«Формируем звуки вместе, простые секреты учителя-логопеда»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Иванова А.Г.

План-конспект мастер-класса:

«Формируем звуки вместе, простые секреты учителя-логопеда»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_prostye_sekrety_uchitelya-logopeda_.docx39.1 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ Красночикойский детский сад «Солнышко»

План-конспект мастер-класса:

«Формируем звуки вместе, простые секреты учителя-логопеда»

с. Красный Чикой, 2023г.

План-конспект мастер-класса «Формируем звуки вместе, простые секреты учителя-логопеда»

Учитель- логопед: Иванова Ангелина Григорьевна.

Цель: Создать условия для повышения профессиональной компетентности педагогов по использованию логопедических методик в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с эффективными методами работы учителя-логопеда для общего развития.

2. Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

3. Познакомить педагогов с рекомендациями по проведению артикуляционной гимнастики; речевого дыхания; работой по развитию мелкой моторики; развитие фонематического слуха, сенсорного развития.

Оборудование:

1. Одноразовые тарелки.

2. Методические пособия для дыхательной гимнастики «Солнышки», «Бабочки», «Футбол», «Осьминожки», «Гусенички», «Ароматные цветочки», коктейльные трубочки.

4. Апельсины, сладкая соломка, сушки для артикуляционной гимнастики.

5. Атрибуты для развития мелкой моторики рук, су-джок, прищепки.

5. «Чудесный мешочек»

#1050;артинка «Ворота»

Ожидаемые результаты мастер-класса:

1. Понимание его участниками сути системы работы педагога-мастера;

2. Практическое освоение ими важнейших навыков в рамках транслируемого опыта;

3. Активизацию познавательной деятельности участников мастер-класса;

4. Повышение уровня их профессиональной компетентности по основным аспектам демонстрируемой деятельности;

5 . Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля педагогической деятельности.

Ход мастер-класса:

  1. Организационный момент.
  2. Вводная часть
  3. Основная часть
  • Артикуляционная гимнастика
  • Развитие речевого дыхания
  • Развитие мелкой моторики
  • Сенсорное развитие
  • Развитие фонематического слуха

  1. Заключительная часть. Рефлексия

Практическая часть.

Организационный момент

Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Ангелина Григорьевна, я учитель-логопед. Прежде, чем мы начнем мастер – класс, для снятия усталости, а главное для развития внимания поиграем в игру «Он и она».

Повнимательней, друзья.

Я начну, вы продолжайте,

Хором, быстро отвечайте.

  • Он слон – она …
  • Он лось – она …
  • Он кот – она …

- Ну, конечно это кошка, ну ошиблись вы немножко, так сыграем еще раз, обыграть хочу я вас.

  • Он морж – она …
  • Он заяц – она …
  • Он бык – она …

- Ну, конечно же корова, поиграйте теперь снова.

  • Он тигр – она …
  • Он осел – она …
  • Он баран – она …

- Ну вот, немножко отдохнули, расслабились.

Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о совершенствовании приёмов и методов в моей работе учителя-логопеда и о создании условий для повышения мотивации к логопедическим занятиям.

Мой мастер-класс называется так «Формируем звуки вместе, простые секреты учителя-логопеда»

Итак, представим обычную ситуацию, ребенок приходит на занятие к учителю-логопеду: с одной стороны, это ребёнок современный, зачастую гиперактивный, находящийся в постоянном, непрерывном движении, в организованных видах деятельности ему нужны яркие, заинтересовывающие моменты, короткие, «яркие» вспышки. С другой стороны, это ученик с речевой патологией.

И что же я как специалист, как учитель-логопед должна предпринять, чтобы не только мотивировать, заинтересовать такого современного ребёнка, зачастую с особыми образовательными потребностями, но и убедить его, что корректное (правильное) произношение действительно важно, актуально, широкий словарный запас делает речь не только более красивой, а главным образом способствует формированию успешной личности?

Попробуем продемонстрировать новизну и простату приемов в работе учителя-логопеда.

Основная часть

Артикуляционная гимнастика.

Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. Как вы думаете, а вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Попробуем и мы.

  • Стандартная артикуляционная гимнастика может проходить с использованием видео ролика или красочной презентации. Попробуем на практике.
  • А теперь попробуем творческий прием.

Используем дольку апельсина, бублик и сладкую соломку.

«Упражнения с соломинкой»

1. Высунуть язык и держать на нем соломинку как можно дольше.

2. Открой рот и постарайся удерживать соломинку в равновесии на языке. Можно прижать к верхним зубам, но рот закрывать нельзя.

3. Сделай усы! Удерживай соломинку у верхней губы с помощью кончика языка. А теперь делаем усы удерживая соломинку губами.

4. А теперь задание потруднее: соломинку нужно удержать в вертикальном положении (почти), зажав один конец между зубами и языком.

«Упражнения с сушкой»

;Язычок-гимнаст" - рот открыт, на язычок нанизываем сушку, поднять и опустить язычок с сушкой, подвигать им вправо-влево.

2. «Слоник»- на губы надеть сушку, вытянуть вперед, как хоботок у слоника. Держать 5-7 секунд.

3. «Петля»- продеть язык через бублик и «спрятать» за верхние зубы, удерживать 5-7 секунд.

Сложные упражнения, не у всех выходит с первого раза. Даже взрослому трудно выполнять.

«Упражнения с долькой апельсина»

#1054;близать языком колечко апельсина по кругу, в право-влево, вверх-вниз.

  1. Развитие речевого дыхания.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Воздух набирать через нос (плечи не поднимать, выдох должен быть длительным и плавным, необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки(для начала их можно придерживать руками)

  • «Ароматный цветочек» глубокий вдох носом, на выдохе произносим «Ах, как пахнет». Данное упражнение выполняем 5 раз.
  • «Гусеничка» возьмите коктейльную трубочку и подуйте на гусеницу так, чтобы она начала двигаться как живая. Повторите 3 раза.
  • «Солнышки» возьмите коктейльную трубочку и подуйте на солнышко так, чтобы оно быстро начало крутиться.
  • «Бабочка» сдуть бабочку с кончика носа.
  • «Футбол» загнать мяч в ворота с помощью трубочки.
  • «Осьминожка» дуть, чтоб шевелились «щупальцы».

Буря в стакане. Берем два пластмассовых прозрачных стаканчика.
В один наливаем много воды, почти до краев, а в другой наливаем чуть-чуть.
Предлагаем ребенку поиграть в "бурю в стакане" с помощью трубочек для
коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку
слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так
играть, чтобы не пролить воду.

  1. Развитие мелкой моторики.
  • У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются недостатки в общей моторике, плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие - может развиться дисграфия (нарушение письма). Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
  • Пальчиковая гимнастика - позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка, каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.
  • Дети с удовольствием принимают участие в играх – потешках. Самый известный вариант такой игры – «сорока- сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа.
  • Попробуем и мы с вами поиграть в такие игры (совместно с педагогами проводится игротренинг).
  • Игры с прищепками.
  • Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
  • «Сильно кусает котенок - глупыш.
  • Он думает это не палец, а мышь, (смена рук)
  • Но я, же играю с тобою, малыш,
  • А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш! »

  • Сейчас мы выполним МАССАЖ ПАЛЬЦЕВ РУК.
  • Данный массаж выполняется специальным массажным шариком Су-джок
  • Массаж Су – джок шарами, / повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/
  • #1069;тот шарик непростой
  • Он колючий, вот какой

  • #1071; мячом круги катаю,
  • Взад - вперед его гоняю.
  • Им поглажу я ладошку.
  • Будто я сметаю крошку,
  • И сожму его немножко,
  • Как сжимает лапу кошка,
  • Игры с шишками, грецкими орехами и массажным мячиком
  • Предлагаем ребенку покатать грецкий орех, шишку или массажный мячик между ладонями.
  • Покатать мяч рукой по столу, по руке.
  • Катать мяч по щекам, по лбу, по подбородку.

  1. Сенсорное развитие.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Является фундаментом общего умственного развития.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.

Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения, которые помогут раскрыть творческий потенциал ребенка, обогатят его эмоциональный мир.

Развить ощущения, помогут следующие игры:

"Поймай киску"

Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела, а участник мастер-класса с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы.

"Чудесный мешочек"

В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Предлагаем на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

"Найди пару"

Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.

Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.

«Звенящие бутылочки»

Умеете ли Вы распознавать звуки? Сделать это можно, например, при помощи такой игры. В одинаковые непрозрачные бутылочки положите самые разные предметы: рис, фасоль, перец, речной песок, камушки, канцелярские кнопки, пуговицы, горох и др. Найдите бутылочки с одинаковым звуком.

«Мозаика»

Собрать рисунок. Назвать цвета.

«Шнуровка»

Зашнуровать фетровых животных.

«Крабик»

Отстегнуть и пристегнуть круглые фигуры к пуговицам, назвать цвета.

  1. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА


Умение сосредотачиваться на звуке – мы развиваем слуховое внимание.
Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому
научить.
Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить
ребенка слушать и слышать.
Услышишь – хлопни
Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытыми
глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши.
(Ребёнок не видит вашу
артикуляцию).
Маленький учитель «Слонёнок - Элефон»
Скажите ребенку, что его любимая игрушка хочет научиться правильно,
говорить. Попросите ребенка «объяснить» игрушке, как называется тот или
иной предмет. При этом следите, чтобы малыш правильно и четко произносил
слова.
Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя
первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка
– хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
Игра «Телеграф»
Для игры нужны нарезанные полоски бумаги и ручка. Вы даёте
телеграмму: «Слонёнок заболел». Юный телеграфист выкладывает столько
полосок, сколько слов в предложении. А затем на каждой полоске рисует
столько кружков, сколько слогов в слове. Телеграмма «слонёнок заболел»
будет выглядеть так: две бумажные полоски с тремя кружочками на каждой.

Заключительная часть. Рефлексия.

Вашему вниманию были представлены разные методические разработки. На мой взгляд, всё это очень интересно для детей. Что-то можно использовать дома, что-то может использовать каждый из Вас в своих занятиях. Я старалась подобрать материал так, чтобы он мог касаться не только логопедических занятий, но и общеразвивающих.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА.
«Можно ли поставить звук ребенку дома самостоятельно?»
Можно. Но логопеды не рекомендуют это делать. Каждый звук имеет
определенный уклад органов артикуляции, свою эргономику произнесения.
Бывает, что родители неправильно ставят ребенку звук, и дети остаются
с таким дефектом на всю жизнь. У каждого малыша свои особенности. С
одним, например, достаточно позаниматься артикуляционной гимнастикой
(специальными упражнениями для губ и языка). И звук у него появляется сам.
Поэтому артикуляционную гимнастику можно делать и в домашних
условиях. Но постановка звука должна проходить только под руководством
логопеда. А у других детей имеются более сложные речевые дефекты в
комплексе с какими-либо другими нарушениями, связанными с неврологией.
В таких случаях следует работать со специалистом. И в домашних условиях лучше заниматься только по рекомендациям логопеда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для родителей «Простые секреты учителя-логопеда, формируем звуки вместе »

Цель мастер - класса: познакомить родителей с рекомендациями по проведению артикуляционной гимнастики; дыхательной;  пальчиковой гимнастики; игрового массажа и самомассажа....

Мастер - класс для родителей воспитанников логопедической группы. Тема: "Простые секреты учителя-логопеда, формируем звуки вместе"

Научить родителей различным приемам и методам, способствующим формированию у детей правильной речи....

«Простые секреты учителя-логопеда, формируем звуки вместе »

laquo;Простые секреты учителя-логопеда, формируем звуки вместе »...

Мастер - класс "Простые секреты учителя - логопеда. Формируем звуки вместе".

Мастер - класс для родителей днтей дошкольного возраста.Цель: Повышение компетентности родителей по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми....

Мастер – класс для родителей Тема: «Простые секреты учителя-логопеда, формируем звуки вместе »

Мастер – класс для родителей Тема: «Простые секреты учителя-логопеда, формируем звуки вместе »...

Мастер-класс для родителей "Простые секреты учителя-логопеда для родителей.Формируем звуки вместе"

Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы....