К вопрсу о ЗРР
статья по логопедии

Костенко Галина Евгеньевна

В данной статье  рассматриваются вопросы о  понятии "Задержка речевого развития", причины, диагностика, виды  задержек речевого развития, дифференциация и перспективы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k_voprosu_o_zrr_kostenko_g.e.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

        К вопросу о задержке речевого развития

                                                                                 Костенко Галина Евгеньевна

                                                                                 логопед высшей категории ГБУЗ «ДРБ»

   В контексте модернизации здравоохранения особую актуальность приобретает проблема ранней помощи детям с задержкой развития. Задержка речевого развития (ЗРР) является медико-педагогической проблемой, затрагивающей аспекты педиатрии, детской неврологии, логопедии и детской психологии.

 

   Определение понятия ЗРР

     До трехлетнего возраста речевые нарушения у детей обозначают термином «задержка речевого развития» (Ляпидевский С.С., 1969; Степаненко Д.Г., 2002; Корнев А.Н., 1999; 2005)  

       Задержка речевого развития (ЗРР) - понятие, отражающее более медленные темпы освоения норм родного языка детьми на этапе раннего и среднего речевого онтогенеза.

    Темповое отставание касается формирования всех компонентов речи: звуков раннего

онтогенеза, словаря и грамматики, фразовой и связной речи.

Задержка речевого развития встречается у 3–10% детей; у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек. ЗРР негативно отражается на развитии психических процессов, поэтому ЗРР и ЗПР часто наблюдается у детей параллельно и обозначается в литературе как задержка психоречевого развития (ЗПРР).

 

  Причины ЗРР

    Задержка речевого развития может вызываться причинами биологического и социального порядка.

      Биологическую (органическую) основу задержки речевого развития чаще всего составляет наличие у ребенка минимальной мозговой дисфункции, обусловленной перинатальным поражением головного мозга (перинатальной энцефалопатией). В анамнезе детей с задержкой речевого развития, как правило, прослеживаются внутриутробная гипоксия и асфиксия в родах, родовые травмы, внутриутробные инфекции; недоношенность или переношенность, ЧМТ, гипотрофия, неонатальные менингиты и энцефалиты, частые или длительные заболевания раннего возраста, ослабляющие ребенка, поствакцинальные осложнения.

     Отставание в речевом развитии может быть связано с тугоухостью у ребенка. Известно, что становление и развитие речевой функции происходит при непосредственном участии слухового анализатора, т. е. с опорой на услышанную ребенком информацию, поэтому нарушения слуха также могут вызывать задержку речевого развития. Иногда более медленные темпы созревания нервной системы носят генетически детерминированный характер: если один из родителей поздно заговорил, вполне вероятно, что у ребенка также будет наблюдаться задержка речевого развития.

     Социально-педагогические предпосылки задержки речевого развития кроются в неблагоприятной микросоциальной среде, приводящей к дефициту речевых контактов: невостребованности речи (неразвитости культуры общения в семье), «синдроме госпитализма» у часто болеющих детей; педагогической запущенности. Отрицательное влияние на темпы развития речи ребенка может оказывать билингвизм, неблагоприятная речевая среда, эмоциональные стрессы.

    С другой стороны, тормозящее влияние на формирование речевой функции ребенка может оказывать не только психосоциальная депривация, но и гиперопека. В этих условиях речевое общение также остается невостребованным, поскольку окружающие взрослые предупреждают все желания ребенка, не стимулируя его самостоятельную речевую активность. Крайне вредным для ребенка раннего возраста является нахождение в чрезмерно информированной среде, где он сталкивается с избыточным потоком информации, которая к тому же не соответствует возрасту малыша. В этом случае ребенок привыкает не прислушиваться к речи и не осмысливать значение слов; произносит длинные, шаблонные фразы, не имеющие отношения к развитию истинной речи.            Примерно в трети случаев причины задержки речевого развития так и остаются невыясненными.

   Симптоматика ЗРР

     Признаками задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза могут являться:

аномальное протекание доречевого периода (малая активность гуления и лепета, беззвучность, однотипные вокализации)

отсутствие реакции на звук, речь у ребенка в возрасте 1 года

неактивные попытки повторения чужих слов (эхолалии) у ребенкав возрасте 1,5 лет

невозможность в 1,5-2 года на слух выполнить простое задание (действие, показ и т. д.)

отсутствие самостоятельных слов в возрасте 2-х лет

неспособность соединения слов в простые фразы в возрасте 2,5- 3-х лет

полное отсутствие собственной речи в 3 года (ребенок употребляет в речи только заученные фразы из книжек, мультфильмов и пр.)

преимущественное использование ребенком неречевых средств коммуникации (мимики, жестов) и др.

   Диагностика задержки речевого развития

   Ребенок с задержкой речевого развития должен быть проконсультирован группой специалистов, включающей педиатра, детского невролога, детского отоларинголога, детского психиатра, логопеда, детского психолога. Задачей педиатра на этапе обследования служит оценка соматического статуса, предварительное определение возможных причин задержки речевого развития и направление ребенка к специалисту соответствующего профиля.

    Неврологическая диагностика (ЭЭГ, ЭхоЭГ, дуплексное сканирование артерий головы ребенку) требуется для выявления микроорганических поражений головного мозга. Посещение детского отоларинголога необходимо для исключения хронического отита, аденоидов, тугоухости у ребенка.

    Логопедическое обследование ребенка с ЗРР включает в себя изучение анамнестических данных и заключений медицинских специалистов, моторного развития детей, состояния речевого аппарат, слуховых и зрительных ориентировочных реакций, специфику коммуникативной деятельности ребенка. У детей до 1 года проводится наблюдение за голосовой и доречевой активностью в естественной и провоцирующей ситуациях. При наличии слов определяется время их появления, объем активного и пассивного словаря, общая речевая активность ребенка, наличие фразовой и связной речи и т. п.

   

       Для логопедической практики важно определить доброкачественный (темповый) или патологический (специфический) характер носит задержка речевого развития.     До сих пор не существует четкого разграничения патологической задержки речевого развития от крайних вариантов нормы. Одним из общих правил в отечественной клинической практике является определение степени задержки речевого развития в эпикризных сроках, а в зарубежной практике, где используются статистические методы оценки, в стандартных отклонениях (Левина Р.Е., 1975; Корнев А.Н., 2006).    Задержка речевого развития считается патологической, если развитие речи ребенка отстает от нормального на два и более эпикризных срока или стандартных отклонения.  Вопросы отграничения специфических ЗРР от временных обратимых состояний, базируются на том положении, что развитие речи ребёнка при темповой задержке речевого развития отличается от нормального только своими темпами. Допускается отклонение нормативных рамок в сроках речевого развития на 2-3 месяца у девочек, и на 4 - 5 месяцев у мальчиков. Правильно оценить, является ли запаздывание сроков появления активной речи задержкой речевого развития или индивидуальной особенностью, может только специалист, имеющий возможность наблюдать ребенка в динамике.

  При дифференциальной диагностике определяющее значение имеет комплексное обследование. Оно включает в себя клинический анализ нарушенного умственного и речевого развития, психологическое изучение ребенка, направленное на разграничение ведущего дефекта (речевого или интеллектуального), а также дополнительные методы исследования — электроэнцефалографическое и другие. Дифференциальной диагностике помогает анализ динамики психического развития ребенка.

   Задержку речевого развития необходимо отличать от общих нарушений развития (аутизма, элективного мутизма, олигофрении), общего недоразвития речи I-III уровня.

Признаками неблагополучного развития речи являются:

 Физическое развитие не соответствует возрасту, задержка развития.

 Присутствуют заболевания неврологического профиля.

 В анамнезе есть тяжелые общие болезни.

 Игнорирует просьбы повторить только - что сказанное.

 Не стремится повторять речь родителей.

 Все свои проблемы решает самостоятельно без родительского вмешательства.

 Не чувствует дискомфорта и стеснения при разговоре с незнакомцами.

 Не стремится разговаривать понятливо для окружающих, ему безразлично понимают ли его или нет.

 Отстает от сверстников в речевом развитии.

          Темповую задержку речевого развития характеризуют:

1. Хорошее понимание обращенной речи. Предложите малышу несколько заданий, которые покажут вам то, как он понимает вашу речь. В 2 года ребенок хорошо понимает простые инструкции и задания: «Иди ко мне на ручки», «Дай мне мячик», «Принеси мне мишку», «Возьми мишку и посади его на стульчик», «Покажи на картинке машинку, зайчика, куклу».

Показателем понимания речи является в числе прочего, стойкая реакция на собственное имя. Ребенок поворачивает голову, когда вы его зовете шепотом, из — за спины, закрывая губы листком бумаги. В 3 года ребенок хорошо понимает простые инструкции и задания: «Посади куклу на стул, под стул, около стула, спрячь куклу за стулом», «Возьми книгу, подойди к столу и положи книгу на стол», «Принеси маме папину рубашку», «Покажи на картинке, где девочка догоняет мальчика, а где мальчик догоняет девочку».

2. Хорошее слуховое внимание. Ребенок узнает и различает звуки окружающей среды, бытовые шумы (пение птиц, гудение автомобиля, звонок в дверь, стук молотка), определяет направление источника звучания. Малыш различает голоса людей, звукоподражания животных, показывает на картинке предмет, название которого вы называете.

3. Отсутствие тяжелых вредоносных факторов в сведениях о развитии ребенка. Причинами темповой задержки речевого развития у детей (ТЗРР) чаще всего бывают соматические заболевания и ослабленность ребенка, частые госпитализации, неправильные методы воспитания в семье.

4. Хорошее познавательное развитие. Ребенок любознателен и проявляет интерес к предметам и явлениям окружающего мира. Поскольку такой ребенок не может получить интересующую его информацию с помощью вопроса, он делает это любыми другими доступными ему способами: подводит взрослого к интересующему его предмету; показывает на него пальцем, мимикой и интонацией демонстрируя свою заинтересованность;

5. Использование других способов общения. Такой ребенок хочет общаться с окружающими и придумывает доступные для него способы общения и привлечения внимания к себе: тянет взрослых за одежду; поворачивает ваше лицо к себе или интересующему его предмету; использует доступные ему вокализации, а также жесты, мимику и интонацию.

   Прогноз и профилактика задержки речевого развития

  Чем раньше начаты развивающие занятия с ребенком, тем быстрее и успешнее будет результат. Обычно при устранении предрасполагающих причин и грамотно организованной работе уже к старшему дошкольному возрасту, дети с задержкой речевого развития догоняют своих сверстников. Эффективность коррекции зависит не только от участия врачей и педагогов, но и усилий родителей, соблюдения ими единых речевых требований и рекомендаций специалистов.

    Профилактика задержки речевого развития у детей включает создание условий для благоприятного течение беременности, родов и постнатального периода; обеспечение адекватных микросоциальных условий и речевой среды, окружающей ребенка. Необходимо, чтобы игрушки, с которыми играет ребенок, носили развивающую направленность, а поступающая информация относилась к зоне актуального и ближайшего развития ребенка. Для оценки уровня речевого развития в 2–2,5 года целесообразно посетить логопеда.

       И так,   подводя итог,   хочется подчеркнуть:

 

  • заключение «задержка речевого развития» правомерно в отношении детей младше 3-х лет. После трехлетнего возраста у ребенка необходимо определять конкретный вид речевого нарушения и структуру речевого дефекта;
  • дифференциальная диагностика речевого развития  ребенка должка быть комплексной, медико-педагогической, в динамике.
  • чем раньше будет диагностирована ЗРР и проведены лечебно-коррекционные мероприятия, тем благоприятнее прогноз.

                    Список литературы:

  1. Асмолова Г. А. и др. Ранняя диагностика нарушений развития речи. Особенности речевого развития у детей с последствиями перинатальной патологии нервной системы. Клинические рекомендации, 2015.
  2. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста клинические
    психологические аспекты. СПб.: Речь, 2006.
  3. Левина, Р.Е. Разграничение аномалий речевого развития у детей [Текст] / Р.Е. Левина // Дефектология. - 1975.
  4. Ляпидевский С.С. Расстройства речи у детей и подростков. Издательство: Москва, 1969.
  5. Логопедия. Под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. - М.,«Владос», 2002.
  6. Степаненко Д. Г. Вопросы диагностики и реабилитации речевых нарушений у детей. Методические рекомендации для врачей и логопедов лечебно-профилактических учреждений. Екатеринбург: Бонум, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кроссворды и вопрсы-шутки по РЭМП

Кроссворды и вопрсы-шутки по РЭМП Первый кроссворд:По вертикали: 1. Название дидактического материала для формирования элементарных математических представлений, созданного известным венгер...