Артикуляционная гимнастика для звука [Л]
консультация по логопедии

Мосейкова Наталья Владимировна

По мере взросления ребенка, многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи. Для того, чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной необходимо работать над развитием мышц артикуляционного аппарата. Данный комплекс упражнений помогает сформировать правильный артикуляционный уклад для произношения звука [Л].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika_dlya_zvuka_l.docx753.98 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика для звука [Л]

Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные — артикуляционные уклады различных фонем.

Каждое упражнение имеет свое название. Это, во-первых, вызывает у ребенка интерес к упражнению, во-вторых, экономит время. Названия эти условные, но очень важно, чтобы дети их запоминали.

Несколько правил, которые нужно помнить при выполнении упражнений:

  • Необходимо соблюдать определенную последовательность – от простых упражнений к более сложным.
  • На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом.
  • Количество повторов каждого упражнения от 2 до 15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.
  • Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения.
  • Выполняйте рекомендованный логопедом комплекс артикуляционной гимнастики каждый день.
  • Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки и выполнять их в течение дня.
  • Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получится какое-либо движение. Ручкой чайной ложки или чистым пальцем можно помочь ребенку принять нужное положение языка.

Правильная артикуляция  звука [Л]:

  • губы ориентированы на следующий звук;
  • Кончик языка слегка поднят и смыкается с верхними резцами;
  • Края языка не примыкают к коренным зубам оставляя проход для воздуха;
  • воздушная струя умеренная и теплая;
  • звук [Л] – звонкий.

Артикуляционные упражненияF:\Автоматизация звуков(ДЗ)\АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА\комплекс по порядку\Artikulyatsionnaya_gimnastika_cv_kartinki-3.jpg

            «Заборчик»

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

«Блинчик»F:\Автоматизация звуков(ДЗ)\АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА\комплекс по порядку\Artikulyatsionnaya_gimnastika_cv_kartinki-9.jpg

Улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удерживать под счет от 1 до 10 секунд. F:\Автоматизация звуков(ДЗ)\АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА\комплекс по порядку\Artikulyatsionnaya_gimnastika_cv_kartinki-21.jpg

«Иголочка»

Открыть рот, язык сделать узким (напрячь). Узкий язык выдвинуть вперед и продержать в таком положении 5-10 секунд.

«Чашечка»

Открыть рот, широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув кверху боковые края.F:\Автоматизация звуков(ДЗ)\АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА\комплекс по порядку\Artikulyatsionnaya_gimnastika_cv_kartinki-2.jpg

«Конфета»F:\Автоматизация звуков(ДЗ)\АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА\комплекс по порядку\Artikulyatsionnaya_gimnastika_cv_kartinki-8.jpg

Губы сомкнуть, напряженным языком упираться то в одну и в другую щеку.

«Вкусное варенье»F:\Автоматизация звуков(ДЗ)\АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА\комплекс по порядку\Artikulyatsionnaya_gimnastika_cv_kartinki-10.jpg

Рот приоткрыть, широким языком облизывать верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Нижняя челюсть при этом неподвижна!F:\Автоматизация звуков(ДЗ)\АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА\комплекс по порядку\Artikulyatsionnaya_gimnastika_cv_kartinki-1.jpg

«Чистим зубы»

«Почистить» кончиком языка нижние зубы с внутренней стороны. Слева - направо. Нижняя челюсть неподвижна!

«Маляр»F:\Автоматизация звуков(ДЗ)\АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА\комплекс по порядку\Artikulyatsionnaya_gimnastika_cv_kartinki-4.jpg

Рот открыть. Широким кончиком языка, как кисточкой, проводить от верхних резцов до мягкого нёба, производя движения вперед-назад.

«Лошадка»F:\Автоматизация звуков(ДЗ)\АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА\комплекс по порядку\Artikulyatsionnaya_gimnastika_cv_kartinki-6.jpg

Присасывать язык к нёбу и резко отпускать. Щелкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть неподвижна! 

«Грибок»F:\Автоматизация звуков(ДЗ)\АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА\комплекс по порядку\Artikulyatsionnaya_gimnastika_cv_kartinki-19.jpg

Улыбнуться, чтобы были видны зубы, приоткрыть рот. Присосать широкий язык к нёбу и открыть рот.

«Гармошка»F:\Автоматизация звуков(ДЗ)\АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА\комплекс по порядку\Artikulyatsionnaya_gimnastika_cv_kartinki-11.jpg

Рот приоткрыть, язык присосать к нёбу. Не отпуская языка вниз открывать и закрывать рот. Губы должны быть в улыбке! 

«Индюк»

Рот открыть. Широким кончиком языка проводить по верхней губе вперед-назад не отрывая языка. При этом произносить БЛ-БЛ-БЛ. Нижняя челюсть неподвижна! F:\Автоматизация звуков(ДЗ)\АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА\комплекс по порядку\Artikulyatsionnaya_gimnastika_cv_kartinki-7.jpg

И помните, все упражнения лучше выполнять в игровой форме! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Артикуляционная гимнастика для звуков С, З, Ц" первый комплекс

Буклет "Артикуляционная гимнастика для звуков С, З, Ц" первый комплекс  сделан в программе фотошоп....

Буклет "Артикуляционная гимнастика для звуков Ш, Ж, Ч, Щ" второй комплекс

Буклет "Артикуляционная гимнастика для звуков Ш, Ж, Ч, Щ" второй комплекс сделан мной в программе фотошоп....

Артикуляционная гимнастика для звука Л.

Цель: развитие артикуляционного аппарата для постановки звука Л....

артикуляционная гимнастика для звуков с-сь,з-зь.

артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков при стёртой форме дизартрии...

артикуляционная гимнастика для звуков р-рь

артикуляционная гимнастика способствует правильному произношению звуков....

Артикуляционная гимнастика для звуков [c,з,ц].

Артикуляционные упражнения....