Консультация
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_rod_v_form_grammaticheski_prav_rechi_konsult.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ "ЦРР - детский сад № 5 "Академия детства"

658222, г. Рубцовск, улица Федоренко, 5

тел. 8 (38557) 7-18-03

Е-mail: ds5akademiadetstva@mail.ru

Консультация на тему:

«Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста»

        Подготовила:

Учитель-логопед Шарапова А.С.

«РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ

ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

 Грамотная, четкая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

 Общение ребёнка с окружающими формируется постепенно: оно включает понимание речи и активное пользование его с учётом правильного грамматического и фонетического оформления. На разных возрастных этапах требования к речи детей предъявляются разные. В 5 – 6 лет – дети должны уметь свободно строить простые и сложные по структуре предложения и грамматически правильно оформлять их, употреблять конструкции с прямой и косвенной речью, рассказывать о предмете, картине, используя готовый план, а также составлять самостоятельно.

Но, к сожалению, в настоящее время многие дети испытывают трудности при формировании собственных речевых высказываний. Поэтому проблема

формирования лексико-грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем.

Содержание словарной работы опирается на постепенное расширение, углубление и обобщение знаний детей о предметном мире. Этот словарь характеризуется разнообразием тематики, в нем представлены все части речи, что позволяет сделать речь ребенка в конце дошкольного детства содержательной, достаточно точной и выразительной.

Очень важным моментом для формирования у детей фразы и развития связной речи является знакомство детей с элементарными формами словообразования.

Формирование словоизменения у дошкольников начинается с упражнений по различению, сопоставлению форм слов. Дети вслушиваются в окончания существительных, глаголов единственного и множественного числа, в изменения падежных окончаний одного и того же слова.

Навыки словоизменения закрепляются сначала в словосочетаниях; затем в предложениях, далее и связанной речи.

Для того чтобы дети умели правильно строить и употреблять в своей речи

простые предложения, важно, чтобы все слова были им понятны. Необходимо следить за порядком слов в предложении (в случае необходимости поправлять с помощью вопросов), за правильным употреблением соответствующей формы глагола, согласованием его в лице и числе с существительным.

Особенно важно оречевлять практические действия с предметами, активные наблюдения за жизненными явлениями. Составляя предложения по описанию различных действий и т.п., дети учатся связно рассказывать об увиденном.

Постепенно такие сообщения объединяются в короткий рассказ.

Эффективным средством формирования лексико-грамматического строя речи детей являются игры и упражнения, применяемые в разных видах деятельности, в повседневной жизни.

Таким образом, к школьному возрасту, дети овладевают в основном всей сложной системой практической грамматики.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ:

Дать «ласковые имена»:

Валя-Валечка, Вася-Васенька, Соня-Сонечка, Саша-Сашенька, Даша-Дашенька, Ира-Ирочка, Люда-Людочка, Катя-Катюша, Аня-Анечка, Серёжа-Сереженька, Миша-Мишенька, Дима-Димочка, Наташа-Наташенька, Вера-Верочка и т.д.

Покажи на себе и на кукле и назови:

Голова-головка Лоб Уши Нога - ножка Затылок Губы Рука Щёки Пальцы

Спина Глаза Ногти Живот Брови Ресницы Шея Нос Язык

Считай овощи до пяти по образцу:

Один помидор, два помидора, три помидора, четыре помидора, пять помидоров.

Один огурец … . Одна редиска… . Один баклажан, … . Одна морковка … . Один кабачок … . Одна репка … . Один боб … . Одна редька … .

Проведите игру «Есть - нет».

Ребёнок произносит вторую часть фразы со слов: «У меня нет».

- У меня есть свежая капуста.

- У меня нет свежей капусты.

Красный помидор, зелёный огурец, синий баклажан, спелые бананы, кислые

лимоны, сладкое яблоко, горькая редька.

Подбери как можно больше определений к каждому предмету.

Нарисуй в тетради.

Помидор – красный, круглый, вкусный, сочный.

Банан, редис, лук, виноград, лимон, апельсин, репа, яблоко.

«Большой-маленький»

Учите детей правильно называть маленькие предметы.

Вы называете большой предмет, а ребёнок – маленький.

Стол-столик. Булка- ... Стул- ... Чашка- ... Салфетка- ... Тарелка- ... Огурец- ... Конфета - ... Диван- ... Полка- ... Нож- ... Кружка- ...

Проведите игру с мячом

 «Один-много».

Яблоко – яблоки

Груша – груши

Слива – сливы

Персик, банан, ананас

«Много-один».

Апельсины – апельсин

Абрикосы – абрикос

Помидоры – помидор

Огурец, мандарин, лимон

Дополнить предложения, изменив слово в скобках.

В корзине лежит один (помидор).

В лесу растёт много (дерево).

В зоопарке мало (зверь).

У меня меньше (ягода), чем у Вовы.

Петя собрал столько же (гриб), сколько и Света.

В шкафу лежит больше (плащ), чем на вешалке.

Подобрать по несколько существительных к прилагательным.

Красные машины, стулья, блюдца.

Синие … Тёплые … Металлические … Вязаные … Шерстяные …

Пластмассовые …

Существительные должны быть всех трёх родов.

«Доскажи словечко».

Учите детей образовывать и использовать в речи глаголы с различными

приставками.

Машина в гараж … (въезжает).

Мальчик из школы … (выходит).

Шофёр к машине … (подходит).

Девочка с горы … (съезжает).

Старушка через улицу … (переходит).

Девочка через лужу … (перепрыгивает).

Птичка из клетки … (вылетает).

Измените предложения по образцу:

Он сидит на диване. – Они сидят на диване.

Он бежит по дорожке … Он поёт песню … Он рисует солнце … Он идёт

домой … Он колет дрова …

«Чье это?»

Образуйте притяжательные прилагательные по образцу:

Хвост собаки – собачий хвост.

Молоко коровы – коровье молоко.

Грива льва … Зубы тигра … Копыта лошади … Шерсть кролика … Рога лося

… Усы кошки … Следы зайца …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....