начала занятия с детьми следует использовать вводные упражнения или упражнения на координацию речи с движением. Регулярное использование, повторение упражнений, игр на координацию речи с движением положительно влияет на развитие внимания, мышления, памяти, развитие речи. Благодаря этим упражнениям, дети учатся сочетать речь с движениями, развиваются физически, укрепляют костно-мышечный аппарат.

Упражнение на координацию речи с движением:

1) Чтобы мамочка была молодой и красивой и не так уставала на работе, ей надо помогать.

«Дружно маме помогаем». Дружно маме помогаем – Пыль повсюду вытираем. Мы белье теперь стираем, Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем, Двери настежь открываем, Маму крепко обнимаем.

(Подражательные движения по тексту.)

Игры и упражнения для развития слухового внимания

Под слуховым вниманием понимают умение сосредоточиться на звуке. Без этого умения нет возможности слышать и понимать то, что произносит человек, смысл интонации, с которой произносятся слова. Ребенка необходимо научить слышать и понимать обращенную к нему речь. Если у него есть нарушения речевого слуха, он будет испытывать трудности во время обучения письма и чтения. Это случается потому, что ребенок не знает, какой звук обозначает определенная буква, путает схожие созвучия, а обращенную к нему речь воспринимает искаженно. Очень вредно, когда радио или телевизор работают непрерывно.

Для того, чтобы развить слуховое внимание, я предлагаю использовать упражнения разного рода и сложности, игры с изображениями. В процессе таких занятий ребенок:

  • учится сопоставлять слово, которое произносит, с изображением или предметом;
  • верно произносит слова сначала с 1 или 2 слогами, затем 3-х или четырехсложные слова;
  • отвечает на вопросы; воспроизводит звуки с разным уровнем громкости.

Разучивание с дошкольником стихов, потешек, поговорок и т. п. развивает внимание, речь и слуховую память. Во время чтения взрослым необходимо обращать внимание на то, как они произносят слова, ведь это - образец речи.

Родители должны показать правильное произношение, а ребенок должен понять свои ошибки, поняв разницу в звучании слов. Полезное влияние на развитие слухового внимания оказывает прослушивание музыкальных композиций, детских радиопередач. Ребенку важно научиться различать звуки.

Для того, чтобы занятия не утомляли и не надоедали малышу, их рекомендуется проводить в игровой форме.

Заниматься можно в любое время: во время прогулки, при выполнении домашних обязанностей и т. д. Когда у ребенка возникнет привыкание к

занятиям, и поймет, что это интересно, занятия проводятся систематически. Их длительность при этом не должна превышать 15-20 минут.

Для начала, повторяются известные малышу слова и фразы, а только потом вводятся новые. Когда он научится хорошо произносить отдельные слова и кроткие предложения, можно перейти к рассказу того, что изображено на картинке, читать детские книги.

Предлагаю следующие упражнения для развития слухового внимания и памяти:

  1. В банку положить мячик, в коробку из-под спичек – скрепки. Потрясите коробку и банку, разорвите бумагу, стучите карандашом о стакан, и т. п. Затем завяжите ребенку глаза, повторите действия. Он на слух должен определить, что вы делаете.
  2. Показать малышу музыкальные инструменты на ваш выбор. Назовите их, ребенок должен повторить их название. Когда он уже запомнил их название, продемонстрируйте звучание предметов. Затем завяжите ребенку глаза, снова продемонстрируйте звучание музыкальных инструментов. Спросите: «Что звучит?». После ответа измените порядок звучания.
  3. Подобрать и воспроизводить слова, которые имеют близкое звучание. Ребенок должен научиться их различать и объяснять, что они означают.
  4. Произнести слова, а малыш определяет, какой звук есть во всех произнесенных словах.
  5. Ребенок называет свое имя. После этого он должен сказать, на какую букву оно начинается. Затем таким же образом он перечисляет всех родственников и друзей. Можно работать с картинками: ребенок называет, что изображено, потом говорит, с какого звука начинается слово. Усложнить задание можно, если попросить малыша назвать последний звук в слове.
  6. Вспомните игры нашего детства, например "Испорченный телефон" - эта замечательная игра развивает слуховое внимание.

Пальчиковая гимнастика

Ни        одно логоритмическое занятие        не        проходит        без        пальчиковой гимнастики. Польза ее для речевого развития детей известна давно.

Игра «Помощники»

Раз, два, три, четыре, Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварешку.

Мы посуду перемыли: Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали, Так мы маме помогали.

Дыхательная гимнастика

Дыхание - это жизнь. Вот почему человеку важно не просто дышать, а дышать правильно.

Делаем вдох, потом задерживаем дыхание, а потом на выдохе проговариваем пословицу. Делайте это вместе с детьми, с большим удовольствием.

«ПРИ СОЛНЫШКЕ ТЕПЛО, ПРИ МАТЕРИ ДОБРО».

Упражнения на развитие дыхания помогают выработать правильное дыхание, увеличивают продолжительность вдоха, его силу. Их можно сочетать с движениями рук, поворотом туловища, приседанием. В них включен речевой материал, произносимый на выдохе.

Существует много игр для развития дыхания.

Дуть на ватку, пушинку, мелкие бумажки. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Наполнить таз водой и научить ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Можно устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Детям очень нравится пускать мыльные пузыри. Очень эффективно развивает дыхание игра на музыкальных инструментах: годятся дудки, губная гармошка. Можно создать музыкальный оркестр, где у каждого члена семьи будет свой инструмент. Поднять руки вверх - вдох, опуская руки - выдох. Постепенно можно усложнять задания. На выдохе - пропевать гласные звуки (а, о, у, и), затем пропевать их в сочетании с согласными звуками. Далее на выдохе можно пропевать слова: кот, дом, кит и т.д. Также можно пропевать междометия: "А! О! Ах! Ох! Ух!" и т. д. Можно взять в руки длинную верёвочку и спрятать её в кулаке. Предложить ребёнку взять кончик верёвки и начать тянуть верёвку непрерывно пропевать гласный звук (а, о, у, и…), вытягивая при этом верёвочку. Верёвочка может быть длинной или короткой.

Очень хороший эффект дает дыхательная гимнастика в сочетании с элементарными физическими упражнениями: подъем и опускание рук, наклоны туловища, вставание на цыпочки, пяточки и пр.

Артикуляционная гимнастика

Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика - совокупность упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности органов участвующих в речевом процессе. Очень важно самим родителям научиться правильно выполнять все упражнения, а также обязательно демонстрировать детям правильное положение органов артикуляции и выполнение упражнений:

  • упражнение «окошко»
  • упражнение «месим тесто»
  • упражнениение «Улыбка»
  • упражнениение «Часики»
  • упражнение «вкусное варенье»
  • упражнение «отдых для языка».

Фитбол-гимнастика в логоритмике

Фитболы приобрели большую популярность не только в медицине, в фитнесс-индустрии, но его можно применять и в логопедии.

Уникальное  сочетание  физических  упражнений,  ярких разноцветных фитболов, музыки, проговаривания стихов в ритм движений или пение в такт мелодии, самомассаж, пальчиковые игры, оказывает коррекционное воздействие при недостаточности психомоторного развития ребенка, развивает ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, осанку, правильное дыхание, а также вызывает эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия, повышает мотивацию и удовлетворенность занятиями на фитболах.

Фитбол оказывает также вибрационное воздействие. Механическая вибрация активно стимулирует работу всех органов и систем человека. Непрерывная вибрация действует на нервную систему успокаивающе, а прерывистая - возбуждающе. Особенно эффективны вибрационные свойства упражнений на мячах в сочетании дыхательной и звукоречевой гимнастики.

Использование фитболов на логоритмических занятиях укрепляет мышечный корсет у детей, формирует правильную осанку, улучшается гибкость, координация движений.

Новая форма занятий стимулирует двигательную активность детей, повышает интерес, снижает утомление и даёт положительный эмоциональный заряд, что приводит к эффективному процессу коррекционного обучения.

Мелодекламация в логоритмике

Реализация        мелодекламационных        приемов        осуществляется        по        пяти направлениям:

  1. формирование        общих        представлений        об        интонационной выразительности речи;
  2. знакомство с повествовательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения;
  3. знакомство с вопросительной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения;
  4. знакомство с восклицательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения;
  5. дифференциация различных видов интонации.

Можно читать стихи А.С. Пушкина, С.Я. Маршака, С.В. Михалкова А. Л. Барто и других поэтов под сопровождение самых разнообразных стилей музыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Грибы» Речевые игры и упражнения в картинках для занятий с детьми Грамматическая игра

Тема: «Грибы» Речевые игры и упражнения в картинках для занятий с детьмиГрамматическая игра ...

Игры и упражнения для занятий родителей с детьми в летний период

У ребенка с ЗПР ослаблена память, не сформировано произвольное внимание, отстают в развитии мыслительные процессы, поэтому необходимо закреплять изученный материал в летний период дома. ...

Игры и упражнения по логоритмике для детей дошкольного возраста

У детей с заиканием нарушается темпо-ритмическая организация движений, в большей степени страдает координация движений.Наиболее эффективным средством развития психической и моторной сферы детей снаруш...

Игры и упражнения по логоритмике

Игры и упражнения по логоритмике...

Игры и упражнения по логоритмике для занятий родителей с детьми

Регулярное использование, повторение упражнений, игр на координацию речи с движением положительно влияет на развитие внимания, мышления, памяти, развитие речи. Благодаря этим упражнениям, дети учатся ...