Консультация
консультация по логопедии

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

«ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivaem_fonematicheskoe_vospriyatie_logopediya.docx18.42 КБ

Предварительный просмотр:

                             

                   

                 

                  КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА»

                                     подготовил: учитель-логопед Шарапова А. С.

                             Игры для развития фонематического слуха

В 4 – 5лет у детей возникает потребность в интеллектуальных заданиях, речевых упражнениях. Они начинают слышать свою и чужую речь, неточности и искажения звукового состава слова. Отсюда возникает огромное желание научиться хорошо говорить, читать и писать. Чтобы эта способность развивалась, необходимо играть в фонетические игры. Считается, что развитие фонематического восприятия (способность различать звуки речи на слух) влияет на успешное овладение звукопроизношением, чтением и письмом. Вашему вниманию предложены варианты игр на развитие у детей фонематического слуха по принципу «от простого – к сложному». Дерзайте! Успехов Вам и Вашему ребенку!

Игра «Откуда прозвучало?»

Материалы: колокольчик.

Ход игры:

  • Покажите ребенку, как звенит колокольчик.
  • Попросите ребенка закрыть глаза и не открывать их, пока вы не скажете.
  • Отойдите в любой угол комнаты и позвените колокольчиком.
  • Тихо вернитесь на место.
  • Скажите: «Можешь открыть глаза. Откуда прозвучал колокольчик?»

Задача ребенка: отгадать, откуда звучал колокольчик.

Определение направления звучания является важной подготовительной работой перед играми на развитие фонематического слуха. Это задание не настолько простое, каким кажется!

Игра «что звучало?»

Материалы: три обычных тонких листа формата А4, простой карандаш, две миски, в одной из которых вода, ножницы.

Ход игры:

  • Скажите ребенку: «Сейчас я буду делать что-то интересное. Послушай шумы и запомни их».
  • Произведите разные действия: оторвите кусочек бумаги, нарисуйте карандашом линию на другом листе, шумно сомните третий лист, перелейте воду из миски в кружку, отрежьте кусочек бумаги.
  • Ребенок отворачивается, а вы воспроизводите одно из этих действий.
  • Ребенок, отвернувшись, не глядя на вас, должен угадать, что именно вы сделали.

Задача ребенка: отвернувшись, угадать, что прозвучало.

Если ребенок торопится обернуться, скажите, что оборачиваться можно только по сигналу (например, если вы хлопните в ладоши). Используйте разные шумы и звучания для игры.

Игра «Капельки»

Материалы: металлофон.

Ход игры:

  • Попросите ребенка закрыть глаза.
  • Слегка ударьте палочкой по клавишам два раза.
  • Ребенок открывает глаза и определяет, сколько капелек  «дождя» упало: две.
  • Усложните задание: пусть капает и три и четыре и пять капель.

Задача ребенка: посчитать количество «капелек».

Сосчитать капли на слух бывает довольно сложно. Помогите малышу в случае неудачи. Похвалите его за старания. Дайте ребенку возможность самому поиграть на металлофоне.

У Вашего ребенка все отлично получается? Что ж, задания усложняются! Бесценный материал для игр с ребенком – мелкие предметы и игрушки.

Игра «Найди игрушки на заданный звук»

Материалы: коллекция мелких игрушек, разложенная по коробочкам так, чтобы в каждой  лежали предметы, в названиях которых слышится один и тот же звук; диск с веселой музыкой.

Ход игры:

  • Разбросайте на ковре мелкие предметы из двух – трех коробочек (например, со звуком Р и Л в разных словах).
  • Под веселую музыку ребенок должен собрать игрушки с пола на стол только с тем звуком, который вы назвали, например, со звуком Л (лодка, молоток, мел).
  • Упражнение можно усложнить: «Постарайся успеть выполнить задание, пока звучит  эта песенка. Успеешь – выиграл». Музыка усложняет игру, потому что отвлекает внимание.
  • Если ребенку трудно – выключите музыку и помогите найти нужные игрушки. Утрированное проговаривание слов – обязательное условие во всех фонетических играх.

Задача ребенка: найти игрушки с тем звуком, который вы назвали.

Например, для звука  «С»  подберите игрушки: сова, лиса, сумка, носок, парус.  Вполне пригодятся игрушки из наборов «Лего», «Киндер-сюрприз», отломанные детали от других игрушек.

Игра «Хлопни в ладоши на заданный звук»

Пришло время осознанно распознавать звуки речи.

Ход игры:

  • Предложите ребенку послушать разные звуки, которые вы будете называть. Скажите: «Хлопни в ладоши только тогда, когда я скажу звук С».
  • Вы утрированно произносите ряд звуков: М, Р, С, Ц, Ш, С, Ч, Т, Х, С и т.д., а ребенок хлопает только на нужный звук. Все звуки произносите кратко: [С], [Ш], не как буквы: СЭ, ЭС, ША и т. д.
  • Если ребенок хорошо слышит изолированный звук (то есть, произнесенный отдельно от других), вы произносите слова со звуком С или без него: дом, кот, сок, нос, цапля, собака, шапка, чайка, лиса и т.д.

Задача ребенка: хлопнуть в ладоши, узнав в слове определенный звук.

Эта игра хорошо развивает произвольное внимание, что пригодится на уроках в школе. Чтобы она не наскучила, на заданный звук ребенок может   топать, прыгать, хлопать и т.д.

Игра «Где звук живет?»

Материалы: ящик с мелкими предметами, имеющими в названии общий звук, например, звук Ш.

Ход игры:

  • Расскажите историю: «Каждый звук в слове живет в своем домике. Домик может быть в самом начале слова, в середине слова или в конце. Выбери любую игрушку. Давай угадаем, где живет звук Ш в этом слове?» Здесь важно утрированно произносить звук в слове, выделять его интонационно.
  • Если ребенок не может сообразить, где живет звук Ш в слове Шапка, помогите ему с помощью резкого движения правой руки (если вы сидите напротив ребенка). Для этого произнесите слово ШАПКА, а при звуке Ш ударьте рукой, сжатой в кулак, будто по шляпке гвоздя. Часть слова АПКА проговариваете немного нараспев, а рука одновременно совершает плавное движение справа – налево (для ребенка оно выглядит наоборот). Такая наглядность поможет малышу услышать нахождение звука Ш в слове. При словах типа КОШКА, МЫШЬ рука также резко опускается, но только при звуке Ш.
  • В итоге все игрушки раскладываются на три отдельные группы - положение звука Ш в начале слова, в середине слова и конце слова.

Задача ребенка: определить позицию звука в слове (т.е. положение звука в начале слова, в середине слова, в конце слова).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....