Артикуляционная гимнастика для звука [Ш]
консультация по логопедии

Мосейкова Наталья Владимировна

Данный комплекс упражнений помогает сформировать правильный артикуляционный уклад для произнесения звука Ш.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika_dlya_zvuka_sh.docx563.89 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика для звука [Ш]

Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные — артикуляционные уклады различных фонем.

Каждое упражнение имеет свое название. Это, во-первых, вызывает у ребенка интерес к упражнению, во-вторых, экономит время. Названия эти условные, но очень важно, чтобы дети их запоминали.

Несколько правил, которые нужно помнить при выполнении упражнений:

  • Необходимо соблюдать определенную последовательность – от простых упражнений к более сложным.
  • На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом.
  • Количество повторов каждого упражнения от 2 до 15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.
  • Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения.
  • Выполняйте рекомендованный логопедом комплекс артикуляционной гимнастики каждый день.
  • Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки и выполнять их в течение дня.
  • Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получится какое-либо движение. Ручкой чайной ложки или чистым пальцем можно помочь ребенку принять нужное положение языка.

Правильная артикуляция  звука [Ш]:

  • губы округлены и выдвинуты вперед;
  • зубы сомкнуты, либо сближены;
  • кончик языка поднят к передней части неба (у альвеол), но не прижат; боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам;
  • теплая воздушная струя выдыхается по середине языка;
  • звук [Ш] – глухой.

Артикуляционные упражнения

 «Накажем непослушный язычок»F:\Автоматизация звуков(ДЗ)\АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА\комплекс по порядку\Artikulyatsionnaya_gimnastika_cv_kartinki-2.jpg

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: « тя-тя-тя». 

«Блинчик»F:\Автоматизация звуков(ДЗ)\АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА\комплекс по порядку\Artikulyatsionnaya_gimnastika_cv_kartinki-9.jpg

Улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удерживать под счет от 1 до 10 секунд. 

 «Маляр»F:\Автоматизация звуков(ДЗ)\АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА\комплекс по порядку\Artikulyatsionnaya_gimnastika_cv_kartinki-4.jpg

Рот открыть, зубы видны. Кончиком языка гладить вперед – назад небо от бугорков верхних зубов (как кисточкой). 

«Вкусное варенье»F:\Автоматизация звуков(ДЗ)\АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА\комплекс по порядку\Artikulyatsionnaya_gimnastika_cv_kartinki-10.jpg

Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать. F:\Автоматизация звуков(ДЗ)\АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА\комплекс по порядку\Artikulyatsionnaya_gimnastika_cv_kartinki-8.jpg

«Качели»

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы затем кончик языка за нижние зубы. 

 «Чашечка»

Сделав «Блинчик», широкий язык поднять вверх, придавая ему форму «Чашечки» (не пролить водичку). Следить, чтобы боковые края и  кончик языка не опускались. Удержать под счет от 1 до 10.F:\Автоматизация звуков(ДЗ)\АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА\комплекс по порядку\Artikulyatsionnaya_gimnastika_cv_kartinki-2.jpg

Затем завести «Чашечку» в рот за верхние зубы и удержать под счет от 1до 5.

«Грибок»F:\Автоматизация звуков(ДЗ)\АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА\комплекс по порядку\Artikulyatsionnaya_gimnastika_cv_kartinki-4.jpg

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка — его ножку.) 

«Фокус»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по середине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.F:\Автоматизация звуков(ДЗ)\АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА\комплекс по порядку\Artikulyatsionnaya_gimnastika_cv_kartinki-12.jpgF:\Автоматизация звуков(ДЗ)\АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА\комплекс по порядку\Artikulyatsionnaya_gimnastika_cv_kartinki-6.jpg

«Лошадка»

Улыбнуться, приоткрыть рот, присасывать язык к нёбу и пощелкать узким языком.  

«Гармошка»F:\Автоматизация звуков(ДЗ)\АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА\комплекс по порядку\Artikulyatsionnaya_gimnastika_cv_kartinki-11.jpg

Улыбнуться, рот приоткрыть, язык присосать к нёбу, не отпуская языка вниз открывать и закрывать рот. 

И помните, все упражнения лучше выполнять в игровой форме!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Артикуляционная гимнастика для звуков С, З, Ц" первый комплекс

Буклет "Артикуляционная гимнастика для звуков С, З, Ц" первый комплекс  сделан в программе фотошоп....

Буклет "Артикуляционная гимнастика для звуков Ш, Ж, Ч, Щ" второй комплекс

Буклет "Артикуляционная гимнастика для звуков Ш, Ж, Ч, Щ" второй комплекс сделан мной в программе фотошоп....

Артикуляционная гимнастика для звука Л.

Цель: развитие артикуляционного аппарата для постановки звука Л....

артикуляционная гимнастика для звуков с-сь,з-зь.

артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков при стёртой форме дизартрии...

артикуляционная гимнастика для звуков р-рь

артикуляционная гимнастика способствует правильному произношению звуков....

Артикуляционная гимнастика для звуков [c,з,ц].

Артикуляционные упражнения....